Не капризы, а необходимость
Низкобелковые макаронные изделия, смеси для картофельного пюре и клецек, для выпечки кексов, печенья, а также крупы и каши диетического назначения — отныне эти специализированные продукты не нужно будет искать на полках зарубежных магазинов. Открытие нового производства — важный социальный проект, результат совместной работы Национальной академии наук, Парламента, Минздрава и общественных объединений. По оценкам специалистов, импортозамещающая продукция может стоить в 2—2,5 раза дешевле зарубежных аналогов.Над созданием уникальных рецептур и технологий производства на протяжении нескольких лет работали специалисты Научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси по продовольствию. Внедрить разработки в производство оказалось куда сложнее.
— Промышленным гигантам производить продукцию мелкими партиями невыгодно, — вводит в курс дела заместитель генерального директора НПЦ НАН Беларуси по продовольствию Дмитрий Зайченко. — К тому же необходим строгий производственный контроль, неукоснительное соблюдение технологий. Еще одна важная особенность: должен быть налажен строгий выходной контроль по содержанию белка и фенилаланина, обязателен и выходной контроль каждой партии продукции. Где-то недосмотришь — вся работа насмарку.
Сырье для такого производства подойдет далеко не всякое. Например, для картофельного пюре не каждый сорт годен. В НПЦ экспериментировали с несколькими, пока не подобрали оптимальный. С крупами — то же самое. Общее же правило таково: чем ниже содержание фенилаланина, тем лучше. В то же время потребитель должен ощущать исконный вкус продукции. Для смесей берется, допустим, кукурузная или гречневая мука, а дальше добавляются модифицированные крахмалы, другие компоненты.
Пресс мал, да удал
Цех по производству детского питания в Марьиной Горке — это бывший склад, переоборудованный в соответствии со строгими санитарными и прочими нормами под современное производство. Само оборудование по выпуску макаронных изделий, смесей и каш не занимает много места: расположено на площади, сопоставимой с 3—4-комнатной квартирой. Тепло, чисто, просторно — почти как в больничной операционной. Персонал — в специальной экипировке.— Сырье после дозирования поступает в смеситель, работающий по принципу «пьяная бочка», — знакомит с технологией производства Дмитрий Зайченко. — Готовая смесь перемещается в накопительный бункер, а затем, после смешивания с водой, в макаронный пресс. Тот формирует макароны различных конфигураций (либо гранулы для каши — в зависимости от поставленной задачи). Полученные еще сырые изделия выкладываются на лотки и отправляются на сушку. Через 2—3 часа — охлаждение и упаковка. Если речь идет о выпуске, скажем, полуфабриката для клецек, то процесс проще: смесь сразу уходит на фасовку, а затем на склад.
Производительность пресса — до 70 килограммов макарон в час. Однако с учетом особенностей продукции — она состоит в основном из крахмала и замес тяжелее продавливается через фильеры — специальные формы с отверстиями (как в мясорубке) — выработка будет чуть меньше. Тем не менее планы по выпуску конкурентоспособной импортозамещающей продукции у НПЦ по продовольствию обширные: в 2020-м намечено выдать на-гора 5 тонн, в 2021-м — 11, в 2022-м — 28, далее — ежегодно по 38 тонн. При этом придется поработать над маркетинговой политикой, ведь в наше время перед каждым производителем стоит задача не только насытить рынок, но и найти подход к потребителю.
Учимся продавать
В октябре НПЦ по продовольствию получил все необходимые документы, позволяющие начать производство продуктов питания для людей, больных фенилкетонурией. С одной из крупнейших белорусских торговых сетей достигнута договоренность: первая партия макаронных изделий будет доставлена и распределена по магазинам уже в октябре. Более того, сетевики намерены продвигать здоровые продукты на специальной странице своего сайта с возможностью доставки потребителям. В свою очередь, НПЦ по продовольствию работает над созданием собственного интернет-магазина: нужно учиться самостоятельно продвигать свои разработки.МНЕНИЕ
Юлия Артюх, председатель БРОО помощи детям, больным фенилкетонурией «Будущее без границ»:
— Считаю появление продуктов для людей, больных фенилкетонурией, настоящим прорывом в обеспечении продовольственной безопасности страны.
Наши дети теперь не зависят от импортных производителей. Понимаю, как сложно было добиться такого результата: как известно, белок в больших количествах присутствует в подавляющем количестве продуктов, а новые разработки — низкобелковые. Органолептические и вкусовые свойства (довелось побывать на многих дегустационных столах) также заслуживают уважения. При этом по качеству, я считаю, наши продукты гораздо лучше импортных. Не могу не отметить и ответственный подход специалистов к научно-исследовательской работе: ученые работали во взаимодействии с родителями детей, больных фенилкетонурией.
СПРАВКА «СБ»
Фенилкетонурия — наследственное нарушение аминокислотного обмена, обусловленное недостаточностью печеночных ферментов, участвующих в метаболизме фенилаланина до тирозина. Приводит к стойкой хронической интоксикации и поражению центральной нервной системы c выраженным снижением интеллекта и неврологическим дефицитом. Типичные поздние признаки — олигофрения, отставание в физическом развитии, судороги, экзематозные изменения кожи и др. Лечение фенилкетонурии заключается в соблюдении специальной диеты.
nesterov@sb.by