Герои легендарных кадров военной хроники становились известны лишь через десятилетия

Фотографии с именем

Фотохроника времен Великой Отечественной войны столь же впечатляющая страница истории, как и документы, исследования, свидетельства очевидцев. Легендарные кадры того времени, облетевшие весь мир, зачастую задевают за живое сильнее, чем слова и факты. Но вот любопытная деталь. Многие герои уникальных снимков, навсегда вошедших в военную летопись, становились известны лишь спустя десятилетия 

В Гомельском областном музее военной славы что ни стенд, то фотосрез прошлого. Каждый этап Великой Отечественной здесь можно увидеть не только через документы, оружие, вещи, предметы, но и объектив фотоаппарата боевых 1940-х. Черно-белые кадры — как машина времени. Осязаемое ощущение реальности, словно именно ты вглядываешься в изможденные лица солдат, идешь улицами разрушенных городов... Заведующая отделом музея Алла Егорова сорок лет занимается исследованием военной тематики и точно знает:

Алла Егорова.

— Фронтовые снимки — это не просто дополнение к собранным материалам, их иллюстрация. Порой они становятся толчком к исследованию, открытию новых фактов, человеческих судеб. Один из самых ярких тому примеров — фотография, сделанная после взятия рейхстага в Берлине. На ступеньках здания стоят бойцы, среди них легендарные Кантария и Егоров, водрузившие победное знамя на рейхстаг, а ниже — мальчик в военной форме. Фотография облетела весь мир. Но только спустя годы стало известно имя этого сына полка. Им оказался Георгий Артёменков, живущий в Гомеле. 

К сожалению, Георгия Алексеевича уже нет. Но его историю по деталям, пока ветеран был рядом и работал на заводе торгового оборудования, собирали в гомельской средней школе № 4 имени В. Маркелова, куда он часто приходил на встречи с ребятами. Учитель русского языка и литературы Ольга Леончукова, руководитель школьного музея, пересказывает то, что доводилось слышать от Георгия Алексеевича:

02.05.1945 г. Берлин, рейхстаг.  На первом плане Георгий Алексеевич Артёменков, участник штурма рейхстага.
Фото Гомельского областного музея военной славы
— Как на фронте оказался? Часто с мальчишками прибегали к поездам, чтобы раздобыть еды. Сильно голодали. Так и прибился к санитарной роте. А оттуда уже попал в разведполк знаменитой 150-й стрелковой дивизии, с которой дошел до Берлина и штурмовал рейхстаг. Его боевые будни были такие же, как и у взрослых бойцов. И эта знаменитая фотография на ступенях поверженного рейхстага как раз тому подтверждение. Мальчик участвовал в штурме. На снимке, где запечатлен 13-летний Жора, его знаменитые сослуживцы. Он вспоминал, что фото получилось случайно. Сделан снимок после капитуляции Германии. На тот момент бойцы жили в подвале рейхстага. Ходили уже по Берлину, осматривались. Подвернулся человек с фотоаппаратом, подросток и попросил, чтобы полк сфотографировали. Кто-то выкрикнул: “Жора, вперед!” Георгий Алексеевич говорил, что даже не знал, получился кадр или нет. Только через десятилетия его увидел.

Столь же случайным был любительский снимок, сделанный бойцом И. Вакуровым при освобождении Калинковичского района. Об авторе известно лишь то, что после войны он жил в Москве. На фотографии — улыбающаяся молодая женщина с ребенком на руках и винтовкой за плечами. В фотолетопись кадр вошел под названием “Партизанская мадонна”. А вот реальное имя героини открылось намного позже. Алла Егорова вспоминает эту историю:

— Пришло письмо от жительницы деревни Александровка Калинковичского района, которая рассказала, что на снимке — односельчанка Алена Остаповна Атаман. Во время войны ее муж, железнодорожник, ушел в партизаны. А когда в деревню нагрянули каратели, Алена вместе с двумя детьми подалась в лес, к народным мстителям, где жили в землянках, не расставаясь с оружием, вплоть до прихода советских войск. 

Живут ли Атаманы сейчас в Александровке? Председатель Малоавтюковского сельисполкома Михаил Дулуб и рад помочь. Но, говорит, и в бумаги заглядывать не надо: “Нет уже этой фамилии в деревне. Зато есть у нас очень активный старожил — 91-летний Николай Сопот. Даром, что глубокий возраст, он может помнить”. Николай Алексеевич, едва заслышав фамилию Атаман, своим встречным вопросом меня просто окрыляет:

— Алена, что ли? По батюшке не помню.

— Остаповна.

— Точно. Хата моего батьки была как раз по соседству с ее домом. Мы в войну, когда каратели лютовали, все уходили в лес, жили в землянках. У Алены муж стрелочником работал на железной дороге. Я тоже железнодорожник. Она с детишками у партизан пряталась. Помню ту фотографию. Ее в газетах печатали. На руках, по-моему, дочь Маруся. Лет шесть назад встречал Марию на рынке в Калинковичах. А в нашей деревне из Атаманов никого не осталось.

14.01.1944 г. Гомельская область, Калинковичский район, Алена Остаповна Атаман с детьми.

Еще одна фотография освобожденной Гомельщины наполнилась автобиографическим содержанием в наше время. Алла Егорова признается, что это одно из самых ее любимых открытий:

— 26 ноября 1943 года. Освобожден Гомель — первый белорусский город. На следующий день фотокорреспонденты центральных и фронтовых газет поместили в своих изданиях снимки с места событий. Среди них был такой кадр: на площади Ленина счастливая семья со своим нехитрым скарбом возвращается домой. И это мгновение запечатлел известный московский фотокорреспондент Анатолий Гаранин. Спустя много лет после войны на снимке узнала себя семья Камсюк. В наш музей пришло письмо из Перми — от Екатерины Лебедевой — Камсюк. Оказалось, навещала в Гомеле родных во время отпуска. Зашла в музей и в экспозиции увидела себя. По ее описанию, на фото — отец Михаил Камсюк, работавший на фабрике “Гомельдрев”, брат Виталий, она и сестра Маргарита... Удивительно расшифровывать фотографии прошлого. Кадр из того времени ценен сам по себе, но если он еще и читаем, то это уже отдельная история.

draluk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter