Какие прогнозы о выборах в Европарламент сбылись

Европа уходит направо

С 6 по 9 июня на территории 27 стран ЕС прошли выборы в Европейский парламент, на которых распределили 720 депутатских кресел. Согласно прогнозам, главными тенденциями этого электорального события должны были стать высокая явка и серьезное увеличение доли избранников, представляющих правые партии. Какие же прогнозы сбылись, а что так и осталось на совести аналитиков?


Что касается явки, то рост количества желающих принять участие во всеевропейских выборах действительно наблюдался, однако был он весьма незначительным. Конечно, 51 процент лучше показателя‑2019 — 50,7 процента избирателей, однако отличия лишь в долях процента, так что о какой‑либо тенденции в этом случае говорить не приходится. К слову, этот результат посрамил расчеты социологов из Евробарометра, которые по итогам предвыборного опроса уверенно рисовали прогноз минимум в 71 процент европейцев, собиравшихся явиться на избирательные участки.
Упор на внешнюю политику и безопасность, который делали многие кандидаты как левого, так и правого толка, похоже, не сработал. Нервозность из‑за втягивания ЕС в украинский конфликт продолжает расти, а внятные способы не допустить неконтролируемой эскалации предлагают лишь несколько политиков из многих сотен.

Состоялся ли правый поворот?

А вот в том, что касается состава нового Европарламента, эксперты не ошиблись: изменения, говорящие о все большей популярности правых и ультраправых партий, действительно произошли. Достоверной статистики, на сколько же процентов увеличилось число правых в ЕП, еще нет, однако с уверенностью можно сказать, что оно выросло, хотя стратегически лидерство по‑прежнему удерживает поддерживающая Урсулу фон дер Ляйен Европейская народная партия.
В европейских грандах, Франции и Германии, разгром правящих партий был ожидаемым, но от этого не менее эпичным.
Лидером гонки в Германии стал блок Христианско‑демократического и Христианско‑социального союзов, который получил 30 процентов голосов. Второй к финишу пришла, несмотря на развернутую против нее масштабную кампанию по обвинению в экстремизме и связях с Россией, «Альтернатива для Германии», набравшая 15,9 процента. А вот социал‑демократы канцлера Шольца провалились на третье место с результатом 13,9 процента — так немцы высказали свое неодобрение политикой главы государства, в частности касающейся поддержки киевского режима и ущемления демократических свобод внутри Германии. А вот на левом фланге с весьма неплохим результатом выступил «Союз Сары Вагенкнехт», стартовавший в Европарламенте сразу с 6,2 процента голосов.

Во Франции поражение центристского «Возрождения» Эммануэля Макрона оказалось еще более ошеломляющим: «Национальное объединение» получило 34 процента голосов, а пропрезидентские кандидаты остались лишь с 14,4 процента. На этом фоне Макрон объявил о роспуске парламента. Впрочем, и тут хозяин Елисейского дворца продолжает юлить: выборы в Национальное собрание Пятой республики должны состояться в два тура уже 30 июня и 7 июля, как раз в самое жаркое время лета, когда французы не очень склонны заниматься политикой. Правые же празднуют победу, а их лидер, молодой и амбициозный Жордан Барделла, объявил о премьерских амбициях. Марин Ле Пен же этими результатами еще раз подтверждает, что президентские выборы 2027 года вполне могут оказаться ей по силам.

Что характерно, и во Франции, и в Германии зеленые серьезно потеряли вес. Это говорит о том, что экологическая повестка в мире, полном угроз безопасности, стремительно уходит из поля зрения избирателя.

Правые также одержали верх в Италии, Венгрии, Бельгии, где после победы «Фламандского интереса» лидер либералов премьер Александр Де Кро ушел в отставку, и в Австрии. Кроме того, в ряде стран правые серьезно усилили позиции, хотя и не покорили политический Олимп.

Ожидаемые и неожиданные провалы

А вот в Нидерландах сторонники Герта Вилдерса неожиданно уступили смычке лейбористов и зеленых. Не очень удачно выступили и польские правые Ярослава Качиньского. «ПиС» в своей безумной политике противостояния Беларуси и России настолько забыла о своем народе, что получила 33,9 процента голосов по сравнению с 45,4 процента в 2019‑м. Конечно, свои 19 мест в ЕП они получили, но тенденция ясно показывает, что «ПиС» не имеет позитивной программы, интересной избирателю, и не смогла стать полноценной оппозицией Туску и его «Гражданской платформе».


Выборы в Польше показали, что общество по‑прежнему расколото и со времени парламентской электоральной кампании ситуация не изменилась.
На этом фоне важен результат в 12 процентов, который показали ультраправые из «Конфедерации», они получают в ЕП шесть мест. Однако важно то, что «конфедератам» удалось привлечь на свою сторону треть пришедшей на участки молодежи, это говорит как о том, что репутация маргинального движения больше партию не преследует, так и о том, что перед руководством «Конфедерации» открываются серьезные перспективы привлечения еще большего процента молодого электората, которому ни правые, ни либералы не могут предложить ничего нового.

Результаты выборов в Европарламент говорят о нескольких важных тенденциях. Во‑первых, количество евроскептиков растет, как и число сторонников изменения курса ЕС. Во‑вторых, преувеличивать масштабы правого разворота и его влияние не стоит: при лучшем раскладе правые получают не так много мест, чтобы направить политику ЕС в другое русло, да и пока о создании единого мощного блока говорить не приходится.
Впрочем, некоторая надежда на постепенное изменение в политике сообщества и усложнение жизни поджигателям войны после состоявшихся выборов не только остается, но и укрепляется.
popov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter