В поисках утраченного: из истории пароходства по Западной Двине

Экспорт в Ригу из Бешенковичей прогрессирует...

...Всю зиму в Витебск тянулись тысячи подвод из Смоленской, Могилевской, Орловской губерний, а также из Украины — со льном, льняным семенем, пенькой, солью, табаком (махоркой), сушеной соленой рыбой, овсом, невыделанной кожей и прочим товаром. По весне с верховьев Двины сюда пригоняли пустые барки, на них грузили привезенные товары и отправляли по Двине в Ригу. В свою очередь из Риги в Двинск, Полоцк и Витебск на лайбах доставляли сельдь и так называемый колониальный ассортимент. Барки, лайбы весьма успешно конкурировали с имевшимися пароходными компаниями, поскольку услуги последних стоили значительно дороже.

Полоцк.  Пароходная пристань. 1918 год.

Шел XIX век. Эра парового судоходства уже наступила. Хотя на Двине о том до поры до времени и мало кто думал. Препятствовали отчасти новизна дела, отчасти предубеждение относительно судоходности реки в ее среднем течении вследствие летнего мелководья и порожистости в некоторых местах. Вообще, плавание паровых судов по рекам в России начиналось на Неве в Санкт–Петербурге. Затем, в 50–х годах XIX столетия, появилось на Волге. После, почти одновременно, — в устьях Днепра и Двины. Однако если по Волге перевозилось огромное количество грузов, Двина выглядела куда как скромнее. Отправными пунктами здесь служили: Усвять, Торопец, Велиж, Белый на Обше, Поречье на Каспле, Сураж и главным образом Витебск.

А начиналось все так.

В 1867 году в Риге образовалась компания пароходства по Двине, которая обратилась в соответствующее государственное ведомство за «утверждением устава для реализации акционерного капитала». К сожалению, дело не заладилось и компания распалась. В результате идея развития пароходства по Двине заглохла лет на двадцать. Единственным паровым судном на реке в Витебской губернии был небольшой пароход, принадлежавший графу Плятеру и совершавший рейсы между Двинском и курортом Погулянкой, что в пяти верстах от Двинска, писала газета «Витебские губернские ведомости» в 1911 году, № 49.

Двинск.  Лайба, груженная лесом, на Двине. Начало ХХ века.

И все же жизнь не остановить. Витебчане — инженер Е.Я.Лозинский и некто П.М.Волкович приобрели свои небольшие пароходы, служившие, правда, только для катания и увеселительных поездок и ничего общего с торговым флотом не имевшие. Наконец в 1888 году образовались две более–менее серьезные пароходные компании, поделившие витебский участок Двины пополам. Пароходы Клейнберга — «Двина», «Торопа», «Каспля» — совершали рейсы от Витебска до Велижа и обратно. Пароходы Гиндина, Рахмилевича и Ко — от Витебска вниз по Двине. Впоследствии пароходы Клейнберга перешли к обществу «Лира», а компания Гиндина и др. преобразовалась в «1–е общество пароходства и торговли по р. Зап. Двине». В 1910 году купец Маховер перевел из Днепра на Двину, в Витебск, свой пароход «Михаил».

И вот как выглядела двинская навигация 1910 года, описанная в сборнике «Записки Северо–западного отдела императорского Русского географического общества» за 1911 год.

Двинск.  Начало навигации.  Первый пароход. Начало ХХ века.


Погода

«В 1910 году река Западная Двина вскрылась ото льда 8 марта; навигация же открылась 10 марта. Покрылась льдом Двина 14 ноября и снова, вследствие больших оттепелей, вскрылась 5 декабря. Покрылась опять льдом уже в текущем году 2 января. Таким образом, навигация в прошлом году продолжалась 275 дней. Такая продолжительность навигации за последние 50 лет наблюдается только второй раз».

Витебск.  Сплав леса по реке Двине. Конец XIX века.

Экономика

«В течение навигации через Витебск прошло преимущественно в Ригу 15.020 плотов дровяных и строевого леса. Кроме того, осталось в Витебске для нужд и потребностей города 452 плота, преимущественно дровяных.

Лес сплавлялся с верховьев Двины и ее притоков: Лужесянки, Лучесы, Кривинки, Каспли, Усвячи, Торопы, Межи, Обши, Уллы и других рек. Вследствие того, что поблизости этих рек лес давно уже значительно поредел, то для связки плотов его возили верст за 15 — 20.

Улла.  Пароходная пристань. Начало ХХ века.

По Двине совершали рейсы пароходы двух обществ «Лира» — от Витебска до Велижа и обратно и «1–е общество пароходства и торговли по р. Зап. Двине» — вниз по Двине и обратно. В течение навигации в Витебск «сверху» пароходы совершили 264 рейса и «снизу» — 290 рейсов. На пароходах, кроме пассажиров, перевозили ценные грузы (мануфактурный, галантерейный товар, бакалею и прочее) и скоропортящиеся грузы. Лайб с грузами прибыло в Витебск в течение навигации сверху Двины — 162 и снизу — 300.

На лайбах перевозили малоценные и громоздкие грузы: известь, камень, песок, дрова, железо, соль, муку, сельди и прочее.

Витебск.  Пароходная пристань. Начало ХХ века.

Сплав в Ригу барок с верховьев Двины и ее притоков совсем прекратился. Вместо барок теперь сплавляют более мелкие суда — плашкоуты. Судовладельцы объясняют этот переход с барок на плашкоуты следующим обстоятельством. Прежде барки, по прибытии в Ригу и их разгрузки, продавали только на дрова, и поэтому каждый судовладелец при продаже барки никогда не выручал прежней ее стоимости. Плашкоуты же, суда, прочно построенные, осмоленные, идут в продажу в Риге как постоянные суда, годные для продолжительной службы, и поэтому хорошо оплачиваются покупателями».

Бешенковичи.  Склады и пароходная пристань на Двине. Начало ХХ века.

Перспективы

«Отправка грузов с верховьев Двины почти прекратилась, если не считать г. Велижа, который отправляет 1 — 2 плашкоута... Зато м. Бешенковичи в отношении экспорта в Ригу стало прогрессировать. В это местечко стягиваются грузы не только с некоторой части Лепельского уезда, но и Сенненского, Могилевской губернии».

Полоцк.  Сплав леса по реке Полоте в Двину. Начало ХХ века.

С постройкой железных дорог, в том числе Орловско–Витебской, оконченной в 1868 году, картина существенно изменилась: почти девять десятых всех грузов уже направлялись по рельсам и только одна десятая — по Двине и ее притокам.

likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter