В чем величайшая миссия Всебелорусского народного собрания и почему ВНС — это торжество народовластия

Экзамен белорусской государственности

Вся Беларусь в эти дни живет ожиданием седьмого Всебелорусского народного собрания. В четверг на совещании у ­Президента до мельчайших деталей обсудили подготовку к этому важнейшему политическому событию. Спокойно и одновременно волнительно. Спокойно — за будущее нашей страны, волнительно — как перед экзаменом. Потому что предстоящее Всебелорусское народное собрание — это действительно экзамен белорусской государственности. За три десятилетия суверенного развития мы прошли немало испытаний. Главный вывод: Беларусь на ринге международных отношений рядом со странами, которые развивались столетиями. Корни их «демократий» политы кровью уничтоженных племен и народов — от Бенгальского залива до Берингова моря, кроны их «свобод» орошены слезами детей Африки и Ближнего Востока. А эволюция нашего народовластия — это путь от лаптей до космоса. Причем стремительный путь. Теперь надо уверенно двигаться дальше, сохраняя лучшее и умножая достигнутое.


СКАЗАНО

— Отдельная новелла — формирование Всебелорусского народного собрания. Тоже закладываем определенный фундамент в этом деле, нарабатываем опыт. Надо очень внимательно к этому отнестись. Там (в составе ВНС. — Прим. ред.) будут разные люди. Там, я уверен, будут разные точки зрения. Единственное, что врагов там не будет. Нам не нужны враги, и нашему обществу в том числе. 

А точки зрения должны быть разные, чтобы мы правильно принимали решения.

­Президент Беларуси Александр ­Лукашенко, принимая с докладом Председателя ЦИК Игоря Карпенко, 19 июня 2023 года.

Видовая природа демократии

При всем разнообразии инструментов проявления демократии апогеем народовластия является политика, направленная на выполнение запросов и интересов народа, на его развитие и на сохранение будущего. Что может быть демократичнее, чем социальное государство, когда законы и сама атмосфера направлены на заботу о доступной медицине и образовании? Когда СМИ рекламируют открытие новых производств, поликлиник, школ, детских садов, станций метро, а не смакуют рассказы о новых яхтах олигархата. Что может быть более важно для сохранения будущего, как не государственная поддержка деторождения?  

Сохранить выбранный народом курс и пойти дальше по пути мира и созидания — в этом величайшая миссия Всебелорусского народного собрания.

А заморский тип «демократии» — лишь фальшивая реплика на исконный образец. Достаточно посмотреть на решения властей западных государств, которые разрушают и традиционные устои общества, и сами государства.

Есть еще один вид власти народа, самый зачаточный и нерафинированный, — толпа. Но беда в том, что в ней призывы к разрушениям заглушают голос разума. Не потому ли именно такую площадку для «демократий» культивируют внешние силы, чтобы разрушать государства изнутри. Именно так попирается правда, толпа распинает праведников, а разбойников возвеличивает. Именно таков финал любой уличной демократии. Других примеров мировая история не знает.

В лучших традициях белорусского народа

Перед глазами белорусов пронеслись разные виды демократий. Те, кто постарше, помнят костры и беспорядки, когда, переворачивая милицейские машины, хотели перевернуть страну. А в это время во Дворце спорта в лучших традициях национального характера нашего народа решалась судьба страны. Качнулись бы влево или вправо — Беларусь могла бы стать как Украина или как страны Балтии, а пару восточных районов — как Приднестровье. Но в доме уже был хозяин.

В тот момент, когда оголтелый Верховный Совет толкал белорусов в «объятия» дикого рынка и нового рабства, ­Президент позвал на сход представителей всей страны, чтобы спросить у народа, какой дорогой пойдем.

Именно тогда мы и решили — быть четкому, персонифицированному управлению и социальному государству. И тогда же западные оппоненты поняли: быть затяжной борьбе. Народный ­Президент мешал планам современных Маршаллов, поэтому и был объявлен ­Лукашенко последним диктатором Европы. Именно эта дефиниция стала центральной идеологемой борьбы Запада с Беларусью и конкретно с Александром ­Лукашенко. После первого ВНС.

То первое ВНС — это идея Александра ­Лукашенко. В ответственный момент истории Всебелорусский сход выполнил свое предназначение. Затем это была общереспубликанская площадка для ориентиров. Ноты к симфонии общественно‑политического уклада приходилось писать и в холодных цехах, и в долгостроях, и под «бомбежками» санкций и ограничений. Да, у нас была советская подушка безопасности. Но ведь все это могло просто зарасти бурьяном забвения или превратиться в долгострой, если бы не решительность и дальновидность белорусского лидера.

Вся наша десятивековая история государственности — это путь борьбы. Но еще никогда так быстро мы не достигали таких видимых успехов.  

История ВНС — это биография становления нашей независимости. От Собрания к Собранию мы становились лучше. Страна — сильнее, а люди — обеспеченнее. Скептики, загляните в фотоальбом или посмотрите старые видеосюжеты.

Стратегические ориентиры

Всебелорусское народное собрание — апогей развития демократии. Самое широкое представительство от гражданского общества — 400 человек, от местных Советов — 350. Эти люди уже своей активной позицией показали и доказали: они отражают видение общества на развитие государства.

Понятно, будет представлен и весь корпус исполнительной и законодательной власти. На плечах этих людей — реализация решений ВНС.

При этом важно понимать, что ВНС — это не площадка для решения повседневных проблем, не форум, дублирующий функции Правительства или Парламента. Согласно Конституции это высший представительный орган, который вырабатывает смыслы и тенденции, принимает стратегические решения, стоит на защите белорусской модели развития, политических, экономических и социальных традиций нашей страны.

А еще это страховка на случай «а что, если...». Это и аутентичная защита от внешнего влияния, которое будет только усиливаться.

Беларусь в миниатюре

Глобальной ролью и важнейшими функциями ВНС наделили именно после общереспубликанского совета с белорусами. С помощью общереспубликанского диалога мы решали, какой будет обновленная Конституция. Изменения в Основном Законе и закрепили конституционность Собрания.

Исторически и политически к этому надо было созреть, дойти. От единоначалия — к такому коллегиальному органу. Причем без ощутимых потрясений, а спокойно, именно по‑белорусски. За последние десятилетия такой серьезный апгрейд политического уклада страны неведом миру. Изменения, и чаще всего к худшему, проходили с пролитием крови.  

У нас конституционная реформа случилась не через уличный излом, а благодаря пути, четко выстроенному ­Президентом. Как стратег он понимал это заранее. Распределение полномочий Александр ­Лукашенко анонсировал задолго до спланированных внешними центрами беспорядков.

Повышение статусности ВНС — этап стратегического управления государством. От него не отказались, даже невзирая на внешнюю турбулентность и попытки нагнетания внутренней нестабильности.

Никаких материальных благ члены ВНС получать не могут. Это не затратный для государственного бюджета орган. А мотивы работы носят идеалистический характер — желание блага стране и белорусам. Не в этом ли особенность нашего национального характера! ВНС — как политическое явление — торжество народовластия.

«Надо обеспечить нормальный, управляемый рабочий процесс ВНС, начиная от оформления города (без всякого перебора) до зала заседания», — подчеркнул ­Президент на совещании, посвященном подготовке к ВНС. А в зале мы увидим каждый себя. Это и будет Беларусь в миниатюре, консолидированная ответственность за страну.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
ГОРЯЧАЯ ТЕМА: