Заслуженный деятель образования Беларуси Иван Мартынов — личность уникальная и многогранная. В три года он стал узником фашистского лагеря смерти Озаричи, а в 17 — студентом Гродненского педагогического института. Ныне, в свои 86 лет, Иван Платонович по-прежнему успешно преподает в Купаловском университете. Шесть с половиной десятков лет в стенах одной альма-матер! А еще он счастливый отец, дедушка и прадедушка, гражданин с активной жизненной позицией и патриот родной Беларуси. И вдобавок математик, пишущий душевные стихи…
Математик с душою поэта
— Иван Платонович, говорят, что детские впечатления самые сильные. Каковы они у вас?— Ой, они такие печальные, что лучше вообще не вспоминать. Маленькие дети должны отдыхать где? Правильно! В оздоровительном лагере. Ну а я в неполные три года попал в фашистский концентрационный лагерь. Голод… Холод… Громкие крики избиваемых и отчаявшихся людей… Знаете, какой-то цельной картины я не помню, но детское подсознание сохранило тот непередаваемый ледяной ужас. Уже потом мне удалось узнать, что в концлагере Озаричи находилось 50 тысяч узников, из которых почти 20 тысяч было убито немецко-фашистскими нелюдями. И что самое ужасное, треть заключенных — дети. Рассказывали, что малышей звери в человеческом обличье подвешивали под мышки на веревках и потом качали кровь литрами до их последнего издыхания… А еще у карателей было поистине злодейское развлечение: бросали в толпу падающих в обморок от голода людей буханку хлеба, а потом стреляли на поражение.
— Генеральная прокуратура Беларуси в апреле 2021 года возбудила уголовное дело по факту геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
— Наш народ силен своей памятью! Недаром еще «Песняры» исполняли хит, в котором поется: «…В каждой нашей семье с нами малые дети Хатыни». Убиты миллионы человек гражданского населения, зверски замучены сотни тысяч военнопленных. Это жутчайшее преступление против человечества! Добавлю: и забывать такое либо позволить западным горе-историкам наново переписать события Второй мировой войны — преступление.
— Иван Платонович, есть такое расхожее выражение «математик с душою поэта». Скажите, это про вас?
— Скорее да, чем нет. Пишу стихотворения на разные темы.
— В свои 86 вы полноправный член университетского коллектива и одновременно самый возрастной работающий сотрудник Гродно. Наверное, это не очень тактичный вопрос, но… Чувствуете ли вы свой возраст?
— Во время учебы в пединституте серьезно занимался танцами, и наверняка если бы я сделал выбор в сторону этого направления, то сейчас перед вами сидел бы не профессор Мартынов, а Мартынов-артист. Веду здоровый образ жизни, много хожу, весь с головой погружен в работу. Так что в душе мне никак не больше тридцати. Мне очень интересно жить. Вообще, каждый должен заниматься в жизни тем, что у него лучше всего получается. Я занимаюсь. И поэтому абсолютно счастлив. Хочу обратиться через уважаемую газету к молодежи: ловите момент! Каждый новый день неповторим, он дает нам новые возможности — тем он и прекрасен. Да, когда-то сидящий перед вами старик в возрасте под 90 лет был молод, а теперь девушки в маршрутке уступают ему место. Такова жизнь…
— Может быть, назовете какие-то секреты питания? Может быть, озвучите самое вкусное блюдо, которое вы ели в жизни?
— Отвечу не задумываясь. Это сахар!
— Шутка?
— Нет. Совершенно серьезно! Когда нас освобождали из концлагеря Озаричи, ко мне подошел советский солдат и протянул большой кусок сахара. Разломал пополам и угостил испуганного и одновременно радостного ребенка. Мне тогда было 5 лет.
Гордиться своим
— В школьные или студенческие годы могли предположить, что станете светилом науки, профессором?— Отвечу философски: плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Считаю, что у меня два дома: один — в классическом понимании этого слова, а второй — это кафедра математического анализа, дифференциальных уравнений и алгебры. Теорема, аксиома, формула, интеграл и логарифм для меня не просто слова, а смысл жизни и совершенно живые понятия.
— Внешне вы очень спокойный человек. А есть то, что вас раздражает?
— Безусловно. Развелось много нытиков, для которых сахар несладкий, а соль несоленая. Люди живут сытно, хорошо, но разучились терпеть, переносить трудности и для которых (простите!) самое страшное не война, а ссора со случайным попутчиком в маршрутке. А вот у меня перед глазами стоит старший 14-летний брат, которого заживо сожгли в сарае фашисты, и мы нашли лишь оставшиеся от него угольки. А еще — мальчишка лет семи-восьми, случайный знакомый, которого фашистские изверги гнали рядом со мной по полю в концлагерь. Он чуть замешкался, оступился, одна нога пацана застряла в грязи — и толстый фашистский выкормыш длинной очередью «от живота» буквально разрубил хлопчика пополам… Это до сих пор снится мне в кошмарных снах.
— То, что сотворила коричневая чума на нашей многострадальной земле, сложно даже выразить словами. Как оцениваете то, что сегодня происходит на Западе?
— Невозможно принять то, что творят духовные наследники фашистов, всякие там шольцы-шмольцы… Вообще, Запад традиционно хитер и коварен. Сотворил штампы и заставил всех в них поверить. Ах, американская мечта… Ох, английская пунктуальность… Немецкое качество… Да какое немецкое качество?! Я знаю белорусское качество. Это невероятно вкусные и полезные натуральные продукты, это многотонные грузовики БелАЗ и тракторы «Беларус», которые востребованы в сотне стран. Надо, ребята, ценить свое! И уважать себя, наконец. Пусть еще кто-нибудь при мне скажет «немецкая культура». Видел я эту так называемую немецкую культуру. Сам видел!
Любимое число
— Иван Платонович, у вас десятки тысяч учеников. А кого вы считаете своим учителем в науке?— Профессора Никифора Дмитриевича Беспамятных. Он часто шутил над своей фамилией, но память у него была уникальная! Мог запомнить чуть ли не 100 цифр в ряд. Я старался перенять его бесценный опыт и пробовал создавать свои системы запоминания. К примеру, возьмем такую математическую формулу: eπ +1=0. е=2,718281828459045… Нужно запомнить для начала число 2,7, а дальше так: 1828 — это год рождения литературного гения Льва Толстого. Так как эта личность планетарного масштаба, повторим его год рождения — снова 1828. Берем 45 — это стипендия студента в советское время. Затем 90 — это уже повышенная стипендия. И снова 45 — стипендия. Ну и так далее…
— Любопытно, а как вы вообще пришли в математику?
— Мир цифр я полюбил, как только научился ходить и говорить. Это было послевоенное время, очень тяжелое и голодное. Три года мы с мамой жили в землянке, а готовился весь класс по одному старенькому учебнику. Но в итоге я окончил четыре класса за один год и считал себя чуть ли не вундеркиндом. Далее. После школы для поступления в Гродненский педагогический институт нужно было сдавать аж 7 экзаменов: математику — письменно и устно, русскую литературу, белорусский язык, физику, химию и иностранный язык. Набрал 33 из 35 возможных баллов. Был на 200 % уверен, что поступил. Однако наступило (помню, как сейчас!) 29 августа… Я каждый день по нескольку раз бегал к почтовому ящику, но вызова все не было. Я засомневался. Приехал в Гродно, стал изучать вывешенный на входных дверях список. И не нашел... Думаю: вот не судьба. Но раза с третьего понял, что от волнения не заметил свою фамилию. Вижу: вот же моя фамилия! Под номером 49. Но, представьте себе, это были не все мои испытания в тот день!
— Куда уж больше…
— Подходит ко мне профессор Никифор Беспамятных, который был председателем комиссии по математике и поставил мне две пятерки, и говорит: «А зачем ты, Мартынов, сюда приехал? Мы вас, батенька, не зачислили». Я парирую: «Как же так — не зачислили? Вот же я! Номером 49!» Он сказал, что это другой Мартынов. Просто однофамилец. И задорно рассмеялся. И только тогда я понял, что мечта моя сбылась — я поступил.
— И с тех давних пор ваше любимое число 49?
— Ошибаетесь! Это число 12. Родился я (12 августа 1938 года), моя супруга, и вообще большинство семейных дат связано именно с этим прекрасным числом. Более того, 12 апреля 1961 года я видел сон про полет в космос. И когда по радио днем объявили новость о нашем славном первопроходце Юрии Гагарине, у меня в голове промелькнула мысль: утром я это знал, то бишь предчувствовал. А в день, когда космос покорила первая женщина (16 июня 1963 года, Валентина Терешкова), я, проснувшись, сказал супруге: «Сегодня какая-то громкая новость будет связана с Валентиной Владимировной, твоей тезкой». Жена, которая тоже Валентина Владимировна, сказала, что в моей интуиции нисколько не сомневается.
— Вы строгий преподаватель?
— Стараюсь им быть. Но не всегда получается. Да, и стараюсь подружиться со студентами, хотя всегда и принципиально называю их на «вы». В прошлом году на 85-летие китайские аспиранты спели мне песню. Наверное, плохому человеку не пели бы… Очень ценю то, что при каждом удобном моменте ко мне заглядывают студенты, в том числе и иностранные. Каждому такому факту я искренне радуюсь. Вот сегодня приехала в гости и выступила на научной конференции моя бывшая аспирантка Ян Чэнь из Пекинского университета. При помощи дифференциальных уравнений создает роботов.
Президент спас страну
— Вернемся в относительно недавнее прошлое. Вы по Советскому Союзу ностальгируете?— Очень! Тогда было создано социально ориентированное государство для людей, где наука, культура и человеческие отношения оказались подняты на небывалую высоту. Снимались чудесные фильмы, выходили замечательные книги… Успокаивает только то, что наша Беларусь — это улучшенная версия СССР, так сказать. У нас нет россыпи полезных ископаемых и морей-океанов, зато есть народный лидер Александр Лукашенко и добрые трудолюбивые люди. И у нас в мире и согласии живут представители многих национальностей — воспитывают детей и растят хлеб. Да, Беларусь — маленькая страна в мировом масштабе, однако с нами считаются «большие мировые игроки». Покорить нас никому не удастся. Президент — глыба! Сначала он спас страну от экономического краха, потом — от беспорядков, смуты и войны. Только через годы и десятилетия мы по-настоящему поймем титанические заслуги Александра Григорьевича.
Вопрос на засыпку
— Мечтаете прожить сто лет?— Нет.
— Почему?
— Потому что собираюсь прожить 102! Жизненный путь моего дедушки по маме составил 101 год. И мне он завещал, дал наказ прожить хотя бы 102. Надо выполнять… А закончить я хотел бы как настоящий математик — стихами. Своими (не судите строго!). Это, можно сказать, стихотворение-пожелание:
Радуйтесь солнцу и чистому небу,
Радуйтесь жизни и свежему хлебу,
Радуйтесь утренней чистой росе,
Радуйтесь космоса вечной красе.
Радуйтесь знанию закона природы,
Радуйтесь мудрости в зрелые годы,
Радуйтесь счастью, идя под венец,
Радуйтесь! Мир так устроил Творец.
Мечты и реальность
Вопросы корреспондента закончились. Кнопка диктофона нажата на «Стоп». Однако мы с 86-летним профессором Мартыновым продолжали общение. Поговорили о политике, затронули тему здоровья, помечтали о будущем. И куда бы ни выруливала наша беседа, разговор все время возвращался к теме вечной. Это война и мир. Надо не допустить первого и во чтобы то ни стало сохранить второе. Напоследок мудрый профессор сказал, что счастлив от мысли, что дожил до времени, когда родная Беларусь расцветает и развивается. Также он мечтает увидеть грандиозное (так и сказал!) празднование 80-летия Великой Победы.У меня же засела другая мысль: как здорово, что есть еще живые свидетели той грозной поры и у нас остается уникальная возможность услышать историческую правду, что называется, из первых уст. Ведь память — это то, что делает нас сплоченнее и сильнее.
kozyrev@sb.by