– Анна, что такое ГМО и зачем одному продукту «прививать» ген другого?
– Если объяснять просто, генетически модифицированный организм – это тот, чьи свойства изменили с помощью методов генной инженерии. Если речь о продуктах, то генетическая модификация нужна для того, чтобы улучшить их свойства. Например, можно создавать более сладкие сорта фруктов, выращивать растения, устойчивые к вредителям или перепадам температуры, культуры, содержащие больше витаминов или масла. Не существует генов одного продукта, которые привили другому, каких-то специфических генов лосося, генов помидора и так далее. Есть гены, которые отвечают за определенные свойства, многие из них одинаковы и у человека, и у мухи-дрозофилы.
– Какие продукты чаще всего бывают генетически модифицированными, а какие эта участь не постигнет никогда?
– Самые распространенные – хлопчатник, кукуруза и соя. Генетически модифицированными не бывают продукты, которые не содержат генов. Вода без ГМО, соль без ГМО, стиральный порошок без ГМО – это часто становится поводом для шуток. Очень грустно, что люди на такое покупаются, это многое говорит об общем уровне образованности.
– Есть мнение, что модифицированные продукты повышают риск развития опухолей.
– Про мифы об опасности биотехнологий можно написать не одну книгу. В сознании людей ГМО непременно вызывают рак, аллергию, бесплодие, и от них вырастают щупальца. На самом деле опасность ГМО для человека не подтверждена за 40 лет исследований, просто технофобия существует с тех пор, как начали возникать новые технологии. Сократ критиковал письменность, луддиты жгли станки и фабрики, а современные технофобы давят еду тракторами и радуются запрету ГМО в стране. Человеческая психика устроена так, чтобы реагировать на новые вещи и ситуации настороженно.
К тому же общество плохо знакомо с основами биотехнологий. Не прилагая особых усилий, можно убедить людей в чем угодно, например: «съешь модифицированного лосося – и твои дети будут лососем». Честно говоря, если бы ДНК тех организмов, которых мы едим, могла так просто встроиться в нашу собственную молекулу ДНК, у ученых было бы гораздо меньше проблем. Не нужно строить генные пушки и стрелять из них частицами золота, не нужно сложных манипуляций с микроскопическими иглами и клеточными ядрами. Просто корми экспериментальное животное чем положено – и его ДНК изменится.
– А как быть с модифицированным крахмалом? Почему-то белорусы боятся его больше всего.
– Модифицированный крахмал не имеет никакого отношения к ГМО потому, что крахмал – это углевод и не содержит ДНК. Модифицированный в данном случае – это физически или химически обработанный: например, отбеленный, или термически обработанный, или высушенный в присутствии кислоты или щелочи. Эта обработка нужна для того, чтобы крахмал был более устойчив к размораживанию и замораживанию или, наоборот, к действию высоких температур. Единственная опасность модифицированного крахмала в том, что есть много углеводов в принципе не полезно.