ГЛАВА российского ведомства Игорь Артемьев по этому поводу высказался так: «Если кому-то такая безумная мысль в голову придет, что все белорусские компании вдруг будут работать через один канал, то это точно нам не понравится. Мы будем категорическими противниками таких подходов. И не только противниками, мы дела возбудим просто, и все». А кому пришла в голову эта «безумная мысль»?
ИНФОРМАЦИЯ о том, что по инициативе Минсельхоза РФ аграрные ведомства двух стран обсуждают создание единого белорусского «молочного» трейдера, появилась в конце апреля. Директор Департамента экономики, инвестиций и регулирования рынков АПК Анатолий Куценко определенно и недвусмысленно дал понять, что Беларусь также поддержала российскую инициативу по использованию единой компании.
А о чем на самом деле говорили в нашем аграрном ведомстве? В начале апреля Минсельхозпрод предложил сформировать единый продовольственный рынок, который позволит обеспечить продовольственную безопасность обеих стран. Предложение иначе как прорывным назвать нельзя. Начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Алексей Богданов: «Мы предлагаем вместе работать, создавать единый рынок, вместе обеспечивать продовольственную безопасность нашего общего рынка. И потом уже думать, что мы будем завозить со стороны». Предложение, согласитесь, простое и логичное, направленное против активной лоббистской деятельности производителей из третьих стран.
Уж не знаю, вольно или невольно, аграрные чиновники РФ, образно говоря, перепутали ужа и ежа. Мы предлагаем цивилизованный общий рынок продовольствия, а российский Минсельхоз — единого белорусского поставщика сухого молока, квотирование объемов и регулирование цен. Дескать, эти меры помогут им снять проблемы затоваривания, которые создают угрозу банкротства производителей. И соблюсти пресловутый баланс между интересами российских и белорусских молочных компаний.
На экономическую абсурдность таких шагов им указывают свои же производители, за интересы которых так ратует Минсельхоз. Некоторые из них вообще считают планы своего аграрного ведомства возрождением системы административного регулирования. «Инициатива совершенно нерыночная и идущая вразрез с самой идеей Таможенного союза, — возмущается исполнительный директор российского Союза предприятий молочной отрасли Людмила Маницкая. — У нас общий рынок, и вводить одного трейдера, который бы белорусскую продукцию перевозил на нашу сторону, — это коррупционная составляющая. Какое отношение это имеет к свободному рынку? Белорусская сторона также против. Я так понимаю, это приблизительно будет выглядеть как диктат».
Любопытно, что обвинения в адрес наших экспортеров в затоваривании и кризисе на российском молочном рынке представители Молочного союза также не разделяют. Более того, муссирование темы «закрытия Беларуси» со стороны известных ведомств привело исключительно к росту цен, которые так и не вернулись на прежний уровень. А разницу между отпускной и розничной ценой положили себе в карман торговые сети.
Остается только удивляться затянувшейся паузе, которую федеральная антимонопольная служба РФ держала после заявления своего Минсельхоза. Любой монополизм, тем более в таких важных отраслях экономики, ведет в итоге к росту цен. Это и высокая инфляция, которая «сжирает» наши сбережения, и зарплаты, социальные пособия и пенсии.
germanovich@sb.by
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России призвала свой Минсельхоз не монополизировать канал поставок молочной продукции из Беларуси
Единый импортер или единый рынок: кто перепутал ежа и ужа
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.