«МакЛарен» наступает на пятки «Ред Булл». Формула-1. Гран-при Венгрии. Квалификация

Венгерская трасса под Будапештом вполне может служить мерилом скоростных качеств не только болидов Формулы-1, но и пилотов этой элитной серии мирового автоспорта, а также их команд. Вчерашняя квалификация  еще раз это доказала. Остроты добавила погода, угрожая дождем, который так и не пошел в полную силу, а лишь внес интригу. Ошибки команд и гонщиков сыграли большую роль в распределении мест, и в результате первый ряд стартового поля перед сегодняшней гонкой займут пилоты «МакЛарен» Ландо Норрис и Оскар Пиастри.


С выводом, вынесенным в заглавие этого материала, можно было бы не согласиться, учитывая, что действующий чемпион Макс Ферстаппен был на Хунгарроринге вчера лишь третьим. Но речь здесь идет о ситуации в общем зачете. Хотя голландец и продолжает лидировать, с каждым новым этапом хоть на чуть-чуть но увеличивая отрыв от ближайших преследователей, делать ему это удается все сложнее и сложнее. Машины «МакЛарен» на многих автодромах выглядят побыстрее. И лишь не столь слаженная, как у австрийцев, работа британской «конюшни» пока еще не дает Норрису и Пиастри претворять скорость своих машин в ощутимые результаты. 
Ландо Норрис и Льюис Хэмилтон - повторится ли этот сюжет здесь в Венгрии?

Понятно, что после долгого прозябания этого гоночного коллектива в глубине пелотона, а то и даже в несвойственной ему роли аутсайдеров, опыт былых побед эта легендарная «конюшня» явно подрастеряла. А новый приобретается не так быстро, как этого хотелось бы. К тому же в составе «МакЛарен» есть и недавний дебютант Оскар Пиастри, который проводит в Формуле-1 всего второй сезон. В то время, как пара пилотов «Ред Булл» — это опытные гонщики с большой гоночной биографией за плечами. 

Макс Ферстаппен будет стартовать лишь 3-м

Сюрпризы венгерского метео

После пятничной жары и раскаленного асфальта Хунгарроринга субботние прогнозы метеослужб обещали некоторые сюрпризы в виде кратковременного дождя. Температура снизилась до 24 C, появление туч на небе позволило многотысячной армии болельщиков не только облегченно вздохнуть после жаркого измора, но и надеяться на дождик. Именно он мог привнести в сюжет уикенда свои коррективы. 

Так уж совпало, что на фоне мадьярской жары по сводкам FIA прошла странная для чемпионата Больших Призов информация о планирующейся разработке кондиционеров для болидов Формулы-1. Представить, как это будет работать на самом деле, пока еще очень сложно. Подобная новинка еще не применялась в гонках с открытыми колесами. Да, и куда инженеры собираются направлять потоки холодного воздуха в кокпите машины? 

В такую жару самое время подумать про кондиционер для гонщиков  

Пилоты, как говорится, полностью упакованы в плотные комбинезоны и шлемы. На больших скоростях им и так хватает внешнего обдува, с которым вряд ли сравнится поддувание охлажденного воздуха изнутри. И при очень жаркой погоде, учитывая открытость кокпита, вряд ли даже сильный поток охлажденного воздуха в районе ног гонщика может значительно улучшить его состояние. А вот веса машинам это однозначно добавит. Учитывая, что инженеры и так борются против любого даже незначительного увеличения веса болидов, проблем это создаст куда больше, чем полученный эффект комфортных условий управления машиной. 

Но не будем забегать вперед. Клич инженерной мысли брошен, посмотрим, каковы будут предложенные варианты. 

Несмотря на жару и высокие цены на билеты трибуны в Венгрии заполнены полностью

Накрапывавший за пол-часа до квалификации дождь на время прекратился, и гонщики стремительно отправились на трассу, чтобы успеть показать свое лучшее время на почти сухом уже асфальте. Дождевые тучи вызывающе кружили вокруг автодрома, грозя в любой момент вылить свое содержимое на трассу. И это был как раз тот удачный для зрителей случай, когда не надо было долго ждать появления гонщиков. Едва пилоты успели проехать по одному зачетному кругу, как вновь заморосил дождь. Кому-то он испортил зачетную попытку, но условия еще позволяли улучшать время. Только нужно было гораздо более внимательно следить за траекторией, чтобы не угодить в лужу и не вылететь с трассы.   

И снова Перес

Дождь прекратился. Пилоты, почувствовав это, вновь прибавили в скорости, забыв, что трасса местами оставалась влажной. И если ровный асфальт подсыхал быстро, то вот поребрики таили в себе неприятности для атакующих их машин. Даже начинающим дебютантам хорошо известно, что поребрики подсыхают медленнее, чем основная трасса. И скопившаяся в их ложбинках вода при наезде колеса на это место сильно влияет на сцепление шин с покрытием. 

Серхио Перес, чья карьера поставлена на кон его успешного выступления в этой и следующей гонках, больше других имел желание показать хороший результат. Но удача решила оставить мексиканца один на один с его проблемами. Его «Ред Булл», скользнув по влажному поребрику, потерял управление и, пролетев через гравийную зону безопасности, оказался в защитных барьерах… Красные флаги остановили квалификационную сессию.

В случае успеха в Венгрии у Даниеля Риккиардо появится шанс заменить Серхио Переса

Странное дело. Подписав досрочно контракт Серхио Пересу на предстоящие два сезона, в австрийской «конюшне» справедливо полагали, что их гонщик будет ездить без лишнего прессинга и будет показывать хорошие результаты. По крайней мере такие, какие у него были в первых 6 гонках, за которые он набрал 103 очка. Но все оказалось как раз наоборот. Словно вице-чемпиона кто-то сильно сглазил. Именно после подписания контракта Серхио, образно говоря, «пошёл ко дну». За последовавшие затем 6 гонок он набрал всего 15 очков, три из них завершив безрезультатно, в том числе в двух попав в аварии. 

Руководство «Ред Булл» предупредило пилота, что в любом контракте есть положения, позволяющие его прервать в случае отсутствия результатов. И тут впору вспомнить расхожую грустную шутку: он думал, что он был уже на самом дне, и дальше падать было уже некуда, как вдруг ему снизу постучали… 

Ландо Норрис  вновь будет стартовать с поула

Только так, пожалуй, можно было описать состояние, в котором оказался Серхио вчера в квалификации по собственной вине. В итоге ему сегодня предстоит стартовать лишь с 16-й позиции. А фраза Кристиана Хорнера, которую он эмоционально произнес в своих комментариях журналистам после случившегося, нависла над Пересом как Домоклов меч. Руководитель «Ред Булл» произнес буквально следующее: «Команда не может идти к успехам на одной ноге…» точнее не скажешь. 

Отметим, в этом сезоне счет в квалификационной дуэли пилотов австрийской «конюшни» имеет небывалый «сухой» результат: 13–0 в пользу Макса Ферстаппена.

Неудачные тактические игры «Альпине»

Когда спустя 10 минут вновь появились  зеленые флаги, дождя уже не было. Хотя правильнее сказать надо было бы, что он шел местами. При этом асфальт, еще не забывший солнечных лучей субботнего утра, быстро высушивал капли дождя в одних местах и был совершенно безразличен к воде в других. Природа словно игралась с пилотами и командами, принося им каждую минуту новые вводные данные. 

Этот своеобразный тест на реакцию и быстрое принятие правильного решения прошли не все. Асфальт по-прежнему оставался местами опасно влажным. Казалось, что вряд ли кто сможет улучшить уже свой результат. Во французской команде «Альпине» решили не отправлять своих пилотов на трассу на последнюю попытку, поскольку Эстебан Окон и Пьер Гасли были соответственно на 9-м и 11-м местах в протоколе.

В «Альпине» решили Пьера Гасли отправить в гонку с пит-лейна

Но к их удивлению, буквально на последнем круге состояние дорожного полотна улучшилось. И все те пилоты, кто рискнул на «сликах» выехать под самый конец первого сегмента, улучшили свои времена. В итоге оба французских гонщика в большом разочаровании и с досадой на свой командный мостик оказались в самом низу протокола. И значит они будут на стартовой решетке сегодня на последнем ряду, хотя темп их машин позволял надеяться попасть им даже в первую десятку.

Пьер Гасли спасается от жары жилетом со льдом

Позднее руководитель «Альпине» извинился перед своими пилотами за неверно принятое командой решение, но это вряд ли добавило боевого духа Пьеру и Эстебану перед гонкой. 

Формула «Мерседес»: 1+ 1 = 2

Простая арифметика. Если к одной ошибке добавить вторую, то их уже будет две. И тут не важно, чьей вины больше: пилота или команды. Обе стороны виноваты. Так вкратце можно описать случившееся в первом сегменте квалификации с Джорджем Расселом. После того, как красные флаги, вызванные аварией Серхио Переса, были заменены на зеленые, британец постарался первым выехать на трассу, чтобы успеть улучшить свой результат. В своей первой попытке он допустил ошибку и находился пока в опасной зоне аутсайдеров. 

Но асфальт был еще влажным, и Джорджу с первого раза не удалось показать нужное время. Инженер сообщил ему план на оставшиеся несколько минут первого сегмента квалификации: быстрый — медленный — быстрый. Это шла речь про круги, и означало, что Рассел должен был попытаться за две попытки улучшить свой результат. В первой пилот «Мерседес» был еще медленнее, чем до красных флагов, а когда он собрался после медленного круга на последних секундах уйти на еще зачетный круг, оказалось, что топлива в баке его болида уже осталось недостаточно для этого. Команда просчиталась. 

Повода для радости у Джорджа Рассела совершенно нет

В общем ошибка пилота вкупе с ошибкой команды отбросила Джорджа Рассела вниз итогового протокола. И стартовать теперь ему придется лишь с предпоследнего ряда. При этом его напарник Льюис Хэмилтон, в сложных условиях третьего сегмента не сумевший завоевать свой 10-й на этой трассе поул, будет тем не менее стартовать с 5-го места. 

«МакЛарен» мужает и не допускает ошибок 

Во втором сегменте все было более или менее логично. Единственное, что в «Мерседес» чуть не получили еще один повод сильно расстроиться. В своей завершающей попытке Льюис Хэмилтон не сумел проехать чисто всю дистанцию и показал время, лишь на на 0,01 (!) лучше, чем пилот «Хаас» Нико Хюлькенберг, финишировавший 11-м. Подобное случается в квалификациях. Однако для победителя предыдущего этапа в Сильверстоуне, да еще и 7-кратного чемпиона мира, подобное мизерное преимущество над пилотом, ни разу не поднимавшемуся за долгую карьеру на подиум и отстающему в личном зачете на 88 очков от британца, это сродни провалу. Благо, что в третьем сегменте Льюис сумел таки заработать право стартовать 5-м, с одного ряда с пилотом «Феррари» Шарлем Леклером, с которым в следующем сезоне ему предстоит вместе выступать под флагами итальянской скудерии. 

Моросящий дождь с разной степенью интенсивности по-прежнему нервировал в завершающей части квалификации и пилотов, и команды. Болиды на сликах скользили по мокрому асфальту на пит-лейне, отправляясь на трассу, где им надлежало держаться за асфальт уже при скоростях под 300 км/ч. Сохранить машины в целости и сохранности удалось не всем. Юкки Цунода разбил свой болид, когда до финала оставалось чуть больше 2-х минут. Снова красные флаги. 

На мокром асфальте Карлос Сайнс сумел квалифицироваться 4-м

Странное дело: место напарника Макса Ферстаппена словно заколдованное. Серхио Перес сильно рискует его потерять из-за своего слишком плохого выступления в последних 6-ти гонках. Один из главных кандидатов на его замену, стремясь на фоне неудач мексиканца показать свой талант, также подобным образом разбивает машину, выскочив при атаке поребриков на влажную траву, а затем и в защитные барьеры.

Перед «Ред Булл» сейчас стоит нелегкая задача: кого же посадить в кокпит своей второй машины, чтобы по итогам года не потерять чемпионского титула в Кубке конструкторов? 

Что же до победителей квалификации гонщиков «МакЛарен», то они показали достойное выступление. В 3-м сегменте Ландо Норрис вновь захватил лидерство. А перед появлением красных флагов его юный австралийский напарник Оскар Пиастри вышел на вторую строчку протокола, оставив действующему чемпиону и его команде «Ред Булл» право довольствоваться лишь 3-м местом. 

Оскар Пиастри на старте будет в первом ряду

Ни Макс Ферстаппен, ни Фернандо Алонсо на последнюю попытку после красных флагов не выезжали. Свежих шин уже не осталось, резерв был только для гонки. А на прикатанных улучшить результат вряд ли удастся. Так рассудили и в австрийской «конюшне», и в «Астон Мартин». Испанец будет стартовать в гонке вместе со своим напарником Ленском Стролом с 4-го ряда. 

Был шанс попытаться улучшить на последних секундах свою 4-ю позицию у Карлоса Сайнса, но проехав первый сектор явно медленнее, чем в предыдущих попытках, испанец свернул в боксы, не завершив зачетного круга. Слишком долго стояли болиды в ожидании зеленых флагов на пит-лейне, и шины сильно остыли. 

Дэвид Култхард, вице-чемпион Ф1, в роли комментатора берет интервью у руководителя «МакЛарен»

Улучшить свое время смог лишь Даниель Риккардо, поскольку его предыдущая попытка была совсем плохой. Таким образом австралиец будет с 5-го ряда стартовать вместе со своим напарником Юкки Цунода, если, конечно, команда сумеет отремонтировать болид японского пилота после столь серьезной аварии.

Гонка начнется в 16.00 по минскому времени. И есть все основания полагать, что она будет интересной и богатой на события, несмотря на бытующее расхожее мнение о невозможности обгонять на венгерском автодроме. Как говорится, было бы желание. А оно у 20-ки пилотов нынешнего пелотона Формулы-1 есть, и при том немалое. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter