Прошли десятилетия с тех пор, как по нашей стране прокатилась война, оставляя за собой поля безмолвия. Но земля все еще хранит память о жестоких сражениях и о судьбах сотен тысяч ее защитников. Возвращать из небытия имена героев удается благодаря воинам-поисковикам. В апреле они приступили к поисковым работам на месте бывшего лагеря военнопленных шталаг 352 в Масюковщине. Из 80 000 замученных здесь до смерти людей поименно известно лишь чуть больше десятой части жертв. Имена остальных бойцов продолжают всплывать спустя десятилетия. В ходе полевых военно-поисковых работ уже обнаружены останки 119 человек. Личности троих из них удалось установить по солдатским медальонам. Бойцы будут торжественно перезахоронены. На днях поисковики обнаружили еще 2 солдатских медальона. Корреспондент «Р» побывала на месте и узнала подробности.
В Масюковщине работает 1-я специализированная поисковая рота 52-го отдельного специализированного поискового батальона Минобороны.
Найди меня
Напомним, в Масюковщине на месте бывшего лагеря военнопленных шталаг 352 поисковики работают уже второй раз. В 2016 году здесь были обнаружены останки 147 бойцов. Полностью отработать этот участок тогда, семь лет назад, не смогли. Эта территория относилась к воинской части, а на месте захоронения стояли гаражи. Сейчас постройку снесли и начали готовить площадку под строительство жилого микрорайона. У нас появилась уникальная возможность завершить начатое дело и отдать дань памяти героям.В Масюковщине сейчас работает 1-я специализированная поисковая рота 52-го отдельного специализированного поискового батальона Минобороны. Четырнадцать человек продолжают расчищать местность и извлекать останки из земли. Им удалось обнаружить останки 119 человек. То, что люди в лагере гибли сотнями, подтверждали и бывшие военнопленные шталага, и немцы, которые их охраняли. Особенно сложной выдалась зима 1941–1942 годов.
— Один из краев раскопа отработан полностью, сейчас занимаемся вторым, — вводит в курс дела археолог 1-й специализированной поисковой роты Вадим Томилин. — Останки перемолоты, ни одного анатомически целого скелета. Это осложняет поисковые работы. К тому же на этом участке глинистая почва, которая становится камнем при высыхании… Работаем крайне аккуратно, чтобы не повредить останки.
Вахта памяти
На месте раскопок обнаружены еще 2 солдатских медальона. Медальон — это идентификационная записка, которая хранилась в футляре у бойца. По ней в случае гибели должны были установить его личные данные. Находка медальона — большая удача, но это только полдела. Демографические сведения о его владельце записаны на бумажном вкладыше, который еще нужно прочитать. Пролежав в земле около 80 лет, многие медальоны сильно пострадали, а вкладыши превратились в труху. Особенно если внутрь капсулы успела просочиться вода… Поэтому большинство останков, к сожалению, уже никогда не удастся идентифицировать.В некоторых случаях личность павшего бойца можно установить по обнаруженным рядом с останками личным вещам — фляге, расческе, бритве и прочим предметам обихода. На месте раскопок в Масюковщине обнаружено несколько предметов, принадлежавших погибшим узникам. Каждая такая находка бережно очищается от земли и тщательно исследуется. Находок пока не так много, как хотелось бы. Оно и понятно: у военнопленных практически не было личных вещей. Тем не менее на днях обнаружили фрагмент так называемой опасной бритвы. Лезвие не уцелело, а вот пластмассовая рукоять сохранилась. Судя по отсутствию логотипа и материалу, из которого изготовлен инструмент, он советского производства.
На месте раскопок обнаружено несколько предметов, принадлежавших погибшим узникам: опасная бритва, солдатские медальоны, пуговицы, монеты…
Вадим Томилин сообщил, что вкладыш с данными бойца в одном из обнаруженных медальонов хоть и уцелел, но запись на нем не просматривается. Другой медальон передан на исследование в управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил. Вадим Томилин — о том, что удалось узнать:
— Внутри находился не стандартный вкладыш установленного образца, а самодельная записка. Видимо, предчувствуя смерть, боец записал свои данные на клочок бумаги и положил в капсулу. Владелец медальона — Новиков Николай Афанасьевич, 1909 года рождения. Уроженец Смоленской области Износковского района деревни Доманово. Служил в 252-й стрелковой дивизии, попал в плен в Вяземском котле. Связь с ним прекратилась в сентябре 1941 года. Начат поиск родственников.
Благодаря уцелевшему вкладышу в обнаруженном медальоне удалось пролить свет на судьбу еще одного бойца.
О других медальонах, обнаруженных во время раскопок, мы сообщали в предыдущих номерах. Три обнаруженных медальона были повреждены, а четвертый солдат использовал как курительный мундштук. Еще один медальон оказался пустым. Два медальона были без видимых повреждений, и по вкладышам из них установили имена погибших. Вкладыш еще одного медальона сохранился частично, ведутся поиски возможных родственников бойца.
Тем временем раскопки в Масюковщине продолжаются. Основные находки еще впереди. Поисковики планируют задержаться здесь не меньше чем на месяц. Не исключено, что и на этом тема погибших военнопленных шталага 352 не будет закрыта. Есть все основания полагать, что таких захоронений здесь три. Пока обнаружено и отрабатывается первое. Нет сомнений, что трагический список жертв фашистского лагеря смерти пополнится новыми именами. Обо всех находках мы сообщим в ближайших номерах.
gorbatenko@sb.by