![](/upload/iblock/62a/62aef6f203be621b1a43ceb8b4f38f9c.jpg)
При этом принять всю сумму в национальной валюте женщина наотрез отказалась: фирме так невыгодно. А мне, клиенту, сначала переводить сумму путевки из евро (как она прописана в договоре) в белорусские рубли по завышенному курсу, чтобы оплатить нужную сумму, а потом отдавать оставшуюся после пересечения границы, выходит, выгодно. Пытаюсь вступить в диалог: «А вдруг я хочу провезти на отдых определенную сумму денег, а с этими мне придется ее декларировать?» Сотрудница непреклонна: «Положите их на банковскую карточку». И ничего, что еще пару лет назад туристы, так выехавшие в Грецию, молили родных переслать им денег — тогда банкоматы выдавали лишь небольшие суммы. Но, похоже, это никого не интересует.
Эпопея с оплатой продолжается уже в автобусе. Гид Наталья собирает деньги по рядам по какой-то ведомости. Суммы в листе разнятся. Да, часть пассажиров автобуса будет отдыхать в Черногории, а другая — в Хорватии. Но курортный сбор на туриста даже в рамках одной страны не совпадает. «У вас почему-то всего плюс 1 евро», — поравнявшись с нами, вскидывает бровь Наталья. После того, как без предупреждения многие доплачивают по 10—20, вроде бы спорить причины нет. «Вы мне только в ведомости распишитесь!» — талдычит нам наша сопровождающая. «И вы мне в договоре на оказание услуги, что деньги приняли», — требование застает Наталью врасплох, и она вновь тычет в ведомость. Но тут уж я непреклонна: «У вас свой документ, а у меня мой». В итоге она сдается. Впрочем, об этом и просят-то всего три туриста из шестидесяти. Остальные, видимо, надеются на порядочность фирмы. А напрасно.
Лично меня жизнь научила: на все нужны документы, фото-, видеофиксация. Ничего нет — и проблемы нет и не было. Ну разве что о ней заявит вся группа. А это вряд ли. Многие, так сказать, ауру отдыха, иногда и здорово подпорченного, предпочитают не очернять. И тогда со своей проблемой вы останетесь один на один.
Не успели поменять деньги и остались голодным на вечер? Провели день в автобусе вместо запланированной экскурсии, потому что пошел проливной дождь? В ожидании автобуса в день отъезда просидели на чемоданах часа четыре? В моей поездке все это было. Но я хотя бы могу все это доказать. И фирмы, так на моей памяти уже было, ущерб и без судов компенсируют. Даже моральный.
Кстати, меня не покидает ощущение, что в турбизнес приходят исключительно люди с юмором. В день отъезда пытаюсь связаться по Вайберу с гидом, который отвечает за нас в Хорватии. Диалог выглядит примерно следующим образом: «Марина, мы все на месте. Как ситуация? Что слышно?» — «Очень хорошо. Все идет по плану».
Попытка понять, о каком плане идет речь, успехом не увенчивается. Но девушка заверяет: за нами обязательно заедут. Только она не знает, когда.
В общем, вместо отдыха вся поездка превращается в битву за права потребителя. За экскурсии, за санитарные остановки по ходу следования, которые должны быть не реже раза в 3—4 часа, и так далее. Зато приезд в Минск полон восторга — наконец-то дома! И добровольно-принудительное заточение в автобусе позади. Да и через неделю все трудности и невзгоды начинают забываться, уступив место «а помнишь, помнишь?!». Только вот на предложение подруги рассмотреть автобусный тур в будущем году отвечаю категорическим «нет». За исключением того, где туроператором буду выступать я сама. Ездили — знаем.
veraart14@mail.ru