Деревня Балашевичи Глусского района Могилевской области испокон веков справляет Щедрый вечер старого Нового года не с колядной Козой, а с Козлом, которого колядовать по домам водят исключительно бобыли — местные неженатые мужчины.
Все участники мужской «козлиной» коляды выворачивают и надевают овечьи кожухи навыворот и подпоясываются рушниками вместо поясов, которых, как говорят балашевичские старожилы, в их деревне не ткали.
Центральный персонаж колядования — Козел — изготавливается по-дедовски: внутрь вывернутого кожуха влазит мужчина и в одном из рукавов держит деревянную палку с обшитой овчиной деревянной мордой, к которой пришиваются козлиная борода и обязательно колокольчик.
Колокольчик звенит на всю деревню, оповещая, что идут Козлы колядовать. Кстати, колокольчики на Козлах еще старше, чем сами костюмы — они были выкопаны местными жителями и сохранились еще с царских времен и эпохи Речи Посполитой.
Самый старший местный заводила «Козлов-бобылей» Григорий Дедюля начал ходить колядовать еще в 50-е годы ХХ века, будучи в 4-м классе, и хорошо помнит, как это делали его дед и отец, от которого ему досталась маска козла. Часто Козлы даже бились, в переносном или прямом смысле, за добычу, стараясь опередить друг друга в визитах по деревенским домам, ведь одаривать на Щедрец надо было всех колядовщиков без исключения.
Получив разрешение от хозяев дома поколядовать, Козлы заходят в дом и начинают петь свою особенную колядную песню, вместе стучат в пол ногами, словно копытцами, и трясут колокольчиком, тем самым изгоняя из дома нечистую силу.
Имея возможность на Щедрец побывать во многих домах, неженатые мужчины обычно заодно приглядываются к благосклонности и щедрости незамужних хозяек и, поклонившись, получают традиционно от хозяев в дар разнообразные вкусности, напитки и деньги.
Балашевичские женщины колядуют всегда отдельно от мужчин и поют хозяевам свои щедровальные песни на благополучие.
Как и в других деревнях Могилевщины и Беларуси, колядуют и дети. Только в Балашевичах они идут засевать хозяйские дома и дворы наутро после старого Нового года. Их называют засевалами, потому что, пройдя в дом и поздравив односельчан колядной песней, они посыпают дом зерном на плодородие и благополучие.
Самое интересное и приятное — то, что, в отличие от многих других деревень и сел Беларуси, колядование Козлов-бобылей, щедрование женщин и детская коляда засевал сохранились в Балашевичах как абсолютно живая традиция, и люди всегда рады колядовщикам, отдавая порой даже последние копейки.
На вопрос, почему в Балашевичах так сохранились традиции, местные старожилы отвечают, что, несмотря на то, что «вёска» уже не такая большая , как была раньше, односельчане сумели сохранить здесь свой род...