В два года Валик Дорофеев еще не разговаривал. Зато в три — уже читал. В пять запросто складывал числа, знал таблицу умножения и что такое дроби. Мальчишка, который с виду ничем не отличается от своих сверстников, трижды перепрыгивал через класс. Этой осенью он пошел в девятый...
— Два года исполнилось, а ничего не говорит. Знакомые нам с мужем уже намекать начали: с ребенком надо заниматься, как–то его развивать. Мы занимались, а сын молчит — и все. Зато в три года удивил. Лежала как–то на кровати с газетой, он подошел и вслух бойко стал читать заголовки. А до этого даже по слогам не мог! С тех пор потянулся не к игрушкам, а к книгам. Причем не сказки его интересовали, а энциклопедии. После переключился на цифры. Осознав, что в пять лет он уже знает программу первого и второго классов и там ему будет просто скучно, мы на семейном совете решили отдать Валю сразу в третий класс. Но педагоги начали отговаривать: дескать, такой стресс для ребенка, в третьем классе уже оценки ставят, пусть начнет хотя бы со второго. И хотя я — психолог по первому образованию — так не считала, пошла у них на поводу. Думаю, напрасно — мы просто потеряли год.
Во втором классе Валику действительно было скучно. Задания выполнит за пять минут и, томясь от скуки, то на стуле начнет качаться и шлепнется прямо среди урока, то в окошко уставится и на замечания наставника не реагирует. Так что после второго класса его отправили сразу в четвертый.
Екатерина Александровна вспоминает:
— Чтобы перепрыгнуть через третий класс, нужно было сдать экзамен. И тут возникли некоторые сложности. Оказалось, что наставники недовольны ответами Валентина. Потому что он написал их сразу после «вопросников». Не мог понять, зачем все усложнять, расписывать в тетради решение, если проще и быстрее сложить все в уме и выдать верный результат.
В четвертом классе — Валик учился в могилевской гимназии № 3 — дела наладились. Юного вундеркинда педагоги поддерживали. Еще когда ему пять лет было, он попросил родителей купить учебник по математике. А в гимназии ему очень нравилось заниматься с учителем математики Еленой Локтионовой. Правда, уже в четвертом классе мальчик вдруг влюбился... в физику. Вообще–то ее начинают изучать в шестом, но Валентин где–то увидел учебник, полистал, потребовал у мамы с папой такой же. Они вспоминают:
— Спасибо наставникам, директору гимназии, когда наш сын пошел в пятый класс, познакомили нас с заместителем директора могилевского областного лицея № 3, учителем физики Игорем Лошкевичем. По нашей просьбе Игорь Геннадьевич и занялся с Валентином изучением этой науки. Причем в свободное от работы время и денег с нас за «репетиторство» не брал.
Игорь Лошкевич — наставник опытный, но такого смышленого мальчишку, как Валик Дорофеев, говорит, повстречал впервые:
— Обычно самые низкие результаты на централизованном тестировании именно по физике. Сложная эта наука. Надо не только правильно создать математическую модель задачи, но и правильно ее применить. А тут — пятиклассник, которому восемь лет. Какая физика?! Но он меня с ходу убедил в серьезности своих намерений. На вопрос, кем хочет стать, выпалил: нобелевским лауреатом по физике. Что было делать? Вручил ему учебник: мол, изучишь азы, прочтешь несколько глав, недельки через четыре придешь. Когда Валик пришел, я удивился еще больше. Детям, которые физику год проходят, трудно уяснить, что такое механическое движение или система отсчета. Объяснить графический смысл перемещения одиннадцатиклассники затрудняются. А этот изложил все так просто и правильно, что я понял: он не зазубривает, он понимает суть. С тех пор ребенок приходил ко мне заниматься раз в неделю. В шестом классе мы начали с ним изучать физику, которую проходят восьмиклассники, в восьмом (через седьмой класс Валик перепрыгнул — сдал экзамены экстерном) проштудировали учебник за девятый класс. На областной олимпиаде по физике Валик обошел одиннадцатиклассников и был удостоен диплома первой степени.
Говорят, что вундеркинды обычно зациклены на одной области знаний. Они, мол, или физики, или лирики. Валик действительно побеждал на олимпиадах по физике и математике. Но, кроме точных наук, ему нравятся и гуманитарные. Классный руководитель Тамара Дорошкова своим учеником гордится:
— Валентин — стопроцентный кандидат на медаль, в восьмом классе у него по всем предметам было «отлично». И никто ему оценок не натягивал. Физика, конечно, любимая, но, помимо нее и математики, Валик любит еще русский язык и литературу, с удовольствием учит английский.
Несмотря на некоторую рассеянность, на то, что, как все сверстники, он смешливый и озорной, Валик все же парень серьезный. И хобби у него серьезные тоже. У мальчика первый разряд по шахматам. А еще он чемпион лицея. Валентин учится в классе совместного обучения третьего лицея и расположенной поблизости школы № 21 — по гиревому спорту.
После того как на республиканской олимпиаде по физике Дорофеев получил диплом III степени и стал стипендиатом специального фонда Президента по поддержке одаренной молодежи, он мечтает об олимпиаде международной. А вот куда будет поступать после школы, пока не думал. Ведь к тому времени ему исполнится всего 14 лет... Зато твердо решил: если его планы осуществятся и он станет нобелевским лауреатом, первое, что купит на премию, — красный «Феррари». Не для себя — для мамы.
Реальные друзья
Сам Валик признается: с недавних пор он также полюбил сказки, мультики и игрушки. Перед сном играет в компьютерные игры или смотрит про Дональда Дака. Раньше было не до этого. За учебный год приходилось осваивать программу сразу двух классов. Одну — вместе с одноклассниками, другую — самостоятельно дома, того класса, через который хочешь перепрыгнуть. Оттого, наверное, и виртуальных друзей–одноклассников у Валика нет. Признается:
— Мне это неинтересно. Если есть время, лучше с реальными друзьями пообщаться. Сходить вместе в бассейн, поиграть в теннис, съездить на дачу. В деревне у меня много приятелей, которые меня младше. В лицее, куда я перешел из гимназии, напротив, все друзья–одноклассники на 3 — 4 года старше меня. Но меня никто не дразнит, наверное, потому что нам есть о чем поговорить.
Мама Валика очень благодарна одноклассникам сына за то, что сразу его приняли:
— Он оказался в своей среде. В лицее все дети «заточены» на учебу. Многие, как Валик, — призеры и победители городских, районных, областных олимпиад. Оттого, думаю, и подружились дети сразу. И не важно, что наш ребенок намного по школьным меркам их младше. Они зовут его с собой гулять, приглашают на дни рождения.
Директор областного лицея № 3 Константин Григорович подтверждает:
— Дети у нас мотивированные, интеллектуально развитые. Друзей выбирают не по принципу, у кого круче и навороченнее планшет или мобильник, а по принципу — с кем общаться интересно. Сразу оценили, что Валик — умница, что он хоть годами и мал, с ним можно советоваться по разным вопросам.
Валик перечисляет имена лицейских друзей:
— Богдан Снегирев, Артем Гальдо... Им по 14 лет, они тоже, как и я, любят физику, математику, теннис...
Родители Дорофеева благодарны друзьям сына — лицеистам еще и за то, что те опекают их Валика, как младшего брата. Ведь в житейском смысле он еще ребенок. До недавних пор забывал завязывать шнурки на ботинках и запросто мог шлепнуться, наступив на один из них.
Компетентно
Первый заместитель начальника управления образования Могилевского облисполкома Олег Стельмашок:
— Наши школьники и лицеисты становятся лауреатами и победителями не только областных и республиканских, но и международных олимпиад. По разным предметам, в том числе по физике. Но чтобы ребенок так рано начал изучать этот предмет и в 11 лет уже шел в девятый класс, не припомню. Вундеркинд, гений... Дело, на мой взгляд, не в том, как называть ребенка, который развивается быстрее своих сверстников. А в том, чтобы его родители вовремя заметили эти способности, чтобы педагоги помогли такому ученику реализоваться. Тогда и результаты будут видны. А Валентин, надеемся, нас порадует еще не раз.
оlgak53@mail.ru
Фото автора.
Советская Белоруссия №174 (24555). Пятница, 12 сентября 2014.