Пока одним греют душу относительно высокие позиции нашей страны в международных рейтингах, другие разводят руками: инвестиции в экономику в последние годы заметно сокращаются. По разным оценкам, сегодня около половины инвестдоговоров не приводят к реальному вложению денег. Бизнес и власть сходятся во мнении: нужно менять правила игры. «Р» изучила основные барьеры, которые отпугивают иностранных и белорусских инвесторов, а также предполагаемые изменения в законодательстве, способные улучшить ситуацию.
Своими мыслями депутаты и бизнесмены поделились в ходе круглого стола «Пути совершенствования Закона «Об инвестициях», который прошел в Совете Республики.
Владимир ПАНТЮХОВ, председатель Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам, задается логичным вопросом: если все условия созданы, почему нет инвестиций?
— С 2011 года доля прямых и внутренних инвестиций в ВВП сократилась в 1,6 раза: с 32 до 19%. Поэтому нужно предпринять меры, чтобы создать привлекательные условия для инвесторов. Правила игры должны быть простыми, понятными и стабильными, а для этого нужно совершенствовать законодательство. Сейчас эту сферу регулирует около 40 правовых актов, создана рабочая группа под руководством первого заместителя Премьер-министра Василия Матюшевского по выработке мер, которые должны усовершенствовать инвестклимат. Однако смелых и эффективных новаций до сих пор нет. Давайте ответим на вопрос, который озвучивал Президент: если созданы все условия, то почему объемы инвестиций сокращаются? Где мы недорабатываем?
Александр ЯРОШЕНКО, глава администрации Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», советует, какие льготные преференции для инвесторов стоит распространить по всей стране:
— Стабильность законодательства – это хорошо. Но если эта стабильность не дает результата, нужно менять и законодательство. В этом году мы в третий раз со времен создания парка изменили правила игры для инвесторов. Указ № 166 дал заметный результат: число резидентов увеличилось с 8 до 23. В этом указе есть очень важные новеллы, которые стоило бы распространить не только на территории индустриального парка, но и СЭЗ да и, возможно, всей страны.
Перечислю некоторые из них. Прежде всего это работа по принципу «одна станция». Инвесторы должны понимать, куда и к кому им обращаться, им должно быть комфортно. А с ними часто начинают «играть в футбол». У нас же все госорганы собраны на одной территории, это очень удобно и с точки зрения сроков, и с точки зрения прозрачности.
Еще один момент касается строительства объектов. Вопрос очень сложный. Для резидентов парка требования по строительству сведены, по сути, к двум категориям: механической прочности (Госстройэкспертиза и Госстройнадзор осуществляют эти процедуры) и экологической безопасности. Этих двух норм достаточно. Соответственно, при приемке и вводе объекта в эксплуатацию достаточно двух подписей. Сейчас же по законодательству инвестор должен получить 14 подписей. У нас также максимально сокращены сроки приемки объекта и ввода в эксплуатацию. Нельзя, чтобы эти решения растягивались на месяцы. Минимальные сроки работы с инвестором выгодны всем.
Кроме того, мы предоставляем возможность иностранным инвесторам, акционерам, рабочим находиться в парке на безвизовом режиме в течение 180 дней. Такую норму стоило бы распространить на всей территории страны. Не стоит этого бояться.
Пора что-то делать: за последние годы доля инвестиций в ВВП сократилась в 1,6 разаВладислав ЩЕПОВ, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике, предлагает принципиальные изменения в инвестиционном законодательстве:
— В законопроекте об инвестициях, который мы планируем рассмотреть на этой сессии, есть две основные новации. Первая – определение стоимости компенсируемого имущества, которое может быть национализировано, ликвидировано либо изъято. Оценка рыночной стоимости — это ключевой момент. Государство берет на себя обязательства оценить это имущество, а также определить сроки компенсации. Вторая норма – отказ от иммунитета государства в судебных разбирательствах. Это норма спорная, некоторые госорганы опасаются негативной реакции. Однако мы учли все пожелания и силовых структур, и Минэкономики. Эта практика зафиксирована в массе международных договоров, которые наша страна уже подписала, и не представляет никакой опасности.
На что еще хочется обратить внимание: мы предлагаем в Совете по развитию предпринимательства создать отдельную рабочую группу по защите прав инвесторов. Ситуация сегодня такая: более 50% инвестдоговоров не привели к вложению денег, по многим договорам идут разбирательства по возврату преференций. Если мы хотим привлекать инвесторов, нужно амнистировать тех, кто не выполнил обязательства по вине госорганов.
Кроме того, необходимо менять статус Национального агентства по инвестициям и приватизации (НАИП). Это должен быть орган, который работает по принципу «одной станции» на очень высоком уровне: эта «одна станция» должна взаимодействовать с местными органами власти и брать всю работу на себя. Сегодня инвесторам практически невозможно взаимодействовать с райисполкомами, которые просто боятся рискованных проектов. Думаю, в такой ситуации НАИП должно взять на себя формирование конкретных предложений для потенциальных инвесторов.
Николай МАРТЫНОВ, член Совета по развитию предпринимательства при Президенте, гендиректор ОАО «Марко», обращает внимание на то, из-за чего мы проигрываем конкуренцию другим странам:
— Венгрия, Чехия, Польша, даже Россия, против которой действуют санкции, сегодня предоставляют более привлекательные условия для инвесторов, чем мы. Законодательство нужно менять, чтобы не оставаться на задворках. Мне кажется, у нас должна быть создана дружественная правовая система, ориентированная на обеспечение благоприятных условий бизнесу и инвестору. Нельзя изначально в них видеть недобросовестных игроков или преступников. Инвестор уже рискует, поскольку экономическая ситуация постоянно меняется. Но правоприменительная практика усугубляет ситуацию. Меняются законы, меняются условия. Но не должно быть никаких новых актов, которые вводятся задним числом. Инвестор должен работать в тех условиях, которые действуют на момент начала его работы, ему нужна стабильность. Здесь должен быть мораторий на любые изменения законодательства на 5—10 лет.
Еще один момент. В России и Казахстане, например, законодательно закреплены гарантии по сбыту на внутреннем рынке продукции, выпускаемой через инвестпроект. Почему нашим предприятиям невозможно попасть ни в один госзаказ в России? Там защищают своего инвестора, для них созданы преференции. По этому принципу должны работать и мы.
konoga@sb.by