Белорусский хирург Игорь Шиманский награжден медалью Русской православной церкви

«Экстренная помощь — это мое всё»

Почти полвека виртуозный хирург, заместитель главврача Городской клинической больницы скорой медпомощи Минска Игорь Шиманский помогает экстренным пациентам: оперирует органы брюшной полости, излечивает ранения сердца и сосудов, травмы грудной клетки. Он говорит, что двух похожих операций не бывает. Даже аппендицит в зависимости от осложнений надо лечить по‑разному. Медаль «Патриаршая благодарность» за многолетнее и добросовестное служение медицине доктору вручил от имени Патриарха Кирилла митрополит Вениамин.

Ценный опыт

Игорь Шиманский — династийный врач. Мама — акушер‑гинеколог, отец — хирург, возглавлял Барановичскую больницу и стоял у истоков БСМП. После окончания Гродненского медуниверситета и интернатуры молодой доктор набирался профессионального опыта в Узденской ЦРБ. И очень ценит навыки, полученные в глубинке. Как правило, штат специалистов там небольшой, поэтому разноплановых манипуляций приходилось выполнять много.

— Буквально сразу меня позвали ставить катетер в вену новорожденному, — вспоминает районные будни Игорь Шиманский. 
— Для любого врача основа — это практика. С третьего курса просился на дежурства, зашивал раны, работал в инфекционке. В больнице скорой помощи начинал дежурным врачом, после защиты кандидатской диссертации заведовал хирургическим отделением. И вот уже 20 лет — замглавврача по хирургии.
Управленческая работа требует особой концентрации, говорит доктор:

— Нужно решать производственные вопросы, взаимодействовать с экстренными службами города, вызывать специалистов из других больниц, если с какой‑то патологией не работаем. Мой ежедневный список дел едва вмещается на лист, мелко исписанный карандашом.

Полсотни операций в день

В больнице скорой помощи 20 операционных залов. За день здесь выполняют около полусотни разнопрофильных операций по нейрохирургии, травматологии, урологии, при ожогах.

— С ужасом вспоминаю лихие 90‑е, когда ночи не проходило без ножевых ранений, — рассказывает Игорь Шиманский. — Одни из самых тяжелых — ранения крупных сосудов, к примеру брюшной аорты. Человек погибает на глазах. Но если зашиваешь рану, восполняешь кровопотерю — он будет жить. Оперировал пациента, у которого из‑за внезапно развившегося заболевания сгнил кишечник. Вначале думал: не удастся выходить, но все прошло благополучно.

Хирургия, уточняет доктор, условно делится на экстренную и плановую. Малоинвазивные способы для плановой помощи подходят идеально. Одно дело — удалить желчный пузырь лапароскопически с помощью трех проколов и выписать пациента уже на 4 — 5‑е сутки, и совсем другое — открытая операция, когда восстановление длится намного дольше.

— Но хороший специалист должен владеть разными техниками, — уверен Игорь Шиманский. — В экстренной хирургии при ранениях, осложненных аппендицитах с перитонитами, лопнувших опухолях лапароскопически не поможешь. Двояко отношусь и к роботизированным комплексам. Управление джойстиком — это супер, но чувствовать пальцами ткани пациента гораздо ценнее.
Хирургия высоких технологий развивается стремительно. В помощь специалистам — дорогое оборудование. Каждый год клиника пополняется лапароскопическими, нейрохирургическими стойками. За медуслугами обращаются жители и других государств, чаще всего россияне.
— Если в середине 1990‑х первые лапароскопические операции у нас делал только завкафедрой неотложной хирургии профессор Григорий Шорох, то сейчас методикой владеют многие специалисты, — отмечает Игорь Шиманский. — Да и в целом конец прошлого века с нынешним временем не сравним. Даже в мелочах. К примеру, шовный материал поступал в бобинах, его накручивали на стекла, замачивали в спирту и стерилизовали. Теперь получаем готовый в одноразовых упаковках.

Сила свыше

Награда от Патриарха — неожиданная, но очень приятная радость. Особенно для доктора Шиманского, который верит в Бога:

— Пусть я не регулярно посещаю службы и не всегда соблюдаю посты, но точно знаю — есть сила, что нами управляет. На территории нашей больницы стоит храм‑часовня в честь святителя Луки, который сам был хирургом, помогал во время войны раненым, написал книгу «Очерки гнойной хирургии». Коллектив нашей клиники относится к приходу этого храма. С настоятелем часто беседуем о житейском, в том числе и о чуде.

Понятно, что многое зависит от организма. Но иногда пациенты поправляются при тяжелейших случаях, когда надежды на спасение почти нет. Будто ангел‑хранитель их оберегает. И молитва в этом случае играет не последнюю роль.
В семье у Игоря Шиманского есть собственный ангел‑хранитель — двухлетний правнук Иоанн, который во всем старается походить на деда. А отдохнуть от тяжелых будней и перезагрузиться на загородной фазенде помогают пчелы.
— Это занятие мне передал отец, — говорит доктор. — Вначале помогал ему нехотя, боялся пчел как огня, а потом увлекся. Теперь мчусь к ним каждые выходные.

basikirskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter