Польша на всех парах несется в день выборов

Финишная прямая

Финал самого грязного электорального цикла в польской истории неотвратимо приближается. Уже в это воскресенье жители нашей западной соседки смогут отдать голоса за тех или иных депутатов сейма и определить судьбу своей страны на ближайшие 4 года. Если, конечно, руководство «ПиС» не решит перевернуть шахматную доску и не узурпирует власть окончательно. Кроме того, предстоит полякам и ответить на четыре явно ангажированных вопроса референдума, который призван переложить ответственность за развал отношений с Беларусью, уничтожение Беловежской пущи и издевательства над мигрантами с правящей партии и подконтрольных ей силовиков на весь польский народ.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— А эти (нынешние власти Польши. — Прим. ред.) хотят быть если не пупом, то пупком всей планеты. Они вооружаются. Уже всех напрягли. Немцы уже ненавидят руководство Польши. Возьмите реакцию французов. Дуда-Моравецкие заявляют, что они «изменят мир». Безумство! Это полностью подконтрольные холуи Вашингтона. Они увязли в этом. Обратной дороги нет… Люди разберутся во всем. Не хочу вмешиваться в их выборы, но хочу, чтобы поляки не думали, что здесь живут их враги. Мы были добрыми для них соседями и будем.

Во время рабочей поездки в Брестскую область, 6 октября 2023 года.


Неоднозначные дебаты

К итоговому дню полной интриг и компроматов предвыборной гонки основные конкуренты — «Право и справедливость» Ярослава Качиньского и «Гражданская платформа» Дональда Туска — подходят практически ноздря в ноздрю. Согласно данным последних соцопросов, опубликованных в начале этой недели, за «ПиС» готовы проголосовать 34,6 процента избирателей, а за «Гражданскую платформу» — 27,9 процента.
Эти данные получены социологами до предвыборных дебатов, которые могут скорректировать статистику. Дело в том, что публичное выяснение отношений, которого так страстно желали левые, неожиданно для них сыграло на руку правящей партии. С одной стороны, ситуация была явно подстроена, поскольку дебаты проходили на базе государственного канала TVP, который славится своими кознями против оппозиции. Но с другой стороны, нельзя снимать ответственность за блеклое выступление и с самого Туска, который, владея серьезной фактурой касательно визового скандала и коррупции в рядах «ПиС», не смог использовать ее в полной мере. Остались нераскрытыми темы молодежи и прав женщин, на которые всю кампанию «Гражданская платформа» делала основной упор. Туск не смог ни прибить к земле фактами Моравецкого, выступавшего от «ПиС», ни предложить полякам внятную программу будущего. Впрочем, и действующий премьер не блеснул ораторскими талантами — он даже нарушил правила дебатов, спросив Туска о «вазе Путина». В целом же речи Моравецкого тоже были больше направлены на очернение оппонента и его партии, чем на донесение до аудитории дебатов программы «ПиС» на поствыборный период. А вот двое других участников мероприятия приятно удивили — Кшиштоф Босак из «Конфедерации» и Иоанна Шеринг-Вельгус из «Новых левых» сконцентрировались на видении будущего польской политики и при этом умудрились обойтись без перехода на личности.
Обе главные политические силы современной Польши за неделю до очень непростых выборов не смогли внятно объяснить народу, зачем они вообще идут в сейм и какое будущее ожидает страну после прохождения очередной точки бифуркации.

Генеральский бунт

Предвыборная кампания «ПиС» зиждилась на трех китах: позиционировании Польши как последнего бастиона Запада перед угрозой со стороны Беларуси и России, антимигрантской риторике и агрессивном милитаризме. Правящая партия попыталась создать образ защитницы польского народа, без которой страну немедленно разорвут на части Путин и Лукашенко. Подкреплена эта абсурдная риторика была чудовищными тратами на развитие армии и судорожной скупкой вооружения взамен поставленного Украине.
Казалось бы, руководство Войска польского должно радоваться и всей душой желать победы нынешних властителей на выборах. Однако в понедельник армию тряхнуло не по-детски. Сразу два высших офицера, занимавших важные посты, подали в отставку.
Речь о главе генштаба генерале Раймунде Анджейчаке и командующем оперативным командованием генерале Томаше Пиотровском.



Уход столь высокопоставленных военных чинов стал следствием конфликта, который тянулся еще с весны. Тогда министр обороны Блащак сделал Анджейчака и Пиотровского крайними в истории с падением якобы российской ракеты на территории Польши, которую военные обнаружили в полете, затем потеряли и скрыли от руководства страны сам факт нарушения воздушного пространства. А когда обычный поляк нашел в лесу неведомую железную штуковину, оказавшуюся на поверку ракетой, народ начал задавать вопросы — но Блащак показал пальцем на оперативное командование и главу генштаба, который решился вступиться за Пиотровского. В мае генералов с постов не сняли: как писали польские СМИ, Дуда не стал разбрасываться немногими оставшимися профессионалами. Однако в октябре офицеры сами решили уйти.
Как пишут польские медиа, синхронная подача заявлений об отставке, которые Дуда уже подписал, носит демонстративный характер. Войско польское показывает «ПиС», которая стала считать армию политическим инструментом и чуть ли не личной гвардией правящей партии, что присягу оно приносило все же народу страны, а не президенту и министру обороны.
Демонстративное разглашение Блащаком военной тайны ради набора очков перед оппонентами из «Гражданской платформы», столь же явное игнорирование оперативного командования и замещение его функций главным командованием вооруженных сил при реализации операции RENGAW оперативной группой «Подляшье» и при эвакуации поляков из Израиля навели военных на мысль, что политики не собираются соблюдать в отношении армии никаких правил.


Однако есть и другая версия. Согласно ей «ПиС» убрала двух ключевых оппонентов из рядов армии, рассчитывая использовать Войско польское для удержания власти в случае проигрыша на выборах. Такой вариант развития событий, конечно, гораздо менее вероятен, чем описанный выше, однако активное вовлечение силовиков в политику и излишняя активность Блащака вызывают подозрения. Тем более что на место ушедших оперативно назначили новых командующих: генштаб возглавил теперь уже бывший командующий ВП Веслав Кукула, сторонник расширения армии и максимального накопления арсеналов, а оперативное командование переходит под руководство экс-командующего силами территориальной обороны Мачея Клиша, прошедшего в США обучение планированию наземных и воздушных спецопераций. Излишне говорить, что оба лояльны действующей власти.
Как бы то ни было, удар по милитаристскому нарративу «ПиС» получился серьезный. Всю кампанию функционеры вели разговоры о могуществе польской армии, а в итоге на финишной прямой два авторитетных генерала громко хлопают дверью.
Можно паясничать в стиле главы бюро национальной безопасности Яцека Северы, величая офицеров «господами генералами», и называть отставку «сбрасыванием мундира», но горькая пилюля от этого слаще не станет.

Туманное будущее

Неспособность обеих партий предложить внятный план будущего ведет к расколу в обществе. Особенно страдает молодежь, которую все акторы польского политического паноптикума пытаются перетащить на свою сторону.
В массе своей молодежь стоит в оппозиции партии Качиньского, однако та пытается изменить ситуацию, стараясь выковать собственный молодой электорат с помощью подконтрольных ей религиозных организаций, внесения изменений в систему образования.
На днях учащимися и преподавателями средней школы имени Склодовской-Кюри в Гожуве-Велькопольском было проведено имитационное голосование с весьма показательными результатами. Среди учеников 1‑е место заняла «Гражданская платформа» с 43,6 процента голосов, а «ПиС» оказалась на предпоследнем 5‑м месте с результатом всего лишь 6,8 процента. Учителя также отдали предпочтение Туску, однако партия власти оказалась уже на 2‑м месте, что демонстрирует наличие серьезных противоречий даже в поколенческом разрезе.


Кстати, пани Рава, член партии Качиньского и глава Любушского воеводского управления образования, в специальном коммюнике заявила, что «в школах запрещена предвыборная агитация». Ее не смутило, что такие эксперименты ученики и учителя проводят уже 20 лет и ранее никого это не тревожило, а когда оппозиционность молодежи вылезла наружу, это резко стало неприемлемым.

Религия как предмет торга

Схожая ситуация наблюдается и в религиозной сфере. В католических медиа безраздельно доминирует «отец-директор» Тадеуш Рыдзык, который собирается подмять под себя еще и медицинское образование в стране, проталкивая идею ввести в вузах обязательную для абитуриентов справку от приходского священника. Дружба с Качиньским и обслуживание интересов «ПиС» позволяют ему оперировать огромными финансовыми активами и использовать верующих для решения политических задач.
Годовой бюджет костела составляет 17 миллиардов злотых, из которых как минимум 3 миллиарда поступают в виде дотаций от государства. И даже при этом число верующих среди поляков неуклонно снижается, поскольку население устает слушать политические речи вместо проповедей.
Поэтому связку «ПиС» и некоторых католических иерархов оппозиция считает уязвимым местом сложившейся системы. Туск уже пообещал после победы на выборах пристальное внимание уделить госфинансированию костела, для того чтобы вырвать его из рук ныне правящей партии. По словам лидеров «Гражданской платформы», они планируют прежде всего закрыть костельный фонд, из которого финансируются пенсионные отчисления священников и благотворительная деятельность костела. Также предлагается пересмотреть земельные отношения государства и костела, поскольку последний по состоянию на 2020 год получил в собственность якобы для фермерской деятельности более 80 тысяч гектаров земли, однако на деле занялся ее перепродажей.

Афера жены премьера как раз связана с покупкой у приходов участков по заниженным ценам, а затем их перепродажей за гораздо более значимые суммы. Польские расследователи отмечают, что семье Моравецкого оказывали помощь в сделках некоторые весьма авторитетные иерархи — вроде кардинала Гульбиновича.

Предугадать, кто победит на выборах 15 октября, довольно трудно. Обе ведущие силы успели вылить друг на друга достаточно грязи, совершить и ошибки, и удачные ходы. В любом случае Польшу ждет продолжение периода нестабильности.
Победа «ПиС» приведет к усилению всех негативных тенденций вроде повальной милитаризации, коррупции, подчинения костела интересам власти и, в перспективе, увеличению угрозы со стороны Польши сопредельным странам, и в первую очередь Беларуси и России. Победа левых сил переведет «ПиС» в оппозицию, которой будет по силам парализовать целые сектора общественной жизни: за время нахождения у власти партия как паразит вросла в структуру польского государства, расставила своих членов на ключевые посты в министерствах и ведомствах, проникла в систему местной власти, собрала тонны компромата на соперников и, главное, почувствовала безнаказанность и возможность игнорировать законы, когда это выгодно.
Конкретно для нашей страны итоги голосования не будут иметь большого значения. Простые поляки будут и дальше приезжать к нам по безвизу, слушать и смотреть белорусские новости, а власти продолжат плясать под вашингтонскую дудку. Такой уж статус-кво на ближайшее время.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter