Куда можно ехать на мотоблоках с точки зрения ГАИ и почему ПДД порой не совсем совершенны

Если идти от жизни и от земли

В последние годы в сельхозработах незаменимыми помощниками стали мотоблоки. Техника эта существенно упрощает труд на земле. Нередко транспорт используют не только для этого, но и для передвижения по деревне или агрогородку. Но, как и любая техника, мотоблок требует ответственного подхода к управлению, особенно когда речь идет о соблюдении Правил дорожного движения. Этим материалом постараемся ответить на вопросы, поднятые в материале «2. Мотоблок вне закона», опубликованном в «СГ» 6 июня 2024 года.

Асфальтная дорога — такая же сельская, как и гравийная

Мотоблок как сельхоз­устройство не предназначен для движения по дорогам. С этой категоричной фразы, которая точно не понравится многим владельцам подобных устройств, начинается наш диалог с начальником отделения обеспечения правоприменительной деятельности ГУГАИ МВД Александром Шевченко. Но все же давайте разберемся подробнее.

По словам эксперта, согласно Правилам дорожного движения, мотоблок не относится к транспортным средствам. И он фактически не упоминается в ПДД. Единственная оговорка, относящаяся к мотоблокам и похожим устройствам, сделана в третьем пункте Правил. Звучит он так:

«На дорогах Республики Беларусь запрещается участие в дорожном движении транспортных средств, устройств, приспособлений, машин и механизмов, не подлежащих регистрации в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, за исключением случаев их участия в дорожном движении по дорогам без усовершенствованного покрытия, а также в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами».

— Для мотоблоков исключений нет: не нарушая ПДД, на них можно передвигаться, так как регистрации они не подлежат, только по дорогам без усовершенствованного покрытия, то есть по так называемой гравийке, — объясняет Александр Шевченко. — При участии в дорожном движении такие устройства приравниваются к транспортным средствам, а их движение по дорогам должно проходить в соответствии с требованиями ПДД.

К слову, замечает собеседник, непосредственно на мотоблоках не ездят. Помогает стать чем-то похожим на транспортное средство прицеп с сиденьем, который крепят к мотоблоку. Впрочем, как бы вы ни апгрейдили свою покупку, регистрации это чудо техники подлежать не будет, водительское удостоверение для его эксплуатации не требуется. При этом сотрудники ГАИ имеют право останавливать тех, кто передвигается на мотоблоках. Катитесь по асфальту или бетону? Платите штраф!

— Штраф за движение по дороге с усовершенствованным покрытием — до 0,5 базовой величины, — предупреждает Александр Шевченко. —
Если человек будет двигаться на мотоблоке по дороге в состоянии алкогольного опьянения, за это он понесет ответственность как водитель транспортного средства. Наказание — в зависимости от концентрации алкоголя штраф 100 или 200 базовых величин и лишение прав на 3 или 5 лет.
Также, если вас лишили права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортным средством, этот запрет распространяется и на управление мотоблоком при участии его в дорожном движении.

Правила есть правила, но не пора ли их менять?

Хорошо, а как быть, если мотоблок стоит во дворе, а за калиткой начинается асфальт, то есть сельская улица, а не большак? Чтобы не нарушать закон, гаишники предлагают искать объездные пути или вызывать эвакуатор, который доставит мотоблок на поле. Эта идея кажется сомнительной и вскрывает назревшую проблему отсутствия мотоблоков в ПДД (в отличие от тех же лошадей, которые все реже используются в деревнях, но значатся гужевым транспортом).

В сельской местности данный вид сельхозтехники давно стал в один ряд с велосипедами, мотоциклами, скутерами и мопедами. И если последние давно легализованы как средства передвижения, то о мотоблоках такой речи не идет. Так может, пора прислушаться к сельчанам и задуматься об узаконивании? Определить нормы, ввести ограничения, обозначить пути следования — словом, регламентировать передвижение на мотоблоках, а не просто бездумно запретить то, что значительно упрощает сельскую жизнь и соответствует вызовам времени. По крайней мере, «Сельская газета» уже инициирует рассмотрение проблемы в соответствующих инстанциях и берет ее на свой контроль...

Как выбрать мотоблок?

Находясь в поиске мотоблока, важно найти баланс между ценой и качеством, чтобы обеспечить его надежность и долговечность при выполнении работ, уверен Иван Забуйков из Пинского района. При выборе мотоблока для деревенских нужд сельчанин советует учитывать несколько ключевых факторов, которые помогут найти хороший и недорогой вариант:

— Для начала определитесь, для каких работ вам нужен мотоблок, — рекомендует Иван Васильевич. — Если вы ищете агрегат для базовых задач, таких как вспашка или культивация, то можно обойтись более простой и доступной моделью.

Затем стоит обратить внимание на мощность двигателя. Она влияет на производительность мотоблока и его способность справляться с трудоемкими задачами. Для легких почв и небольших участков подойдут мотоблоки мощностью до шести лошадиных сил. Для более тяжелых условий работы выбирайте модели от шести лошадиных сил и выше.


Идем дальше. Мотоблоки бывают с ременным и цепным приводом. Иван Забуйков предупреждает: ременные приводы дешевле, но менее надежны и требуют частой замены ремня. Цепные же более долговечны.

— Учитывайте то, какие навесные устройства идут в комплекте с мотоблоком, — отмечает он. — Присутствие нужных вам навесок в базовой комплектации может сэкономить дополнительные расходы в будущем. Также не забудьте проверить условия гарантии и наличие сервисных центров в вашем регионе. Возможность быстрого и качественного ремонта — важный фактор при выборе мотоблока, если вы не собираетесь чинить его сами. Перед покупкой почитайте отзывы на понравившуюся модель. Сравните цены в разных магазинах и на различных интернет-платформах. Иногда можно найти выгодные предложения и скидки.

Кстати, мотоблоки в нашей стране производят на нескольких предприятиях, среди которых — «Бобруйскагромаш», Минский тракторный завод и «Гомсельмаш». Цены на них варьируются в зависимости от модели, комплектации и производителя. В среднем стоимость устройства стартует от 1100 рублей за более простую модель и достигает 6600 рублей за мотоблок с расширенным набором функций и дополнительным оборудованием.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Массовое распространение мотоблоков началось после Великой Отечественной войны, когда потребность в механизации сельского хозяйства значительно возросла. В Советском Союзе производство такой техники наладили в 1950‑х годах, и с тех пор она стала неотъемлемой частью сельского хозяйства. Мотоблоки особенно ценятся за их многофункциональность, экономичность и простоту в обслуживании, что делает их идеальным инструментом для малых фермерских хозяйств.

Универсальный сельскохозяйственный агрегат, который широко используется в наших деревнях для облегчения труда, по сути, самоходная машина, которая выполняет различные функции. Мотоблоки помогают вспахивать, культивировать и готовить почву к посеву. С помощью специальных навесок их применяют для посева семян и ухода за растениями. Для сбора урожая технику оборудуют картофелекопалками и другими устройствами. А прицепы к мотоблокам позволяют перевозить урожай, инвентарь и другие грузы.

grudnitskiy@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter