Сейчас немало усилий научных кругов направлено на изучение механизмов так называемой экономики впечатлений. Согласно теории это такая модель развития экономики, где центральным звеном является учет желания клиента получать эмоции от покупки товара или услуги. Исследования по проблематике влияния наших чувств на экономические факторы и их результаты становятся все более востребованными. Приверженцы этих взглядов утверждают: математика не может объяснить многочисленные экономические «аномалии». От наших эмоций и впечатлений зависит судьба производителей товаров и услуг, выбор определенного бренда.
По мнению аналитика Белорусского института стратегических исследований Ирины Русак, для решения ряда стратегических задач в Беларуси стоит использовать принципы экономики впечатлений. В частности, для продвижения технологических и промышленных возможностей страны на зарубежных рынках. Серьезным «эмоциональным инструментом» в этом направлении может стать промтуризм.
— Исследования БИСИ показывают, что Беларусь воспринимается за рубежом как промышленная страна, — отмечает Ирина Русак. — Многим известны наши флагманы-гиганты: БЕЛАЗ, МАЗ, МТЗ, «Гомсельмаш». Но индустриальный потенциал страны намного шире. У нас есть достаточно уникальные предприятия, выпускающие высокотехнологичную продукцию. Например, в Солигорске фактически сформировался кластер машиностроительных компаний и компетенций в смежных областях по производству горнодобывающего оборудования. Развиваются предприятия по выпуску приборов и измерительного оборудования, в том числе благодаря эффективной метрологической инфраструктуре с соответствующими лабораториями и научно-исследовательскими организациями. По некоторым направлениям (например, производство дозиметрического оборудования) Беларусь входит в число стран-лидеров. Но эта уникальная продукция является нишевой, она не известна массовому потребителю. Одним из эффективных инструментов рекламы предприятия, бренда региона и страны может стать промышленный туризм.
Ирина Русак утверждает, что в каждой области Беларуси есть передовые технологически развитые, уникальные промпредприятия. Они могут и должны становиться своеобразной точкой притяжения, позиционирования возможностей региона и даже конкретного административного района.
Некоторые отечественные компании вполне успешно участвуют в программе промышленного туризма. Производители потребительских товаров используют его как элемент продвижения своей продукции. Ряд предприятий на регулярной основе проводят экскурсии для школьников и студентов, в том числе и в целях патриотического воспитания. Индустриальные холдинги организуют дни открытых дверей и другие мероприятия для формирования позитивного имиджа компании в качестве работодателя, развития собственного бренда. Кстати, при многих крупных предприятиях функционируют музеи, имеющие уникальные экспозиции, которые отражают не только историю компании, но и белорусской промышленности в целом.
По результатам исследований БИСИ, для развития промтуризма необходимо сформировать определенную институциональную среду.
В стране существует запрос на создание центра промышленного туризма на базе одного из предприятий, где можно обучиться всем нюансам организации промэкскурсий с учетом целевой аудитории: потенциальные инвесторы и партнеры, иностранцы и белорусские граждане (как взрослые, так и молодежь). В частности, представителей бизнеса в большей степени могут заинтересовать моменты, связанные с технологической оснащенностью предприятий, вопросы эффективности производства, возможности освоения новых видов продукции, инвестиционное сотрудничество. Если говорить о зарубежных гостях, то акцент логично делать не только на конкретном предприятии, но через его успехи и достижения позиционировать промышленность Беларуси в целом.Внутри страны экскурсии на предприятия являются одной из составляющих национальной и экономической идеологии. В том числе проводятся для повышения престижа профессий, востребованных в промышленности, стимулирования самостоятельности выбора подростков.
По мнению Ирины Русак, к разработке программ экскурсий на предприятия необходимо подходить комплексно, привлекать местные органы власти к развитию сопутствующих видов услуг (сувениры, народные промыслы), обеспечивая при этом взаимодействие нескольких видов туризма: промышленного, гастрономического, событийного (фестивали, ярмарки), гостиничного и других.
Важно четко сформулировать стратегические цели и задачи промтуризма на национальном уровне и уровне Союзного государства — с учетом интересов граждан, предприятий, государственных органов власти.
СПРАВОЧНО
По официальным данным, в прошлом году на экскурсиях на белорусских предприятиях побывали 190 тысяч человек. Предприятия Минпрома посетили 93,5 тысячи туристов, Беллегпрома — 11,7 тысячи, Белгоспищепрома — около 40 тысяч, Министерства строительства и архитектуры — более 44 тысяч человек. Сегодня уже примерно 150 предприятий могут организовывать промышленные экскурсии.
volchkov@sb.by