За обеспечение внутреннего рынка должна быть субсидиарная стратегическая ответственность

Гарантии товарного изобилия

Производители и торговля должны нести субсидиарную стратегическую ответственность за обеспечение внутреннего рынка

В так называемой новой реальности каждому государству для сохранения безусловной стабильности придется в экономической политике ориентироваться не только на экспорт, развитие конкуренции и достижение через нее эффективности, другие традиционные показатели.
На первый план выходит принцип экономической безопасности. А исходя из нее жизненно необходимо для сохранения стабильности обеспечить внутренние базовые потребности граждан: продовольствие, одежду, некоторые другие товары первейшей необходимости (той же гигиены), жилье и средства коммуникации. Перед отечественной промышленностью (и государственной, и частной) всегда такая задача стояла. И ее с разным уровнем успеха выполняли.
Тем не менее в розничной торговле продолжает царить полный либерализм. Импортом завалены все полки. И на свои торговые марки всерьез начинают обращать внимание во время форс-мажора, когда разрываются логистические цепочки и пересыхают реки импорта. Но когда кризис проходит, поставки восстанавливаются, белорусский товар снова не котируется у розничных продавцов. Если мы говорим об экономической безопасности, то за обеспечение внутреннего рынка должна быть субсидиарная стратегическая ответственность. 


рисунок олега карповича

Международная торговля, конечно, никуда не исчезнет. Даже в самые драматические времена истории человечества (в том числе мировые войны, холодное противостояние) движение товаров продолжалось между различными регионами. Тем не менее на лицо регионализация глобальной экономики. И мировой ВВП уже начинает обгонять динамику трансграничной торговли. Разрыв не критичный и не драматичный. Но уже глобальная статистика подтверждает предположение о фрагментации. Правда, при этом усиливается взаимодействие внутри регионов. Но для стратегической стабильности, хотим мы этого или нет, всем национальным экономикам по возможности придется переходить на принцип «чучхе» — «опора на собственные силы». В меру разумного и рационального, естественно. В тотальную автаркию впадать не стоит. Но от внешнего контура можно ожидать любых неожиданностей. 

Однако наш розничный рынок живет так, будто ничего особенного в мире не происходит. Да, ушли некоторые импортные торговые марки. Но их место заняли другие иностранные бренды. Трансформировались логистические маршруты поставок, используются новые механизмы, хитрости. Не исключаю, что даже колдовство. Готов снять шляпу перед нашим бизнесом, который даже в 13 пакетах санкций находит форточки для завоза иностранной продукции. Но возникает другой вопрос: а почему с той же убежденностью не берутся за продвижение родных товаров? Совершенствование совместно с производителями? Доля-то продаж отечественной продукции выросла, но не сказать, чтобы впечатляюще. Казалось, что в 2022 году после ухода некоторых иностранных производителей розничный рынок должен был повернуться к отечественным товарам. Согласен, к ним можно предъявить немало претензий. И нередко обоснованных. Но давайте будем откровенны: импорт, который активно тянут в нашу страну вопреки всем барьерам, тоже не является безупречным. 

Как мне кажется, ответственность за бесперебойное обеспечение внутреннего рынка не совсем равномерно распределена между производителями и торговлей. Промышленности постоянно ставятся задачи по импортозамещению. Вводятся соответствующие показатели, за невыполнения которых журят и даже ругают. А иногда и делают оргвыводы. Надо отметить, что в целом эта стратегия оправдывается в непростые времена. Так было во время непростой ситуации с валютой несколько раз в 2010-х. Тогда некоторые импортеры предпочли на время выйти из игры. Потом был ковид, когда некоторые позиции белорусских товаров стали даже очень привлекательными на фоне масштабных локдаунов по всему миру. Очередной форс-мажор случился в 2022 году. И тогда ретейл бежал к родным производственным компаниям, требовал дополнительных поставок и отгрузок, продолжая диктовать свои условия. А при любом сопротивлении жаловался в госорганы, ссылаясь на социальную значимость своих требований и недопустимость оголения полок. Что являлось святой правдой. Только почему эту самую социальную ответственность должны нести на своих плечах одни производственники? И в тяжелые моменты, зачастую в ущерб экспортным отгрузкам, выполнять все заявки торговли? 

Дело-то в том, что стратегически наш ретейл, пожалуй, не способны потрясти никакие неожиданности. Когда острая фаза кризиса проходит, они отряхивают перышки и как ни в чем не бывало отправляются за своим любимым импортом. И отечественная продукция снова не находится в приоритете. Совершенно несправедливо получается. Да, бывают сложности с импортными поставками. Будем реалистами: они только будут усиливаться. Почему же ретейл не заключает договоров о стратегическом сотрудничестве с белорусскими компаниями? Ведь чтобы устойчиво развиваться, производителям необходимо понимать свои позиции на рынке: своем и экспортном. С учетом из этого выстраивать свою стратегию. И темп ее выполнения сбивается, когда их заставляют тушить пожар, разгоревшийся-то и не по их вине. 

Если подходить к проблеме честно, то надо без лицемерия взять и зафиксировать исходя из долей «свой — чужой» на внутреннем рынке зоны ответственности. Если ретейл не хочет продавать больше объема тех или иных товаров отечественного производства, то для них найдутся экспортные рынки. Но тогда уж, извините, импортеры должны обеспечить поставки своей доли. И без ссылок на плохую внешнюю погоду, изменения внешней конъюнктуры цен или какие-то другие факторы. Если хочешь работать на таком чувствительном рынке как розничный, надо нести и социальную ответственность. На деле, а не на словах. И если внешний контур вдруг в очередной раз деформируется (а это даже очень вероятно и даже почти неизбежно), то пускай ретейл не снова перекладывает проблему заполняемости полок «в короткую» на производителей, а выкручивается своими силами. Любую проблему можно решить. Другой вопрос, что цена вопроса может являться высокой и придется работать с убытками. Но никто же не мешает избежать рисков и заняться продвижением отечественной продукции, а не импортной. В том числе по происхождению и под брендами из недружественных стран и от компаний, которые вроде бы ушли. Но продукция под их торговыми марками продолжает мозолить глаза. А вот целого ожерелья белорусских торговых марок, которые успешно распробовал в 2022 году, иной раз и найти не могу. Спрашиваешь у производителей: пожимают плечами — сейчас не хочет брать отечественная торговля, поэтому развиваем экспорт. Но случится очередной форс-мажор — и вся нагрузка снова падет на производителя. И на какое-то время ретейл снова повернется к нашим компаниям лицом. Но такой подход, как мне кажется, несправедливый. Пускай будет свобода выбора. Но стоит определиться, кто несет риски перенасыщения (не будем лукавить) внутреннего рынка импортной продукцией…

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter