Полоцк. Пароходная пристань. 1918 год.
А начиналось все так.
В 1867 году в Риге образовалась компания пароходства по Двине, которая обратилась в соответствующее государственное ведомство за «утверждением устава для реализации акционерного капитала». К сожалению, дело не заладилось и компания распалась. В результате идея развития пароходства по Двине заглохла лет на двадцать. Единственным паровым судном на реке в Витебской губернии был небольшой пароход, принадлежавший графу Плятеру и совершавший рейсы между Двинском и курортом Погулянкой, что в пяти верстах от Двинска, писала газета «Витебские губернские ведомости» в 1911 году, № 49.
Двинск. Лайба, груженная лесом, на Двине. Начало ХХ века.
И вот как выглядела двинская навигация 1910 года, описанная в сборнике «Записки Северо–западного отдела императорского Русского географического общества» за 1911 год.
Погода
«В 1910 году река Западная Двина вскрылась ото льда 8 марта; навигация же открылась 10 марта. Покрылась льдом Двина 14 ноября и снова, вследствие больших оттепелей, вскрылась 5 декабря. Покрылась опять льдом уже в текущем году 2 января. Таким образом, навигация в прошлом году продолжалась 275 дней. Такая продолжительность навигации за последние 50 лет наблюдается только второй раз».
Витебск. Сплав леса по реке Двине. Конец XIX века.
Экономика
«В течение навигации через Витебск прошло преимущественно в Ригу 15.020 плотов дровяных и строевого леса. Кроме того, осталось в Витебске для нужд и потребностей города 452 плота, преимущественно дровяных.
Лес сплавлялся с верховьев Двины и ее притоков: Лужесянки, Лучесы, Кривинки, Каспли, Усвячи, Торопы, Межи, Обши, Уллы и других рек. Вследствие того, что поблизости этих рек лес давно уже значительно поредел, то для связки плотов его возили верст за 15 — 20.
Улла. Пароходная пристань. Начало ХХ века.
На лайбах перевозили малоценные и громоздкие грузы: известь, камень, песок, дрова, железо, соль, муку, сельди и прочее.
Витебск. Пароходная пристань. Начало ХХ века.
Сплав в Ригу барок с верховьев Двины и ее притоков совсем прекратился. Вместо барок теперь сплавляют более мелкие суда — плашкоуты. Судовладельцы объясняют этот переход с барок на плашкоуты следующим обстоятельством. Прежде барки, по прибытии в Ригу и их разгрузки, продавали только на дрова, и поэтому каждый судовладелец при продаже барки никогда не выручал прежней ее стоимости. Плашкоуты же, суда, прочно построенные, осмоленные, идут в продажу в Риге как постоянные суда, годные для продолжительной службы, и поэтому хорошо оплачиваются покупателями».
Бешенковичи. Склады и пароходная пристань на Двине. Начало ХХ века.
Перспективы
«Отправка грузов с верховьев Двины почти прекратилась, если не считать г. Велижа, который отправляет 1 — 2 плашкоута... Зато м. Бешенковичи в отношении экспорта в Ригу стало прогрессировать. В это местечко стягиваются грузы не только с некоторой части Лепельского уезда, но и Сенненского, Могилевской губернии».
Полоцк. Сплав леса по реке Полоте в Двину. Начало ХХ века.
likchodedov@mail.ru
ulitenok@sb.by
Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.