Давняя традиция белорусов — сообща потрудиться на общее благое дело — возникла задолго до организованных ленинских субботников. Толокой строили дома и школы, копали картошку, наводили чистоту и порядок в городских парках.
Совхоз «Волна» Рогачевского р-на. Субботник. 1930-е годы.
Инициатива с продолжением
Вот уж прославились в ночь на 12 апреля 1919 года, в самый разгар Гражданской войны, 15 рабочих депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги. Наверняка и сами не ожидали, что инициативу (предложенную слесарем Иваном Бураковым) потрудиться на пользу революции и отремонтировать необходимые для перевозки грузов паровозы уже через месяц поддержат 205 работников депо. А совсем скоро сообща поработать — при этом добровольно и безвозмездно — станет делом почета и принципа для трудящихся всей советской страны.
Инициатива из низов была поддержана на самом высоком уровне. В. И. Ленин в статье «Великий почин», опубликованной отдельной брошюрой в 1919‑м, впервые назвал добровольный совместный труд субботником. И этот термин, впрочем, как и обозначаемое им явление, актуален до сих пор — и в Беларуси, и в некоторых странах бывшего СССР.
Гродно. Субботник. 1940 г.
Субботник в 1920 году большевики объявили «грандиозным Всероссийским»: в нем приняли участие 15 млн человек. Сам председатель Совнаркома «в стареньком кургузом пиджачке, зеленых брюках и кепке» очищал Кремль от мусора. Сохранилось фото, на котором Ильич среди небольшой группы людей несет огромное бревно.
Где только не печатались изображения трудящегося Ленина: на агитплакатах, марках, открытках, живописных полотнах… Да, вождь мирового пролетариата определенно повлиял на судьбу субботников. И все же на первых порах подвиги трудовых коллективов не ограничивали конкретными датами — уборкой в цехах, на улицах городов и поселков люди могли заниматься хоть каждую неделю.
Централизованно субботники стали проводить уже после смерти Ленина. А приурочивали их ко дню рождения вождя — 22 апреля.
Работать вместе — давняя традиция белорусов
И все же трудиться сообща (так называемой толокой) ради общего благого дела у белорусов было заведено задолго до Октябрьской революции. С незапамятных времен в деревнях, например, дом молодой семье строили все мужчины рода — как со стороны жениха, так и невесты. Толокой помогали погорельцам, вдовам погибших солдат и всем, кто по разным причинам оказался в трудной ситуации.А жители деревни Колодчино Вилейского района, к примеру, в 1920‑х годах ХХ века толокой построили школу. И крепкая деревянная «хатка», возведенная на совесть, стоит до сих пор.
Сообща выполняли самые разные срочные сезонные работы: копали картошку, косили траву, вместе выходили на прополку. При этом к труду привлекали и детей. На фото 1930‑х годов ХХ века видим, как усердно метут улицу ребята вместе с дедушкой в совхозе «Волна» Рогачевского района Гомельской области. Эх, чистота в деревеньке — мечта перфекциониста!
Костюковичи. После субботника в День индустриализации. 17 августа 1930 г.
Городским жителям тоже всегда находилось занятие. Подтверждение тому — снимок из Городка Витебской области начала ХХ века, в то время центра Городокского уезда Витебской губернии: группа людей отдыхает после наведения порядка в городском саду. По инвентарю (грабли, лопаты, лейки) понимаем: мужчины и женщины, скорее всего, сажали деревья. Кто знает, может, этим летом под сенью старого дуба присядет отдохнуть на лавочку внук молодого человека в национальной рубахе или правнучка дамы в чудной белоснежной шляпке…
Толочин от слова «толока»
Одна из версий происхождения названия города Толочин Витебской области, известного еще с 1433 года, связана со словом… «толока». Люди объединились и основали для себя новый населенный пункт? Или жители были настолько дружные, что все делали вместе? Теперь трудно сказать наверняка, как и что происходило в XV столетии. Зато, судя по сохранившемуся фото 1930‑х годов ХХ века, можем с уверенностью утверждать: субботники в Толочине проходили. По крайней мере, на шпалопильном заводе, работники которого (на снимке) так активно орудуют лопатами. Кстати, в городе, входившем в то время в Оршанский округ, работали также льняной, крахмальный, кожевенный, колбасный, молокоперерабатывающий и винокуренный заводы, а также ткацкая фабрика, леспромхоз, машинно-тракторная станция, мельница, две хлебопекарни. И трудящиеся всех этих предприятий точно наводили порядок в специально отведенные для этого дни.
Толочин. Субботник на шпалопильном заводе. 1930-е годы.
Толочин. Субботник на шпалопильном заводе. 1930-е годы.
И минчане в деле!
В Минске первый организованный субботник прошел летом 1920‑го, после освобождения города от поляков во время советско-польской войны. Видимо, жителям не терпелось поскорее начать новую жизнь, а чистые улицы и дворы как нельзя лучше тому способствовали.В 1930‑х годах субботники проходили хаотично, но часто. На снимке тех лет видим: минчане стараются сделать родной город краше. Причем это не постановочный кадр, люди действительно работают. К сожалению, на фото не указано место, где состоялось мероприятие. Но вполне возможно, там сейчас большой сквер или парк.
Особенно активно жители столицы восстанавливали город после Великой Отечественной войны. Добровольно, без принуждения каждую субботу выходили на расчистку улиц и дворов.
Конечно, проходили и организованные субботники, когда руководством города заранее определялись место проведения и фронт работ, выделялся инвентарь. Результаты таких уборок были колоссальными!
Городок. После субботника в городском саду. Начало ХХ в.
Не только дело, но и праздник!
Как ни странно, хотя субботники со временем и приобрели обязательный (а потому отчасти принудительный) характер, для трудового коллектива это всегда был повод встретиться в непринужденной обстановке. В эти дни было весело! Работали в охотку, с песнями и шутками. С удовольствием наводили порядок на рабочих местах, с энтузиазмом благоустраивали прилегающие территории.На фото 1920‑х годов из города Костюковичи Могилевской области люди выглядят уставшими, но довольными собой и проделанной работой.
Нередко субботники заканчивались душевными посиделками, выступавшими своеобразными бонусами неоплачиваемого труда в выходной день. И в этом была особая прелесть сложившейся традиции.Если вновь вернуться к первому коммунистическому субботнику в московском депо, то и его участники (как свидетельствуют исторические источники) собрались после в служебном вагоне, где отдохнули и выпили чаю. Затем спели «Интернационал» и разошлись по домам.
Путь в новую жизнь
С сентября 1939‑го, после воссоединения Восточной и Западной Белоруссии, активно включились в массовое движение и жители тех регионов, которые на протяжении 18 лет находились под Польшей. На фото 1940 года можно рассмотреть, с каким радостным воодушевлением гродненцы наводят чистоту в старом парке: сметая сор былого, расчищают путь в новую жизнь.Фото из личной коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.