Именно спор между «Феррари» и «МакЛарен» за чемпионство в командном зачете стал главной интригой финальной гонки. Победа в этой дуэли британской «конюшни» напомнила всем события уже такого далекого 1998 года. С тех пор уже 26 лет Кубок конструкторов не доставался «МакЛарен». Хотя за это время еще дважды, в 1999-м и 2008-м ее пилоты Мика Хаккинен и Льюис Хэмилтон становились чемпионами мира.
К последнему этапу сезона неимоверными усилиями инженерного штаба британской команды ее машины стали самыми быстрыми в лидирующей группе. Но их преимущество не было столь уж явным, как это было в случае с «Ред Булл» в начале сезона. Плотность результатов в квалификациях была столь высокой, что заранее определить победителя гонки или даже обладателя поула на протяжении 5 месяцев было сродни гаданию на кофейной гуще.
В результате субботней квалификации первый ряд стартового поля на автодроме Яс Марина был полностью занят оранжевыми машинами. На втором ряду к стремительной стартовой атаке на лидеров готовили свои болиды перед началом Гран-при Абу-Даби Карлос Сайнс («Феррари») и Макс Ферстаппен («Ред Булл»). Третий ряд был несколько необычным. Пьеру Гасли удалось на своем «Альпин», который фактически претендовал всего лишь на 6-й ряд стартового поля, показать невероятное мастерство и застолбить за собой право стартовать с 5-го места, опередив пусть даже совсем на чуть-чуть не кого-нибудь, а самого Джорджа Расселла. А ведь пилот «Мерседес» предыдущий Гран-при завершил в роли победителя гонки.
Помимо британца, Гасли фактически опередил еще двоих пилотов из лидирующей группы команд. Шарль Леклер на «Феррари» стартовал с предпоследнего места, а Льюис Хэмилтон получил право готовить в последний раз в этом сезоне перед гонкой свой «Мерседес» лишь на 16-й позиции.
Когда нечего ни терять, ни приобретать...
Зная характер действующего чемпиона, у меня не было никаких сомнений, что Макс Ферстаппен будет весьма активен на старте. Более того, все предвещало, что эта активность будет сродни агрессивности. Ведь для голландца эта гонка ничего уже не решала. Свой 4-й подряд чемпионский титул он оформил пару недель назад. Побороться даже за второе место в Кубке конструкторов команда «Ред Булл» тоже уже не могла, теоретические шансы были утрачены еще на прошлой гонке. Максу можно было и вообще на эту гонку не приезжать, где для него оставались лишь мелкие радости в виде подиума или имеющей лишь статистическое значение победы. В общем, именно победа и могла еще как-то представлять интерес для удовлетворения амбиций голландского чемпиона.Старт Ферстаппену удался. Он сумел объехать стартовавшего вторым Карлоса Сайнса и даже занять очень выгодный внутренний радиус в первом левом повороте трассы. Но болиды «МакЛарен» были в этот день весьма быстрыми даже в конце стартовой прямой. И на апекс первого поворота Оскар Пиастри выехал впереди машины «Ред Булл». Голландский гонщик понимал, что, продолжая движение, столкновения ему было не избежать. Он попытался прижаться к поребрикам, но без экстренного торможения этот маневр ему бы тоже не удался. А поскольку Ферстаппен и экстренное торможение, которое обязательно приведет к потере позиции, — это вещи несовместимые, то контакт с машиной соперника был предрешен.
Зацепив правым передним колесом заднее колесо машины «МакЛарен», Макс отправил обе машины в разворот. В результате «Ред Булл» самого Ферстаппена откатился на 11-е место, а машина Оскара Пиастри и вовсе оказалась последней в пелотоне. Первой реакцией голландского чемпиона было, как обычно, обвинить соперника. За всю его карьеру в «Формуле-1» я вообще не припомню, чтобы Макс признавал себя виновным в инцидентах и авариях. Это его кредо. И во многом подобному поведению голландца способствовала политика фаворитизма, которую в его отношении проводили стюарды с самого первого его появления в гонках.
Вспомните, разве мы не были свидетелями, когда под него менялся регламент, если случалось, что Ферстаппен нарушал установившиеся годами в «Формуле-1» правила, продиктованные мерами безопасности этого опасного спорта? А двойные стандарты, которыми изобиловали решения стюардов, если речь шла о наказании самого юного в истории Больших призов гонщика?
Частенько мы видели, как Максу и вовсе сходили с рук его мелкие, а иногда даже и грубые нарушения. Это как же должно было всем надоесть доминирование команды «Мерседес» и Льюиса Хэмилтона, штамповавших год за годом чемпионские титулы как в личном, так и в командном зачетах, чтобы любыми судьбами старались вырастить достойного им конкурента в лице Макса Ферстаппена? Еще понятно, когда этим занимается непосредственно команда «Ред Булл», альма-матер голландца. Но когда под одну дудку с ней поют и представители FIA, это может быть чревато неприятными последствиями. Собственно говоря, именно это мы сейчас и наблюдаем.
В качестве примера двойных стандартов можно вспомнить недавний инцидент, имевший место на Гран-при Катара. Когда отскочившее с машины Валттери Боттаса зеркало заднего вида оказалось лежащим на скоростной прямой, на незначительное время и совсем на короткой дистанции появились желтые флаги. Макс Ферстаппен в тот момент на пару секунд опережал преследовавшего его по пятам Ландо Норриса. Увидев желтые флаги, голландец чуть-чуть сбросил скорость, с 320 до 315 км/ч. А его соперник, увлеченный борьбой, не заметил желтых флагов и несколько сократил свое отставание от лидера. Макс тут же пожаловался по радио, что Ландо не сбросил скорость под желтыми флагами. Но ведь сам Ферстаппен также не сбрасывал значительно скорость, как того требовали правила. Выписывая наказание, стюарды должны были бы учесть этот факт, наказав, например, обоих пилотов. В конце концов, именно Макс задавал в тот момент темп гонки. И если бы он действительно сильно сбросил скорость, то Ландо пришлось бы либо делать то же самое, либо пролететь мимо замедлившегося лидера. Вот тогда и имел бы факт грубого нарушения, за которое полагается строгий штраф.
Стюарды же в той ситуации не нашли ничего лучшего, как наказать лишь пилота «МакЛарен». Да еще как наказать! Проезд через пит-лейн с остановкой на 10 секунд напротив боксов. Более строгим наказанием могла быть только дисквалификация из гонки.
Неудивительно, что взращенный в атмосфере такого фаворитизма Макс и представить себе не может, что его иногда могут признавать виновным за свои прегрешения.
В Абу-Даби стюарды решили наказать Ферстаппена штрафом в 10 секунд, а после гонки добавили ему еще и 2 штрафных балла в дисциплинарную «копилку». О штрафных баллах голландец по ходу гонки еще ничего не знал. Но его раздражение по отношению к судьям не преминуло вылезти наружу. Отбыв штраф во время пит-стопа, Макс вернулся в гонку, обнародовав по радио свой очередной ругательный шедевр в адрес стюардов: «Эти тупые идиоты могли еще и 20 секунд штрафа выписать».
Странно, что подобные грубые высказывания в адрес судей мы слышим уже не в первый раз, но наказания Максу Ферстаппену за это выглядят скорее как поощрение. Так называемые «принудительные работы» для голландского чемпиона заключаются в необходимости его встреч с юными гонщиками, которым он передает свое гоночное мастерство.
Уже поостыв после гонки, в которой он финишировал шестым, Макс принес свои извинения Ландо Норрису. При этом голландец отметил в своих комментариях журналистам, что Ландо был самым последним в списке, кому Макс хотел бы доставить подобные неприятности на этом Гран-при. Пожалуй, это первое извинение Ферстаппена перед соперниками за свои действия на трассе. Как говорится, не прошло и десяти лет, как это случилось. Ведь в это воскресенье завершился уже 10-й сезон, который Ферстаппен провел в «Формуле-1».
К месту будет отметить, что пострадавший от действия Макса Ферстаппена в первом повороте Оскар Пиастри чуть позже сам допустил ошибку на торможении и слегка подтолкнул сзади болид «Уильямс» Франко Колапинто. На обеих машинах случились проколы, и они с разницей в один круг вынуждены были уехать на внеплановые пит-стопы для замены шин. За этот инцидент пилот «МакЛарен» получил точно такой же штраф, как и Макс Ферстаппен: 10 секунд и 2 штрафных балла.
Я, безусловно, осознаю, что фанатично влюбленные в своего кумира Макса Ферстаппена болельщики «Формулы-1» могут мне возразить по поводу того, что голландца, мол, редко, но все же наказывают стюарды. Ведь в его штрафной «копилке» уже набралось 8 баллов, и если их число в течение года достигнет 12, то он должен будет пропустить гонку, будучи дисквалифицированным. Да, в последнее время штрафовать стали и голландского чемпиона. Но это происходит не за каждое его нарушение. Иначе ему пришлось бы уже наверняка пропускать Грац-при из-за перебора допустимых дисциплинарных баллов.
Еще один «плохой парень»
Так бывает в гонках, что ты можешь приехать даже на подиум, но по ходу гонки о тебе почти ничего не будут говорить. Нечто подобное можно было сказать о выступлении в Абу-Даби Карлоса Сайнса. Свою последнюю за «Феррари» гонку он провел уверенно, лишь на старте уступив на несколько секунд свою позицию Максу Ферстаппену. Но затем, когда голландский чемпион самоликвидировался из лидирующей группы, убрав вместе с собой еще и Оскара Пиастри, испанский гонщик вышел на второе место, на котором и финишировал. Карлос завоевал почетный трофей в виде кубка от организаторов гонки, сопровождаемый обязательной бутылкой сладкого газированного напитка (шампанское в Объединенных Арабских Эмиратах запрещено. — Прим. В.В.) и медалью, лично врученной Сайнсу президентом FIA. Но в целом гонка Карлоса Сайнса прошла почти незаметной для выискивающих интересные сюжеты телевизионных камер.Куда больше времени по ходу гонки уделили Валттерри Боттасу. Правда, для этого финну понадобилось «надеть» на себя «костюм плохого парня». В стартовой суматохе ветеран команды «Заубер» столкнулся с Серхио Пересом. Машину мексиканца развернуло, и уже на втором круге его болиду «Ред Булл» пришлось сойти. Так он бесславно перевернул последнюю страничку своего самого неудачного сезона в карьере «Формулы-1». Гонка, на кону которой была поставлена, возможно, дальнейшая судьба Переса, не по его вине завершилась, едва начавшись.
Боттас, как виновник этой аварии, получил 10-секундный штраф и два штрафных балла. Но на этом приключения финского «плохого парня» не закончились. На 31-м круге Валттерри вляпался еще в одну неприятную историю. Совершив ошибку на торможении в, казалось бы, рядовой ситуации, он заблокировал колеса перед очередным поворотом и столкнулся с Кевином Магнуссеном. В результате со сломанной подвеской пилот «Заубер» завершил гонку, получив за свое нарушение еще 5 секунд и 1 штрафной балл. Поскольку сход финна не позволил ему отбыть штрафное время в Абу-Даби, то это наказание, согласно правилам, автоматически было перенесено на следующую гонку с участием этого пилота. Вот только у меня весьма большие сомнения по поводу того, продолжит ли свою карьеру Боттас в «Формуле-1».
Официально на следующий год у финского ветерана нет контракта, и он уже вряд ли появится. Так что эти 5 секунд штрафа так и останутся в виде «долга». А призрачные надежды стать пилотом новой американской команды «Кадиллак» вряд ли станут реальностью в 2026 году, когда Валттерри отметит свое 37-летие. Но, впрочем, в автоспорте бывало и не такое.
Главные герои дня
На мой взгляд, на этом финальном Гран-при сезона их было, по меньшей мере, трое. Безусловно, победитель гонки Ландо Норрис заслуживает добрых слов. Стартовав с поула, британец не допустил ошибок, подтвердив свое лидерство. А затем в течение полутора часов 300-километровой дистанции он сохранял концентрацию, не позволяя себе расслабиться ни на мгновение. Соперники «МакЛарен» в лице скудерии «Феррари» попытались за счет тактики более раннего пит-стопа приблизить своего гонщика Карлоса Сайнса к лидеру на расстояние атаки. Но британцы ответили своей остановкой в боксах для замены шин буквально на следующем круге. Механики лидирующей «конюшни» сработали безукоризненно, проведя пит-стоп за 2 секунды.А в финальной части гонки командный мостик «Феррари» несколько раз отдавал приказ своим механикам выбежать на пит-лейн, демонстрируя готовность провести второй пит-стоп. Это должно было спровоцировать «МакЛарен» позвать в боксы и своего лидера. Но, к чести британцев, они не поддались на провокацию. В любом случае, преимущество Норриса над Сайнсем позволяло повторить то же самое, что было и с первой заменой шин.
После того как Оскар Пиастри из-за стартовой аварии с Максом Ферстаппеном откатился в хвост пелотона, а затем еще и получил штраф в 10 секунд за собственное столкновение с Франко Колапинто, рассчитывать на его помощь в виде заработанных очков было бы наивно. С другой стороны, даже победы Ландо Норриса в этой гонке было достаточно, чтобы гарантировать «МакЛарен» Кубок конструкторов в этом сезоне. И с поставленной задачей британский пилот справился успешно, завоевав себе попутно еще и звание вице-чемпиона.
Несмотря на уверенную победу и безукоризненное пилотирование, Норрис не получил приз зрительских симпатий в виде звания «Гонщика дня». Эта почетная награда досталась Шарлю Леклеру. В результате неудачной квалификации да еще и потерянных 10 позиций за неплановую замену элементов силовой установки пилот «Феррари» начинал гонку с последнего ряда стартовой решетки. Но монегаску настолько удался стартовый круг, что к моменту отключения режима виртуальной машины безопасности на втором круге Шарль был уже на восьмом месте. Разумеется, без быстрой машины, умелого пилотажа и счастливых случайностей вряд ли бы Леклеру удался такой стартовый прорыв.
Ну, а дальше все было уже более или менее закономерно. Пилот скудерии прорывался вперед, обгоняя более медленные машины конкурентов. Параллельно ему с хвоста пелотона делал свой прорыв и Макс Ферстаппен. Жаль только, что они не встретились на трассе. Уверен, эта дуэль не оставила бы равнодушными зрителей. На финише Шарль был третьим, разделив радость от успеха на подиуме с Ландо Норрисом и Карлосом Сайнсем. Правда, у этой радости была и своя тень разочарования. Слишком уж далеко оторвалась команда «МакЛарен», чтобы набранных командой «Феррари» очков за второе и третье место в последней гонке сезона хватило для завоевания Кубка конструкторов.
В итоговом протоколе конкуренты за командную награду разделили 18 очков. Следует отметить, что 2 из них все же смог принести в общую копилку «МакЛарен» и Оскар Пиастри. Австралиец, несмотря на все свои мучения как по своей вине, так и в стартовом эпизоде, где он был невиновным, сумел-таки финишировать десятым да еще и заработать дополнительное очко за показанный в гонке лучший круг.
Эмоции прощания с альма-матер
И еще об одном герое дня обязательно следует упомянуть, рассказывая о событиях Гран-при Абу-Даби. Свою последнюю гонку за команду «Мерседес» провел в это воскресенье Льюис Хэмилтон. Неудачи, преследовавшие британского чемпиона на двух последних Гран-при, могли бы выбить психологически из равновесия любого. Но Льюису удалось продемонстрировать на автодроме Яс Марина весь свой опыт, который, как оказывается, он ничуть не растерял. И это не было случайностью. Он еще до старта рассчитывал попытаться это сделать. Недаром же Хэмилтон был единственным, кто поставил на свой болид жесткие шины Hard, тогда как все остальные пилоты предпочли более быстрые и мягкие шины Medium.Конечно, на фоне стремительного прорыва «Феррари» Шарля Леклера продвижение вперед машины Льюиса Хэмилтона было поначалу не очень заметным. Британский чемпион последним из тех, кто ехал с тактикой одного пит-стопа, сменил шины. И темп, который он умудрялся показывать на старых жестких шинах, позволил ему вернуться на трассу седьмым. Буквально в это же время Макс Ферстаппен, совершая свой прорыв с конца пелотона после аварии с Пиастри и отбытия штрафа во время единственного пит-стопа, обогнал Фернандо Алонсо в борьбе за 8-ю позицию.
Таким образом, за 20 кругов до финиша возглавляли гонку трое будущих победителей Гран-при Абу-Даби: Норрис, Сайнс и Леклер. На некотором расстоянии от них без особой борьбы между собой катилась еще одна тройка: Джордж Расселл («Мерседес»), Пьер Гасли («Альпин») и Нико Хюлькенберг («Хаас»). А вот следом за этим кажущимся спокойствием была тройка чемпионов, к которым и было приковано внимание зрителей: Льюис Хэмилтон на «Мерседес», Макс Ферстаппен на «Ред Булл» и Фернандо Алонсо на «Астон Мартин».
Если испанскому чемпиону при нынешнем состоянии его команды пару заработанных очков в гонке — это за счастье, то вот Льюиса и Макса такое положение дел явно не устраивало. Оба не только претендовали, но и сильно хотели прорваться на более высокие позиции. Голландский чемпион сумел обойти пару середнячков в лице Хюлькенберга и Гасли. Он финишировал с почти 25-секундным отрывом от них на 6-м месте.
А вот Льюис был просто неудержим. Помимо обгонов Нико и Пьера британский чемпион сумел показать мастер-класс в дуэли со своим напарником Джорджем Расселлом. Оба пилота «Мерседес» были на одинаковой тактике одного пит-стопа. Только один из них стартовал на 6-м месте, а второй — на 16-м. И если первую часть гонки по темпу был чуть шустрее Джордж, так как у него были более мягкие шины, то во второй части, естественно, более бодрый темп был у Льюиса. Причем настолько Хэмилтон был быстр, что сумел настичь своего напарника, сокращая отрыв по 1,2 сек на круге.
За три круга до финиша, когда стало ясно, что Льюис не остановится и будет атаковать своего товарища по команде, от Тото Вольффа с командного мостика поступила просьба к Джорджу Расселлу «бороться чисто». Вряд ли это могло понравиться амбициозному британцу, но интонация, с которой руководство команды «Мерседес» обратилось к нему, явно давала понять, что Льюиса сдерживать никто не собирается.
Расселл проглотил без возражений эту горькую для себя пилюлю и попытался ускориться, насколько ему это позволяли шины его болида. Но семикратный чемпион на последнем круге и фактически на последнем возможном для обгона месте, точно рассчитав свою траекторию, по внешнему радиусу обошел Джорджа.
Вопрос этого обгона был принципиальным для Хэмилтона. Ведь в общем зачете чемпионата он все же проиграл 22 очка более молодому напарнику. Да и в квалификационной дуэли Расселл был заметно быстрее ветерана. Льюису постоянно не хватало темпа в субботних сражениях за место на стартовой решетке. Но вот эта последняя за команду «Мерседес» гонка в Абу-Даби позволила британскому чемпиону подтвердить свое реноме.
Руководство гонки ничего не имело против того, как провожала Льюиса его команда. Хэмилтон остановил автомобиль на стартовой прямой недалеко от победителей гонки, покрутил «пончики» за счет мастерского дрифта, эмоционально попрощался со своей машиной и дал интервью.
Фактически со своей дебютной гонки весной 2007 года британский чемпион был связан с «Мерседес». Сначала это были машины «МакЛарен» с моторами немецкого концерна, а с 2013-го это была уже полностью заводская команда. И как бы ни судачили по поводу будущей карьеры Льюиса его оппоненты, решение провести финальную часть своей биографии в «Формуле-1» с легендарной командой «Феррари» заслуживает уважения.
Сезон завершился. С его общими итогами мы познакомим вас в ближайшее время. А награждение троек победителей сезона как в личном, так и в командном зачетах FIA проведет для всех своих чемпионатов в Руанде в эту пятницу, 13 декабря. Кстати, там же будут и празднования 120-летия этой организации, ответственной все эти долгие годы за мировые состязания по автоспорту.