Макс Ферстаппен уже в первом повороте выходит в лидеры гонки
Лихо начав сезон и сильно оторвавшись от конкурентов в личном и командном зачете, вот уже 5-й этап подряд команда «Ред Булл» не может заставить организаторов очередной гонки включить после ее финала на подиуме австрийский гимн. Сначала думалось, что это лишь особенности отдельных трасс влияют на ушедшее куда-то преимущество этой «конюшни». Но постоянство, с которым соперники опережают машины «Ред Булл» именно по скорости, заставляет думать, что очередные чемпионские титулы для «австрийских энергетиков» уже не столь очевидны, как это было еще в начале лета.
И теперь главным стоит вопрос, а хватит ли чемпионам преимущества, с легкостью добытого в начале сезона, чтобы удержаться в лидерах за 9 оставшихся в календаре этапов? Конечно, только допущенных просчетов в обновлении конструкции машины «Ред Булл» было бы недостаточно для потери доминирования австрийцев, к которому уже не только привыкли, но и которое уже успело всем надоесть. Именно успехи соперников позволили им настичь чемпионов в этой «гонке вооружений» и даже превзойти их. Причем Максу Ферстаппену теперь приходится бороться не только против одного какого-то конкретного конкурента. Желающих подхватить грозящее упасть знамя лидерства гораздо больше. И остается лишь гадать, кто из лидирующей группы команд лучше настроит машины на следующую гонку? Будет ли это британская команда «МакЛарен», добившаяся наибольших успехов в развитии своего болида по ходу нынешнего сезона? Или это будет итальянская скудерия «Феррари», принимающая следующий этап уже в это воскресенье в Монце? Или наконец-то вспомнивший свои былые успехи немецкий «Мерседес», сильно удививший всех своим выступлением в Австрии, Великобритании и Бельгии?
Квалификация. Тревожный звоночек для чемпиона
Голландская трасса в Зандфорте, вернувшаяся в календарь «Формулы-1» после 35-летнего перерыва, весьма своеобразна за счет наклонов дорожного полотна, так называемых бэнкингов, и множества поворотов. Считается, что здесь довольно сложно проводить обгоны, поэтому роль квалификации значительно вырастает.
Несмотря на поддержку родных стен и 45 тысяч болельщиков, в большинстве своем приехавших на дюны Северного моря, чтобы поддержать действующего чемпиона, Макс Ферстаппен не мог похвастать в субботу своим былым преимуществом на домашнем автодроме.
В первом сегменте у голландского чемпиона был 7-й результат, во втором — 8-й. Макс заметно нервничал, жалуясь на машину своим инженерам. При этом его напарник Серхио Перес, которого едва вообще не списали в «запас» за период месячных летних каникул, был соответственно в первой и второй части квалификации 1-м и 5-м при всех одинаковых условиях. Лишь в с завершающей попытке Ферстаппен сумел-таки хорошо проехать свой зачетный круг, заработав право стартовать с первого ряда. Но обладатель поула Ландо Норрис был быстрее голландца на 0,35 сек., что для этого короткого длиной всего 4159 метров автодрома было слишком чувствительным преимуществом.
В начале второго круга Макс Ферстаппен уверенно лидирует
Беспокойным для действующего чемпиона было еще и присутствие рядом второй машины «МакЛарен». Австралийский новичок Оскар Пиастри продолжает удивлять своим гоночным талантом и присущим ему хландокровием на трассе, что не может не тревожить Ферстаппена, несмотря на пока еще значительный отрыв от своих конкурентов в личном зачете.
Следует отметить, что именно стабильность выступлений голландского чемпиона позволяет ему по-прежнему оставаться в лидерах, в то время как конкуренты вырывают друг у друга очки, стремясь любой ценой опередить «Ред Булл». Впрочем, 5-е место на старте у Серхио Переса вселяло все же надежды, что не все так и плохо в «австрийском королевстве», раз даже мексиканский пилот после десятка откровенно проваленных гонок сумел добиться столь высокой стартовой позиции. Лучший из «Феррари» Шарль Леклер был рядом с Серхио на третьем ряду стартового поля.
Определенную опасность для Ферстаппена мог представлять и Джордж Рассел, который квалифицировался на своем «Мерседес» 4-м и в гонку должен был уходить буквально следом за Максом с чистой стороны трассы. Учитывая сильные выступления британца в паре со своим именитым земляком Льюисом Хэмилтоном в нескольких подряд летних Гран-при, действующему чемпиону нужно было держать ухо востро. Особенно на старте. Известно, что Ферстаппен очень хорошо выступает, когда он лидирует в гонке. Именно тогда его неуступчивость на трассе обеспечивает ему вольготное положение во главе пелотона. А вот когда Максу приходится в силу обстоятельств прорываться сквозь череду жаждущих реванша соперников, ему не так легко дается безошибочное пилотирование.
Джордж Рассел по внутреннему радиусу выходит на 3-е место
Положительным моментом для «Ред Булл» могло служить хотя бы то, что, по меньшей мере, два соперника из четверки сильнейших команд оказались в середине стартовой решетки. Карлос Сайнс после дисквалификации «Уильямс» был со своим «Феррари» на 10-м месте. Льюис Хэмилтон на своем «Мерседес» после полученного штрафа за неумышленную блокировку соперника во втором сегменте квалификации был и вовсе на 14-й стартовой позиции.
Прекрасный старт — это еще не победа
В начале гонки перед фотографами, допущенными на трассу, всегда стоит дилемма: куда пойти на съемку? И по своему многолетнему опыту скажу, что многое зависит от особенностей трассы. В прошлые годы мне нравилось делать первые снимки гоночных событий в Зандфорте на выходе из «бэнкинга» в 3-м повороте. Всегда получалась красивая картинка едущих плотной толпой по ширине всего дорожного полотна болидов.
Чтобы разнообразить свои впечатления, в этот раз я решил разместиться на стартовом круге на выходе из первого поворота. Мгновения старта ощущались по нарастающему звуку моторов, а разворачивающиеся на старте события можно было оценить по реакции трибун, где превалировал оранжевый цвет. Удивительное дело: оранжевый цвет у голландцев считается чуть ли ни национальным достоянием, хотя цвета флага Нидерландов аналогичны российским: синий, белый и красный.
Судя по тому, как трибуны взорвались одобрительным ревом десятков тысяч голосов зрителей, стало ясно, что Макс Ферстаппен стартовал удачно и наверняка вышел в лидеры. Так оно и вышло. Единственное, что удивило, так это преимущество, с которым действующий чемпион и кумир местных болельщиков выезжал из первого поворота прямо на прицельную линию моей фотосъемки, значительно опередив стартовавшего с поула Ландо Норриса. Все остальные пилоты ехали довольно плотно, хотя я сразу же заметил, что между оранжевыми машинами «МакЛарен» встроился «Мерседес» Джорджа Рассела.
Кстати, вы знаете, как различать пилотов одной и той же команды, когда машины несутся мимо тебя на высоких скоростях и глаз не успевает увидеть номер болида и тем более цвет шлема гонщика? Во всем остальном машины практически одинаковы. Отличительной чертой является еще и цвет корпуса видеокамеры сзади головы пилота. Он может быть либо желтый, либо черный. По этому признаку опытные любители «Формулы-1» быстро определяют, кто за рулем пролетающей мимо машины. Раньше считалось, что первый номер в команде всегда использует черный цвет камеры. Естественно, что Макс Ферстаппен, поменявший свой № 33 на № 1 после своего первого чемпионского титула, ни за что бы не согласился ездить с «желтой» видеокамерой.
Разве может быть Голландия без нескольких тысяч цветов, из которых сделан этот болид
Но на самом деле другие гонщики не делят свои преференции в зависимости от цвета. Так, другие чемпионы нынешнего пелотона Льюис Хэмилтон и Фернандо Алонсо, несмотря на обилие завоеванных ими титулов, предпочитают гоняться с «желтого» цвета камерами, а не черного. Такое же отношение к выбору цвета и у Ландо Норриса. Являясь бесспорным лидером команды «Макларен», британец предпочел себе «желтую камеру», уступив с прошлого сезона дебютанту команды Оскару Пиастри престижный черный цвет.
Захватив лидерство, Макс Ферстаппен подарил своей команде и многотысячной толпе болельщиков надежду, что затянувшаяся с австрийского этапа полоса его гонок без побед будет наконец-то прервана. Но этому не суждено было сбыться. Когда шины на «Ред Булл» действующего чемпиона заметно «устали», Ландо Норрис, державшийся все это время неподалеку за лидером гонки, провел на 24-м круге отличную атаку на длинной стартовой прямой и вышел в лидеры.
Такому количеству цветов на параде позавидуют в любом театре
Надо отметить, что зрелищность и красота этой атаки заключалась в той манере, которую британец выбрал для данного эпизода. Зная крайнюю неуступчивость своего приятеля Макса, Ландо в этот раз не стал заранее показывать себя в зеркалах заднего вида соперника. Опыт предыдущих попыток обгонов голландского чемпиона показывал, что Ферстаппен умело пользуется запрещенным приемом смещения на торможении, не гнушаясь даже дважды перекрывать траекторию сопернику, чтобы не позволить тому успешно завершить начатую атаку.
Поэтому Норрис пошел на некоторую хитрость. Пристроившись в корму «Ред Булл», британец до последнего мгновения оставался позади машины соперника. А затем, используя преимущество слип-стрим (воздушный мешок, образующийся позади машины, значительно уменьшающий сопротивление встречного потока. — Прим. авт.) и подвижного крыла DRS, резко выехал справа от болида Ферстаппена и стремительно объехал соперника. Голландец даже не сумел никак среагировать своим рулем, чтобы перекрыть траекторию. Понятно, что врезаться затем в заднюю ось машины опередившего его соперника было уже бесполезно. «МакЛарен» действительно заметно прибавил в скорости на последних этапах.
Выйдя в лидеры, Ландо Норрис уже не отдал своего преимущества. На финише его отрыв составлял неприличные для этой трассы 22 (!) секунды. Впрочем, по этому поводу у меня есть некоторое личное наблюдение. На самом деле машины «МакЛарен» не настолько быстры, как это может показаться, судя по отрыву победителя гонки от его ближайшего преследователя на финише. Осознав, что он не может навязать борьбы Норрису, Ферстаппен просто сбросил темп, контролируя свой отрыв от «Ферарри» Шарля Леклера, финишировавшего третьим. Безопасные 3 секунды, отдаляющие Макса от пилота скудерии, позволяли сэкономить моторесурс двигателя. А главное — создать у всех устойчивое впечатление, что это не действующий чемпион так медленно едет, а машина соперника слишком уж быстра, чтобы за ней угнаться. Таким образом, получается, что не Ферстаппен проиграл Норрису в этой гонке, а машина «МакЛарен» была намного быстрее чемпионского болида «Ред Булл».
Осмелюсь напомнить в дополнение к этому, что когда доминирование австрийских машин в течение последних двух лет было явным и бесспорным, то тот же Макс Ферстаппен делал обратное: он умышленно притормаживал свою машину на финише, лидируя в гонках. Это должно было убеждать и болельщиков, и критиков в том, что победа достается голландцу не благодаря быстрой машине, а исключительно благодаря именно его гоночному таланту. В этом плане Макс — полная противоположность бразильской легенде Айртону Сенне. Тот всегда ехал с максимально возможной скоростью, не задумываясь над тем, что подумают о нем и о скорости его болида.
Знаменитая история произошла с бразильцем 15 мая 1988 года на Гран-при Монако. Лидируя в гонке с большим отрывом, Айртон Сенна не сбрасывал скорость, а продолжал атаковать, наращивая и без того огромное преимущество почти в минуту над преследовавшим его Аленом Простом. В результате за 11 кругов до финиша он попал в аварию и не смог победить в, казалось бы, уже выигранной гонке. Долгое время считалось, что именно неуемное чемпионское желание бразильца всегда ехать на максимальной скорости сыграло тогда с ним злую шутку и он поплатился за свою ошибку. Но совсем недавно главный механик «МакЛарен» того времени Нейл Трандл пролил свет на случившееся 36 лет назад в Монте-Карло. Оказалось, что на машине бразильца на одном из задних колес был медленный прокол. Она с трудом держалась на трассе, но Айртон не хотел рисковать своей победой и отказывался от незапланированного пит-стопа.
Именно в те минуты в голове бразильца родилась фраза, которую он произнес некоторе время спустя и которая характеризует его тогдашнее состояние: «В моменты, когда чувствуешь себя лучшим, когда ты быстрее всех и никто не может до тебя дотянуться, ты особенно хрупок».
Французский гонщик Эстебан Окон проводит свой последний сезон за команду «Альпине»
Просчеты «Мерседес»?
Джордж Рассел действительно отлично стартовал. Фактически повторяя траекторию Макса Ферстаппена, британец опередил Оскара Пиастри и вышел на 3-е место. Вплоть до самого своего первого пит-стопа Рассел ехал уверенно на этой позиции, наверняка мечтая окунуться по окончании гонки на подиуме под душем традиционного шампанского. Но и тут судьба решила по-иному. Сначала во время его пит-стопа была небольшая заминка у боксов «Мерседес», за счет чего Джордж потерял две позиции. А затем еще на трассе в первом повороте он уступил на 40-м круге место и Оскару Пиастри. Австралиец был настолько хорош во время этого обгона, что его маневр впору записывать в историю голландского автодрома.
Фото на память после душа из шампанского
Юный пилот «МакЛарен», преследуя машину «Мерседес», решился на обгон по внешней стороне первого поворота. Он настолько удачно выбрал сочетание позднего торможения и максимально допустимой скорости, которую мог себе позволить его болид на этой траектории, чтобы не потерять сцепления с асфальтом, что Расселу ничего не оставалось, как просто наблюдать объезжающего его соперника. Британец ничего не мог с этим поделать, настолько хорош был в этот момент Пиастри.
Расправившись с британцем, Оскар бросился догонять Шарля Леклера, который за счет удачно проведенной остановки в боксах и слаженной работе механиков «Ферарри» к тому времени был на 3-й позиции. Несмотря на, казалось бы, явное преимущество машины «МакЛарен», которое демонстрировал Ландо Норрис, возглавляя гонку, Пиастри так и не удалось совершить обгон соперника. Леклер уверенно контролировал ситуацию, не подпуская Оскара ближе чем на секунду. В итоге у Шарля было заслуженное 3-е место, радость от которого он разделил в компании хорошо знакомых ему с самого детства пилотов: Ландо Норриса и Макса Ферстаппена.
Шарль Леклер не ожидал, что сможет свою «Феррари» привезти на финиш на подиум
Кстати сказать, в борьбе за звание «Гонщик дня» Гран-при Нидерландов было 3 главных претендента: Норрис, Пиастри и Хэмилтон. И за 3 круга до окончания гонки, когда интернет-голосование было остановлено, победителем в этом сражении стал Ландо. Не знаю, знал ли он об этом, когда на последнем круге еще и показал самый быстрый результат гонки, заработав дополнительное очко.
Кстати, вас не удивляет, почему в этом списке не было Макса Ферстаппена? Как показывает практика, предпочтения болельщиков, участвующих в голосовании, чаще отдаются неожиданным победителям или свершившим много обгонов середнякам, чем признанным лидерам чемпионата. Но думаю, что голландский чемпион от этого ничуть не расстраивается. Даже если его разбудить ночью, то без всякой подготовки и обдумывания ответа на вопрос, кто лучший в мире гонщик, он сразу даст однозначный ответ, назвав себя.
На фоне переполненных трибун корреспондент «СБ» в ожидании эскорта пилотов на параде
Что же касается «Мерседес», то из лидирующей группы команд эта «конюшня» была единственной, кто выбрал тактику с двумя остановками в боксах для замены шин. Насколько это было оправдано в тех условиях деградации колес, сказать сложно. Льюису Хэмилтону эта тактика позволила после 14-й стартовой позиции финишировать на 8-й. А вот Джордж Рассел из-за этого с 4-го стартового места, которое он удачно превратил в 3-е после успешного обгона Оскара Пиастри до первого поворота в начале гонки, переместился на 7-е.
По объяснениям руководителя немецкой команды Тотто Вольфа, на момент окончания Гран-при Нидерландов у их командного мостика еще не было четкого представления о причинах такого провального выступления «Мерседес». То ли были неудачными обновления, то ли не совсем верные настройки. Отчасти была вина и на недостаточной слаженности работы как механиков, так и стратегов. Но в чем можно быть твердо уверенным, так это в том, что на предстоящем Гран-при Италии в Монце Льюис Хэмилтон и Джордж Рассел наверняка постараются отыграться за поражение в Зандфорте.
Похоже, Макс Ферстаппен слегка завидует победителю его домашнего Гран-при
В личном зачете Ферстаппен по-прежнему далеко впереди остальных, хотя его преимущество и сократилось до 70 очков после голландской победы Ландо Норриса. А вот в командном зачете, несмотря на относительно неплохое выступление Серхио Переса, финишировавшего 6-м после Карлоса Сайнса, команда «Ред Булл» имеет теперь всего 30 очков преимущества над «МакЛарен». Так что, по крайней мере, острая интрига в борьбе за чемпионство в Кубке конструкторов в этом сезоне обещает место быть.
Владимир Васильев и Жанна Русак, кроме них в паддоке в Зандфорте не было ни одного русскоязычного представителя СМИ
Фото автора и Жанны Русак.