Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Эта деревяшка старше динозавров». Что такое ксилотека и какие удивительные находки она хранит

А вы знали, что в Минске есть крупнейшая в Восточной Европе ксилотека, или (для тех, кто не в теме) собрание эталонных образцов древесины? А между тем недавно коллекция, собранная в Белорусском государственном технологическом университете, была признана национальным достоянием Беларуси. Что такого уникального в ней хранится? Чтобы это выяснить, корреспонденты «Знаменки» побывали в ксилотеке на экскурсии. 

Какие тайны скрывает ископаемый образец древесины?

Сразу же наше внимание привлек необычный артефакт: на спиле дуба, возраст которого исчисляется 320 годами, по дендрологическому принципу (то есть по годичным кольцам) отмечены основ­ные вехи истории развития лесного образо­вания в нашей стране. Хранитель ксилотеки доцент кафедры лесозащиты и древесиноведения БГТУ Вячеслав Звягин­цев признается:

– Идею подсмотрел в музее естественной истории в Нью-Йорке: там на пяти­метровом спиле секвойи изображена история развития цивилизации.

Всего в мире более 150 ксилотек. В крупных странах их даже несколько, есть частные собрания. Ксилотека БГТУ – единственная в Беларуси. Она считается самой крупной в Восточной Европе по наполненности фондов (более 6,5 тысячи образцов древесины). Официально свою историю ведет с 2016 года, однако первые экспонаты появились еще в 1930-х.

Коллекция пополняется за счет обмена с коллегами из других стран

В воздухе витает приятный аромат древесины. В помещении поддерживается постоянный микроклимат: комнатная температура, влажность не более 50 процентов, окна прикрыты жалюзи, чтобы не проникал ультрафиолетовый свет – он губителен для естественной окраски образцов древесины. В отличие от классического музея, все экспонаты хранятся на открытых полках и их можно трогать (некоторые из них мы еще и понюхали). Это нужно для того, чтобы эксперт мог тактильно и умозрительно контактировать с выставленными образцами, объясняет Вячеслав Борисович:

– Ксилотека – научный инструмент эксперта. В мире нет ни одного человека или электронной систем­ы, которая могла бы систематизировать все древесные породы (их, кстати, около 100 тысяч). Для этого и существует собрание эталонов. 

Коллекция расположена по ботаническому принципу: начинается с хвойных пород, затем идут лиственные, следом – экзотика из тропических широт (они более многообразны по цвету и текстуре, считаются для нас не просто экзотическими, а ценными породами). Мировой стандарт оформления бруска – 6 х 3 х 0,5 дюймов. Каждый образец подписан: указаны русское и латинское название, год и место сбора, фами­лии двух ученых (кто собрал и кто определил разновидность). 

Аспирант кафедры лесозащиты и древесиноведения Анна Прохорова проводит в ксилотеке экскурсии

В хранилище представлены образцы практически всех пород деревьев, растущих в Беларуси. Также коллекция пополняется за счет обмена с коллегами из других стран, для которых наша древесина тоже экзотика. Так, в 2022 году из Германии получили несколько образцов пород из Южной Америки. Среди них кингвуд (одна из самых ценных в мире), гваяковое дерево, зебрано. Есть образцы со всех континентов, кроме Антарктиды, конечно, уточняет Вячеслав Звягинцев:

– Но и оттуда хотим раздобыть образцы ископаемой древесины. Такую задачу поставили нашей антарктической экспедиции. 

Но и без экспонатов с Южного полюса в ксилотеке есть на что посмотреть. Вячеслав Борисович предлагает взглянуть в микроскоп на деревяшку, которой ориентировочно около 200 миллионов лет – она старше большинства известных динозавров:

– Это древняя араукария, образец с Южного Урала. Так выглядят ископаемые образцы, фактически в нем уже не осталось органики – преимущественно кремнезем. Так как это был фрагмент погребенной древесины, камень сформировался, сохранив всю структуру дерева.

За помощью в проведении экспертных работ в ксилотеку нередко обращаются сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз, следственных и таможенных органов. Иногда заключение эксперта помогает раскрыть преступления, связанные с незаконными вырубками или оборотом древесины или когда она, например, является вещественным доказательством.

Ксилотека насчитывает свыше 6,5 тысячи образцов

На втором месте – задачи исторические. Многие археологические артефакты, особенно из редких пород, попадают в ксилотеку на классификацию, поясняет Вячеслав Борисович:

– Вот, например, фрагмент крепости, которую сейчас раскапывают на Менке, точнее, один из нижних венцов бастиона. Исследовав его, мы узнали много интересного. Это дубовая древесина, и ее возраст не менее 1500 лет. Значит, можно предположить, что древний Минск был на полтысячелетия старше. Удалось практически доказать, что данный образец вырос не на Минской возвышенности, а, скорее всего, был привезен, причем издалека.

Среди стандартных брусков можно увидеть и необычные вещицы из дерева. Одна из них – четки, которы­е Вячеслав Борисович купил у старьевщика в Гуанчжоу в Китае:

– Продавец сказал, что это сандал. Я же был абсолютно уверен, что это нечто иное. Но четки все равно купил. Несколько лет назад из Чехии нам привезли образцы. Взглянув на них, понял, что уже видел где-то такую текстуру. Сопоставил и пришел к выводу, что мои четки и данные образцы из одного дерева – птерокарпуса сандаловидного. Получается, продавец меня не обманул. 

derzhanovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter