Джордж Рассел. Найти и… потерять.
Старт гонки обещал быть интересным, и мы прогнозировали острую борьбу за лидерство на первом круге. Даже допускали инциденты и аварии, которыми так славится бельгийский автодром. Но все прошло довольно спокойно. Не всем удалось стартовать без ошибок. Этим, естественно, воспользовались соперники, и общая картина к концу первого круга несколько изменилась.
Сразу отмечу: помощь машины безопасности под управлением ее незаменимого водителя Бёрна Майландера в этой гонке не понадобилась. Сэйфети-кар традиционно проехал перед прогревочным кругом во главе пелотона. Потом сопроводил его в роли замыкающего до первого круга, где свернул на пит-лейн. И затем он торжественно проехал мимо боксов, чтобы занять свою исходную позицию, чуть не доезжая светофора, регулирующего выезд на трассу. На этом участие мистера Майландера в Гран-при Бельгии и ограничилось, что здесь случается довольно редко. Хотя о возможном появлении машины безопасности по ходу гонки думали, безусловно, все. Только одни с тревогой, как бы он не появился, когда они в лидерах, а вот другие с надеждой: пусть бы он появился, чтобы успеть сменить шины раньше соперников и сократить отставание от лидеров.
Потуги «Феррари»
Свой старт с поула Шарль Леклер провел довольно успешно. Отчасти пилоту итальянской скудерии повезло. Его главный соперник Серхио Перес, стартуя со второй позиции, почему-то решил не пытаться выйти в лидеры за счет широкого первого поворота в Спа-Франкоршам, а перерезать траекторию Льюису Хэмилтону, который стартовал третьим. У меня от этого было ощущение дежавю в исполнении пилота машины «Ред Булл», только за рулем ее был в этот раз не Макс Ферстаппен, а его мексиканский напарник. Если бы британский чемпион чуть замешкался в момент старта, то, возможно, Пересу и удался бы задуманный маневр. Но Льюис в своей привычной манере стартовал хорошо, и фактически в момент приближения машины Серхио его «Мерседес» уже был на одной линии с австрийским болидом.У боксов «Мерседес».
Серхио грубым образом попытался зачем-то вытеснить соперника на траву, но тот не уступил. Благоразумие взяло верх над авантюризмом мексиканца, и он оставил свою скопированную у напарника манеру самоутверждения на трассе. Оба пилота вместе вошли в первый поворот, устремившись затем вниз по спуску параллельными траекториями к знаменитому повороту «Красная вода», после которого следовал самый крутой в календаре «Формулы-1» подъем. Уже наверху Льюис вышел вперед, несмелая попытка Переса вернуть свою позицию в шикане 5-го и 6-го поворотов мексиканцу не удалась.
В это время Шарль Леклер в роли лидера пытался создать благоприятный отрыв более одной секунды, чтобы преследовавший его соперник не смог воспользоваться системой подвижного крыла DRS. Но скорость «Феррари» была недостаточно высокой. Уже на третьем круге Шарль вынужден был уступить лидерство Льюису Хэмилтону.
Корреспондент «СБ» на фоне знаменитого подъема «Красная вода» в Спа-Франкоршам.
Как потом отметил Леклер после гонки в своих комментариях журналистам, итальянская скудерия нацеливалась вести активную борьбу против «Ред Булл» и «МакЛарен», но оказалось, что даже машины «Мерседес» в этот день были быстрее болидов «Феррари».
И все же Шарль продолжал бороться, пусть уже не за победу, но хотя бы за место на подиуме. И надо сказать, монегаск сделал со своей стороны все возможное. До 35-го круга из 44 пилот скудерии ехал за Льюисом Хэмилтоном. Но речи о том, чтобы навязать борьбу или хотя бы догнать «Мерседес», уже даже не велось. Главной задачей Леклера теперь было не потерять своей нынешней позиции под натисками сначала «МакЛарен» Оскара Пиастри, а затем и «Ред Булл» Макса Ферстаппена. С этой задачей Шарль справился лишь наполовину. Австралиец сумел его обойти за 8 кругов до финиша, а вот действующего чемпиона монегаск не пропустил.
В итоге именно это и позволило Шарлю Леклеру хоть и не подняться на подиум сразу после гонки, но зато получить кубок за третье место спустя 2 часа после Гран-при из рук все того же Оскара Пиастри. После дисквалификации победителя бельгийского этапа 4-е место монегаска превратилось в почетное 3-е с вручением медали, кубка, но без шампанского и всех полагавшихся при этом почестей.
Шарль Леклер в итоге получил кубок за 3-е место.
Второй пилот «Феррари» Карлос Сайнс после своего старта с 7-й позиции сумел поначалу обойти Ландо Норриса. Затем уже по ходу гонки британец вернул себе позицию. Более того, Карлосу пришлось еще раз «подвинуться», когда его настиг прорывающийся вперед Макс Ферстаппен. Однако испанец взамен им нашел себе другую жертву. Это был Серхио Перес, не сумевший реализовать весь свой потенциал в этой интересной гонке. На финише Карлос был 7-м, долгое время безрезультатно пытаясь приблизиться и хотя бы навязать борьбу голландскому чемпиону и его «Ред Булл». И только дисквалификация Рассела позволила подняться Сайнсу на 6-е место, заработав 8 очков.
Болиды «Феррари» действительно в этот день были по темпу лишь 4-ми. И подиум Шарля Леклера — это, по моему убеждению, главным образом заслуга пилота, а не его машины.
Мытарства Серхио Переса
Для второго пилота команды «Ред Булл» этот Гран-при Бельгии был сродни времени «Ч», как я уже писал в своем предыдущем материале. Только вот даже не самые оптимистичные прогнозы в адрес мексиканца, к сожалению, не оправдались. Он не только не сумел отстоять место на подиуме после многообещающего старта с 2-й позиции, но и откатился в самый хвост лидирующей четверки. Восьмое место на финише, пусть даже и с одним очком за лучший круг, показанный на последних секундах гонки, — это не то, чего ждала от него австрийская команда.И тот факт, что Серхио охотно пропустил вперед своего напарника на трассе по приказу из боксов, когда тот оказался после своего пит-стопа чуть позади мексиканца, мало что прибавил в общее негативное впечатление руководства «Ред Булл» от гонки Переса.
Серхио Перес откровенно провалил свою бельгийскую гонку.
Журналисты сразу же после финиша набросились с вопросами на Хельмута Марко и Кристиана Хорнера. Все они крутились лишь возле одной темы: останется ли Перес в команде после летнего перерыва? И что будет с его контрактом на следующий сезон? Руководитель кадровой политики «Ред Булл» с присущей ему прямотой заявил, что у Серхио был в Бельгии шанс, но он его не использовал. В то время как Макс Ферстаппен после старта с 11-го места пробился на 5-е, мексиканский гонщик с 2-й стартовой позиции опустился на финише на 8-ю.
Когда эмоции поутихли, стало известно, что на съемочные дни, которые пройдут в Италии на этой неделе, в нынешних болидах проедут Даниель Риккардо и Лиам Лоусон. И хотя руководитель команды Кристиан Хорнер попросил журналистов не придавать этим заездам большого значения, мол, 200 км для рекламных съемок не могут представлять собой какой-то тест гонщиков на скорость, многие уверены, что результаты этих заездов помогут определиться с составом австрийской «конюшни» на вторую половину этого сезона.
Со своей стороны я позволю себе не согласиться с мнением большинства. Мне кажется, что Серхио продолжит выступать и после возвращения Больших призов с летних каникул. В любом случае он знает свой болид лучше, чем Риккардо, Цунода или Лоусон. И нет смысла терять еще несколько гонок, пока новички будут адаптироваться к новой для себя технике. Проще будет привлечь психологов, подбодрить иными способами мексиканца и позволить ему вернуть себе былую форму, которую он растерял за последние 8 не очень удачно проведенных гонок.
Попытки «МакЛарен»
После ошеломительного успеха в Венгрии, где британская «конюшня» оформила победный дубль, мало у кого были сомнения, что Норрис и Пиастри будут быстрыми и в Бельгии. Но оказалось, что для победы, помимо быстрой техники, неплохо было бы иметь и уравновешенных гонщиков, а также инициативный командный мостик.На стартовой решетке Ландо и Оскар были, соответственно, на 4-й и 5-й позициях. При отсутствии впереди них Макса Ферстаппена, отправленного за сверхплановую замену двигателя внутреннего сгорания на его «Ред Булл» в начало второй десятки, у пилотов «МакЛарен» были реальные шансы захватить лидерство на первых же кругах гонки. В крайнем случае они должны были быть среди лидеров по ходу Гран-при и уж точно реально претендовать на подиум.
Но оказалось, что у Норриса вновь не все получилось, как ему того хотелось на стартовой прямой и входе в первый поворот. Британец потерял сразу три позиции. Это позволило его юному австралийскому напарнику подняться на 4-е место, чтобы затем начать готовиться к атаке на лидирующую тройку пилотов.
Ландо Норрис пока еще второй в личном зачете чемпионата.
За счет более раннего пит-стопа Джорджу Расселу удалось обойти Оскара Пиастри, но тот, вернувшись на новом комплекте шин после обслуживания в боксах «МакЛарен», не долго мучаясь, обогнал «Мерседес» британца, восстановив справедливость. Через пару кругов австралиец в красивой и неаварийной манере обошел еще и Серхио Переса на «Ред Булл».
К середине дистанции Пиастри уверенно преследовал Шарля Леклера, который, в свою очередь, с трудом пытался не отстать от лидера гонки Льюиса Хэмилтона. Вскоре «Феррари» монегаска остался позади австралийца. Если бы не заминка на втором пит-стопе, Оскар наверняка имел бы шансы повоевать за лидерство в гонке и с британским чемпионом. Но юная звезда «МакЛарен» не очень точно подъехал к своим механикам. Впрочем, в этот день именно механики британской «конюшни» взяли приз за самый быстрый пит-стоп. Правда, сделали это они с машиной Ландо Норриса, а не Оскара Пиастри.
Оскар Пиастри доволен своим результатом.
К финишу Оскар почти вплотную подобрался к «Мерседес» Льюиса Хэмилтона, который без особого успеха пытался пройти своего напарника. Дело в том, что когда британский чемпион во второй раз сменил свои шины, то он с удивлением для себя осознал, что его земляк Джордж не собирается ехать на пит-стоп. Рассел уговорил команду, чтобы остаться на трассе, поскольку состояние его шин позволяло доехать на них до финиша. Предпринятая осторожная атака на напарника у Льюиса с первого раза не удалась. И он решил оставить свои попытки выиграть эту гонку, хотя, судя по темпу его машины, такая возможность у Хэмилтона была.
То ли руководство немецкой «конюшни» своей фразой «если будете бороться, то оставляйте друг другу достаточно места» передало чемпиону зашифрованный приказ не обгонять, то ли Льюис сам решил не рисковать и больше не предпринимал серьезных усилий для атаки напарника, но факт остается фактом. На финише Джордж был первым, Льюис вторым, а Оскар буквально висел на задних фонарях болида британского чемпиона.
Что же касается Ландо, то, оказавшись из-за пассивной тактики своего командного мостика позади Макса Ферстаппена, он так и не сумел обойти действующего чемпиона до самого финиша. А ведь с каждым таким результатом отрыв лидера «Ред Булл» от своего пока что главного оппонента не уменьшается, а, наоборот, увеличивается. С таким подходом о титуле можно забыть. Даже имея теперь машину быстрее, чем австрийские болиды, Ландо надо научиться еще и воплощать свое преимущество в победы. Слишком уж далеко оторвался Ферстаппен за первую половину сезона от своих соперников. И я не удивлюсь, если через пару этапов в «МакЛарен» определят на роль первого пилота в команде Оскара Пиастри. Хладнокровный австралиец хотя и совершает еще по своей неопытности ошибки в гонках, но они куда менее значимы, чем провалы его британского напарника на стартах.
Неудавшийся прорыв Макса Ферстаппена
Как уже отмечалось ранее, Ферстаппен завоевал в Бельгии свой очередной поул с неприлично большим отрывом от соперников: 0,6 сек. И неудивительно, что руководство «МакЛарен» в комментариях и прогнозах перед гонкой журналистам не скрывало своей уверенности, что голландский чемпион легко вернется в лидирующую группу даже после старта с 11-го места.Так наверняка предполагал и сам Ферстаппен. Он легко на стартовых кругах разделался с середнячками, а вот затем как-то застрял за своими соперниками из лидирующей группы команд. Уже не имея того преимущества, которое было у него в прошлом году и в первой половине нынешнего сезона, Макс надолго завис на хвосте «Мерседес» Джорджа Рассела. Впереди британца ехала вторая машина «Ред Булл», за рулем которой Перес пытался удержаться в зоне DRS преследуемого им соперника. В свою очередь, Рассел использовал DRS, атакуя мексиканца. И это не позволяло голландскому чемпиону самому приблизиться на расстояние атаки к «Мерседес» британца. К тому же на самого Макса сзади стал потом наседать Ландо Норрис, которого стратеги «МакЛарен» не совсем вовремя позвали на пит-стоп, подарив тем самым без боя одну позицию Ферстаппену.
Ландо Норрис преследует Макса Ферстаппена.
В общем, подводя итог, прорыва у лидера «Ред Булл» не получилось. После того как его напарник услужливо по приказу из боксов освободил ему дорогу, Макс так и не смог обогнать «Феррари» Шарля Леклера. Финиш на 5-й позиции для действующего чемпиона был сродни поражению. К тому же это была уже четвертая подряд гонка, где Ферстаппен не побеждал. За три последних года это случилось с ним впервые.
Успех и разочарование «Мерседес»
Когда Льюису Хэмилтону и наблюдавшим за событиями у экранов телевизоров пресс-центра журналистам стало ясно, что Джордж Рассел не поедет на второй пит-стоп, все обратили внимание на Тотто Вольфа. Руководитель «Мерседес» заметно нервничал. Сначала мы подумали, что австрийский менеджер просто переживает за своих подопечных — как бы они не вступили в жесткое противостояние. Но даже когда Льюис прекратил свои атаки на Джорджа и стало ясно, что Рассел будет первым, а у «Мерседес» будет победный дубль, Вольф и здесь не позволил себе расслабиться и улыбнуться. Более того, уже после финиша он не вышел на пит-лейн под подиум, чего за ним ранее вообще не замечалось. Тотто был хмурым, явно недовольным, что противоречило происходящему вокруг. Вроде бы причин для радости у руководства «Мерседес» было более чем достаточно. После столь грустного начала сезона добиться на такой сложной трассе, которой является Спа-Франкоршам, победы двумя машинами — можно ли желать большего?!Менеджер Макса Ферстаппена был замечен в общении с персоналом «Мерседес», случайно ли?
Причина столь странного поведения Вольфа стала ясна несколько минут спустя. Оказалось, что при взвешивании болида Джорджа Рассела машине не хватило 1,5 кг веса до определенного регламентом. В связи с этим стюарды взяли под расследование этот инцидент и совсем скоро объявили свой вердикт: дисквалификация. По всей видимости, Тотто Вольф уже подозревал, что так оно и будет. Он не мог не знать, что сильный износ шин на машине Джорджа приведет к снижению веса машины. А он и так был на грани. Ведь чем легче болид, тем он быстрее.
Джордж Рассел еще не может поверить, что его дисквалифицируют.
Сыграло еще свою роль и то обстоятельство, что из-за слишком длинного круга на бельгийском автодроме болиды после гонки не уезжают на финальное шествие вдоль трибун по трассе, а сразу же заворачивают обратно на пит-лейн в первом повороте. И поэтому пилоты здесь не имеют возможности проехаться по участкам, где скапливаются кусочки отработанных покрышек, так называемые резиновые «червячки». Впрочем, и их бы вряд ли хватило для строгих контролеров. Только если бы к этому добавились еще и прилипшие к сликам кусочки гравия. Но для этого Джорджу нужно было бы специально заехать в гравийную ловушку в зоне безопасности первого поворота. Увы, это не могло бы остаться не замеченным судьями. И в немецкой команде не пошли на подобный трюк.
Так выглядят шины после гонки с собранными «червячками».
Оставалось лишь надеяться, что вес болида все же будет соответствовать регламенту. Но надежды не оправдались.
По всей видимости, заменяя перед гонкой новое днище на старую версию, команда ошиблась в расчетах веса. Вот так ошибка команды привела к потере не только победы, но и всех заработанных Джорджем 25 очков. А Льюису Хэмилтону, который фактически после того стал победителем гонки, впору было вспомнить события 2008 года. Именно здесь, на бельгийском автодроме, он стал сначала победителем Гран-при Бельгии, а затем его наказали штрафом за незаконно полученное преимущество. Речь шла об обгоне лидировавшего в тот момент Кими Райкконена на «Феррари» путем срезки последней шиканы. И хотя Льюис на стартовой прямой вернул финскому чемпиону позицию, затем уже на спуске перед самым красочным поворотом «Формулы-1» под названием «Красная вода» он вновь обогнал пилота скудерии.
Именно этому болиду не хватило 1,5 кг веса после финиша гонки в Спа-Франкоршам.
Судьи после долгого разбирательства решили, что подобного бы не случилось, если бы за два поворота до этого спуска Хэмилтон не срезал шикану. В итоге победу у Льюиса забрали, он финишировал тогда лишь 3-м. Так что британскому чемпиону известны чувства, когда после награждения приходится возвращать кубок победителя.
В этот раз ситуация была наоборот. Льюису поменяли его «серебряный» кубок на «золотой» уже после гонки, и он снова смог почувствовать, как неожиданно может все перевернуться, только теперь уже в лучшую сторону. К слову, несмотря на второе место на финише, Хэмилтона зрители признали своим голосованием гонщиком дня. Он действительно был в этой гонке лучшим.
Что ждет тебя, Льюис, в «Феррари» в следующем сезоне?
Хотелось бы верить, что в «Мерседес» смогли все же за счет обновлений обеспечить своим машинам нужную скорость и маневренность. И если это так, то соперничество между четырьмямя командами-лидерами будет сильным украшением для продолжения этого сезона.
Следующий Гран-при пройдет в Зандворте в рамках Гран-при Нидерландов 25 августа. А пока команды уехали на свой летний отпуск, чтобы отдохнуть, собраться с силами и вновь ступить на «тропу войны» с соперниками за чемпионские и иные звания.
Так выглядят волонтеры-пожарные на своем посту у кромки трассы.
Фото Владимира ВАСИЛЬЕВА и Ксении РУСАК.