По следам «Лістапада»: встречи со звездами и фильмы-победители, которые останутся в истории кинофестиваля

Экран учит добру

Кино разных направлений и стран, восторг от «Черного замка», чем дорог Минск для Шахназарова — послесловие к «Лістападу»

XXX Минский международный кинофестиваль «Лiстапад» запомнится необычными премьерами, встречами со знаменитостями и оглушительными победами фильмов, за которые прогосовало авторитетное жюри. Торжество киноискусства в этом году получилось масштабным: подано более 3,4 тысячи заявок из 124 стран мира! Из них зрители увидели 139 киноработ — самобытные, пронзительные, оригинальные в своей задумке картины, которые до этого получили признание на родине, а некоторые — даже награды международных фестивалей. Белорусский кинофорум привлек внимание представителей Китая, Бразилии, Зимбабве, Мексики, Индии, Нидерландов, но победу, как обычно, одержали сильнейшие.

Премьера удалась

Новая глава уникального киномарафона изобиловала круглыми датами. Основными темами юбилейного форума стали 100‑летие белорусского кино и 30‑летие самого фестиваля. Да и слоган «Кино со знаком качества» говорил сам за себя. Все перечисленное сулило зрителям особое богатство выбора внеконкурсной программы: к привычным показам лент — победителей прошлых лет добавились лучшие представители золотого фонда национальной киностудии. Классика, которая не устаревает.

На церемонии открытия фестиваля по традиции представили премьеру. От новой экранизации романа Владимира Короткевича «Черный замок» зрители остались в восторге. Проект белорусско‑российский, поэтому и интереса к нему больше обычного. Картина снималась в десятках локаций по всей стране: павильонах киностудии «Беларусьфильм», Национальной библиотеке, Ивьевском, Браславском и Лидском районах, а также в самой Лиде, Гродно, Полоцке, Глубоком, Мире и Несвиже. Вот так география! Была задействована интернациональная команда, в состав которой вошли как опытные, так и начинающие белорусские и российские актеры: Виктор Вержбицкий, Евгений Стычкин, Виталий Кищенко.

Режиссер ленты Кирилл Кузин стремился сохранить глубину литературного первоисточника, но, по его признанию, было важным не допустить, чтобы зрители, устав от событий на экране, уткнулись в мобильные телефоны. Жюри, конечно, тоже оценило художественную ценность фильма на отлично, присудив картине специальный приз конкурса игровых фильмов и специальный приз Исполкома СНГ за развитие культурного сотрудничества и укрепление дружбы между народами «Кино без границ».


Важными новшествами «Лiстапада‑2024» стало возвращение двух конкурсов: национального и национальных киношкол. Первый представил к показу лучшие картины отечественных режиссеров, причем не только представителей «Беларусьфильма». Многообещающие работы студентов кинематографических вузов продемонстрировал второй.

Однако наибольшее внимание зрителей все же было приковано к основному конкурсу. В номинации игрового кино оказалось 18 фильмов из 24 стран мира. 

Разбавил серьезную повестку детский «Лiстападзiк». Из семи представленных на конкурсе картин пять — лауреаты авторитетных международных кинофестивалей, поэтому сомневаться в качестве заявленного материала жюри не пришлось. Открыть детскую программу доверили новому отечественному анимационному фильму «Песня Сирин» от киностудии «Беларусьфильм». Это история о приключениях двух школьников в загадочной и пугающей, но такой прекрасной вселенной славянских мифов. Почему в основу картины легла именно эта тематика, рассказала автор и режиссер фэнтези Елена Турова:

— Так уж сложилось, что в мировой истории сохранились сведения о верованиях древних греков, римлян, египтян. А вот славянская мифология менее известна, не так растиражирована, хотя по своей сути невероятно увлекательна. Это настоящий кладезь мудрости наших предков.

Кадр из фильма «Чанъань, Сиань».

Гран‑при фестиваля достался фильму «Чанъань, Сиань». Работу режиссера Чжан Чжуна, посвященную истории любви Аяны из Казахстана и китайца Сангаре, признали лучшим игровым фильмом. Лучшим фильмом конкурса неигрового кино стала лента «Страна спасенного великана» белорусского режиссера Игоря Бышнева. Документальное кино посвящено традиционному символу нашей страны — зубру.

Африка стала ближе

«Лiстапад» не был бы «Лiстападам» без Дней национального кино. Фильмы из далеких стран собирали полные кинозалы, что немудрено: увидеть картины, снятые на другом конце земного шара, хотелось многим. Организаторами в этом году были выбраны картины из Индии, Китая, Ирана, Пакистана, Узбекистана, Зимбабве, Республики Саха.

Во время церемонии открытия Дней китайского кино в Беларуси.

Некоторые представленные в Дни национального кино работы, к слову, имеют отношение к «Беларусьфильму». Неожиданно? На натурной площадке нашей киностудии, например, прошли 90 процентов съемок ленты «Узбечка». Она о Великой Отечественной и женщинах‑героинях, которые воевали наравне с мужчинами, работая медсестрами, врачами... Героиня фильма и вовсе снайпер. Ее прототип — разведчица Зиба Ганиева. О девушке снято множество документальных фильмов, а вот художественный — впервые. Вообще же героиня картины — во многом собирательный образ всех мужественных женщин того времени. На войне их было очень много. Не только из Узбекистана, но и из всех советских республик.


Отличительной особенностью прошедшего «Лiстапада» стало обращение к африканским фильмам. Перед показом ленты, к слову, гости из Зимбабве продемонстрировали несколько ярких песенных и хореографических номеров, а также исполнили национальный гимн. Африканский континент белорусам стал определенно ближе.

Во время церемонии открытия Дня кино Зимбабве.

Знакомство на миллион

По давно сложившейся традиции на «Лiстападе» проводят творческие встречи звезд советского кинематографа. В этот раз Минск посетили актриса и режиссер Светлана Дружинина и ее муж, легендарный кинооператор Анатолий Мукасей, актрисы Наталья Варлей и Роза Хайруллина, режиссер, гендиректор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.

Российские гости встретились со студентами творческих вузов столицы, где пообщались с молодежью на тему современного кино. Некоторые из приглашенных звезд, к слову, не только любят и смотрят белорусские фильмы, но и связаны с нашей страной. Отец Карена Шахназарова участвовал в освобождении Минска. Режиссер рассказал об этой странице биографии на встрече с поклонниками в обновленном кинотеатре «Победа»:

— Отец много чего на войне повидал, но, когда вспоминал о Минске, лицо его всегда становилось печальным. Говорил, что ничего страшнее в своей жизни, чем тот разрушенный Минск, в который они вошли, не видел. Город был полностью разрушен. Это производило впечатление даже на бывалых фронтовиков. Я всегда вспоминаю его слова, когда приезжаю в Минск, и радуюсь, каким замечательным, нарядным и красивым стал ваш город!


Именитый режиссер отметил успехи современного «Лiстапада»:

— Сравниваю нынешний кинофорум и тот, на который когда‑то приезжал. Больше десяти лет назад это был довольно милый, но домашний праздник, а сейчас — большущее творческое событие с огромным количеством картин и гостей. «Лiстапад» дарит возможность белорусской публике смотреть современное кино разных направлений, учиться добру, любви, всему прекрасному, что есть на Земле. Хотелось бы, чтобы он существовал еще не один десяток лет, радовал премьерами и встречами с уважаемыми в киноиндустрии людьми. Учитывая трепетное отношение к нему со стороны государства и жителей страны, не сомневаюсь: так и будет.

В ТЕМУ

Специальный приз ­Президента Беларуси «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве» на XXX Минском международном кинофестивале «Лiстапад» присужден актеру, народному артисту России Дмитрию Харатьяну. Артист выразил благодарность ­Президенту и всему белорусскому народу:

— Вялiкi дзякуй, сябры‑беларусы. Вялiкi дзякуй Александру Григорьевичу ­Лукашенко. Этот приз — большая честь для меня. Вялiкi дзякуй вашему выдающемуся кинорежиссеру, народному артисту Виктору Турову, который когда‑то подарил мне роль в фильме «Люди на болоте». С этого началась моя дружба и любовь с Беларусью и белорусским кинематографом. Она продолжается и сейчас.

nev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter