А знаете ли вы, что первый киносеанс в Беларуси прошел в Витебске в 1898 году

Фильм! Фильм! Фильм!

То, что «важнейшим из всех искусств для нас является кино», знали все советские люди. В самом деле, изобретение братьев Люмьер очень сложно переоценить даже сегодня, когда современная молодежь и не вспомнит, что же такое за изобретение «синематограф» и как оно выглядело.


То, что одобрил епископ

Как известно, первый публичный киносеанс состоялся в Париже 22 марта 1895 года. Тем не менее официально днем рождения кинематографа считается 28 декабря все того же 1895 года, когда на бульваре Капуцинок, 4 в Grand Café прошел первый коммерческий показ фильмов изобретателей Огюста и Луи Люмьеров. Благодаря широкому освещению события в прессе братья Люмьер уже в 1895 году стали принимать предложения о проведении киносеансов в других странах.
Спустя два года и два месяца после вечера на бульваре Капуцинок, в феврале 1898 года, синематограф добрался до Беларуси. Первым из белорусских городов с новомодным изобретением со странным иностранным названием встретился Витебск. 

Киноленты в город привез некий господин Катин. О первом кинопоказе, который состоялся в стенах духовной семинарии, писала газета «Витебские губернские ведомости». В номере от 5 февраля вышла статья с названием «Последние сеансы кинематографа», в которой было отмечено, что первый кинопоказ, состоявшийся 25 января 1898 года, прошел в присутствии епископа Александра

В самом деле, для продолжения своего дела в исконно православном Витебске господину Катину необходимо было заручиться дозволением церковных властей, поскольку, исходя из названий, часть кинолент имели весьма легкомысленное содержание: «Женская междоусобица», «Купальня», «Диана в Мейладе», «Испанский танец», «Купание негров», «Азартные игры».

По продолжительности первые киноленты были не более двух минут, так как длина пленки составляла всего пятнадцать метров. Витебская публика по достоинству оценила новое развлечение, и по просьбам сеансы повторяли по умеренным ценам.

Революционный сверяют шаг

К переломному 1917 году в Витебске работали уже четыре кинотеатра — «Рекорд», «Кино-Арс», «Иллюзион» (с 1923 года он назывался «Пролеткино» — «пролетарское кино») и «Художественный», ставший с 1932 года кинотеатром «Первое мая». А в самом конце 1916 года торжественно был открыт и пятый городской кинотеатр — «Одеон».


Чтобы хоть как-то привлечь зрителя, кинотеатры в Витебске в то время демонстрировали фильмы с интригующими, а подчас и эпатирующими названиями: «Роковые соблазны», «Жизнь растоптала ещё один цветок», «Не пожелай жены ближнего твоего», «На ложе смерти и любви».

Согласно сохранившейся статистике, за 1925 год кинотеатр «Художественный», например, провел 956 сеансов, а «Пролеткино» — 973. При этом штат «Художественного» состоял всего из 18 человек: заведующего, машиниста, помощника машиниста, старшего служащего, механика, помощника механика, скрипача, виолончелиста, двух пианистов, четырех билетеров, кассирши, сторожа, уборщицы и ученика. Несколько меньшим количеством людей могли похвастаться «Спартак» — 15 человек и «Пролеткино» — 14 человек.

Причина такой скромности в численности рабочих актуальна и для современной сферы культуры: зарплаты у работников кинотеатров были невысокими, а условия труда — не самыми простыми. Известной стала история, когда в сентябре 1925 года Третейский суд при Витебском окружном суде рассматривал дело о тяжелом положении рабочих витебских кинотеатров. Итогом судебного заседания стало удовлетворение требований об установлении семичасового рабочего дня и более продолжительного отпуска, а вот в отношении повышения заработной платы стороны не сумели договориться.




К СВЕДЕНИЮ

Сегодня Витебск обретает новую традицию: в праздничные дни на стенах витебской Ратуши устраиваются кинопоказы под открытым небом. Горожане и гости города с большим интересом относятся к музейной инициативе. И в дни кинопоказов дворик Ратуши, как и соседний с ней сквер Маяковского, становится весьма оживленными местами. И все же, новое — это хорошо забытое старое... Первые кинопоказы на открытой площадке появились в Витебске еще в начале 1920‑х годов, и проходили они совсем недалеко от Ратуши — на площади Свободы.

Киносеансы в салоне самолета

Интересно, что одно время шли разговоры о том, чтобы сделать Витебск столицей белорусской киноиндустрии. В 1929 году на месте современного перекрестка Фрунзе-Людникова даже началось строительство киностудии. Однако уже в 1934 году было принято решение перенести кинопроизводство в Минск, и строительство прекратилось.


Зато с конца 1920‑х годов кинотеатры стали переходить на звуковые фильмы. В 1931 году в Витебске для пере­оборудования был закрыт знаменитый «Художественный». Первый звуковой киносеанс в нем состоялся 6 апреля 1932 года, когда был показан фильм «Золотые горы» — историко-революционная кинолента с прекрасной музыкой Дмитрия Шостаковича. А вот «Путевку в жизнь» — ленту, которую принято считать первым звуковым фильмом, в Витебске смогли увидеть лишь в августе 1932‑го…

«Бригантина», «Заря», «Беларусь», «Дружба», «Первое мая», «Зенит» — эти названия и сегодня вызывают у старшего поколения витебчан ностальгию по мороженому в глубоких чашках на тонкой ножке, удивительному «зимнему саду», где даже в суровые морозы цвели нежные тропические цветы, и красочному калейдоскопу витража, разбрасывающему яркий солнечный свет разноцветными бликами.
Говоря о кино в Витебске, обязательно стоит вспомнить, что до 1988 года в городе существовал удивительный детский кинотеатр. Располагался он в списанном самолете Ту-134 с регистрационным номером СССР-65639. 
Именно этот самолет 10 июля 1977 года, во время рейса по маршруту Петрозаводск — Ленинград, был захвачен с помощью учебной гранаты двумя террористами и угнан в Финляндию. После списания самолет привезли в Витебск, и 28 июня 1983 года в нем открылся кинотеатр, где ежедневно показывали мультфильмы для самых юных зрителей.

Сегодня в Витебске осталось лишь два кинотеатра, и немудрено... Ведь, глядя на стремительно развивающиеся современные технологии, порой кажется, что очень скоро у каждого из нас в кармане будет свой собственный домашний или мобильный кинотеатр. И все же, нет-нет, а проходя мимо афишной тумбы и глядя на пестрые плакаты киноновинок, хочется оказаться в огромном темном зале перед белоснежным экраном, в мире, где правят лишь темнота и киномеханик.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter