Каждый человек вправе обратиться за помощью в решении своих житейских проблем в органы власти. Однако некоторые люди этим злоупотребляют. Даже после всестороннего и объективного рассмотрения их обращений они все равно продолжают бомбардировать различные инстанции письмами с рассказами об одном и том же.
Свои профессиональные жалобщики есть, наверное, в каждом госучреждении. В архивах хранятся увесистые папки переписки с ними, которые ведутся в некоторых случаях годами.
Так, по информации Витебского облисполкома, одна пенсионерка этого областного центра уже около 10 лет добивается перерасчета пенсии в сторону увеличения. Письменно и устно работники различных органов много раз объясняли женщине, что исчисление и выплата пенсии по возрасту ей производится правильно, в соответствии с законом Республики Беларусь и на основе предоставленных документов о ее трудовой деятельности. Несмотря на это, витебчанка с завидным упрямством продолжает ходить в горисполком, облисполком, записываться на прием к помощнику Президента по Витебской области. Последний раз она полтора часа пробыла на приеме у губернатора Витебской области, пытаясь убедить главу региона в своей правоте. Столько времени нескольким записавшимся на прием к губернатору гражданам пришлось ждать в приемной, пока профессиональная жалобщица качала свои права.
Скорее всего, дело тут вовсе не в размере пенсии, человеку просто не хватает человеческого общения, только и всего, – пришли к мнению работники вышеупомянутых госорганов. Сложно сказать, что движет этой женщиной и другими профессиональными жалобщиками в их стремлении добиться «справедливости». Но ясно одно: им и невдомек (а может, и все равно), что они отвлекают работников учреждений и организаций от решения неотложных проблем других людей.
Однако лед тронулся – на пути любителей пообщаться с начальством от нечего делать поставлен заслон. Новый Закон «О работе с обращениями граждан и юридических лиц», вступивший в силу в январе, не оставил без внимания эту категорию. Он регламентирует ответственность обеих сторон, что, как предполагается, позволит повысить эффективность работы чиновников и отобьет желание у многих людей обращаться к исполнительной власти по вопросам, которые они могут решить самостоятельно. Таким образом, между властью и людьми наконец-таки наступит взаимоуважение и взаимопонимание.
– В новом законе появилась формулировка: «обстоятельства, влияющие на рассмотрение обращения по существу», – разъяснила начальник отдела по работе с обращениями граждан Витебского облисполкома Елена Романовская. – То есть человек может приводить новые доводы, но если они не влияют на решение проблемы по существу, то эти аргументы не учитываются. Допустим, должностное лицо органа власти ответило гражданину два и более раз, но он все равно продолжает обращаться. В таком случае его вопрос признают необоснованным и переписка с ним прекратится.
Профессиональным жалобщикам стоит напомнить и о том, что согласно нормам нового Закона расходы, которые несут организации и индивидуальные предприниматели, рассматривая необоснованные обращения, многократно поступающие от одних и тех же лиц, могут быть взысканы с заявителя в судебном порядке. Это также касается и предоставления заведомо ложных сведений. Возможно, отныне у профессиональных жалобщиков пропадет желание отнимать впустую время госслужащих.
Евгений КАРПАС, Людмила ШЕСТОКОВИЧ, «ЗН»