Виктор Васильев всегда может наставить молодое поколение на путь истинный.
Жанр спектакля обозначили как «легкомысленная комедия для серьезных людей». Премьеру осуществила известный молодой режиссер Татьяна Аксенкина. Пусть и в легкомысленной форме, но все-таки авторы говорят о серьезных вещах: свободе личности и убеждений, устаревших оковах ложно понятой морали, закостеневшем сознании представителей высшего английского класса XIX века.
Известно, что впервые пьеса была поставлена в 1895 году в театре Святого Джеймса в Лондоне. Само название произведения представляет игру слов: английское earnest переводится как «серьезный» и в то же время созвучно имени Эрнест, которым молодые герои почему-то постоянно представляются и как заведенные говорят о его лексической красоте. Пьеса имела грандиозный успех и оказалась последней из написанных Уайльдом. Режиссер премьерного спектакля Татьяна Аксенкина — неутомимая театральная пчелка, работающая в убедительном традиционном ключе. Большой популярностью у публики молодежного пользуются ее спектакли «Саня, Ваня, с ними Римас», «Уходящая натура» и другие. И на этот раз Аксенкина поставила вдумчивый и неторопливый спектакль с интересными комедийными работами актеров.
Безусловно, ядром спектакля является артист Виктор Васильев в роли интеллигентного доктора богословия Чезюбла. Заслуженный деятель искусств Беларуси, председатель Белорусского союза кинематографистов в этой роли демонстрирует тонкое мастерство, богатую самоиронию, профессиональное чутье и понимание природы уайльдовского юмора. Васильев купается в этой роли, балансируя между лирикой, сентиментальностью и чистой комедией. Он хорош в дуэте с синим чулком — гувернанткой мисс Призм (Любовь Пукита). Снисходительно относится к шебутной молодежи в лице суетливых главных героев — Джека Уординга (Кирилл Акуленец) и Алджернона Монкрифа (Егор Федоров). Сердце его полно любви к согражданам, природе, чистому мирному небу над головой и родной Англии.
Доктор Чезюбл — истинный англичанин, не удивляющийся ничему. В то время как суетливые молодые джентльмены Джек и Алджернон с радостью щенят наудачу бросаются в любую авантюру. Джентльменов остается только понять и простить: их мотивы продиктованы все-таки не меркантильным интересом, а исключительно романтическими порывами. «Блажен, кто смолоду был молод», — только и остается снисходительно сказать, глядя на их эксцентричные выходки и путаницу, из-за этих выходок возникающую.Вообще, у Уайльда можно учиться тому, как создавать подлинную интригу в сюжете без насилия, крови и других популярных «подручных средств», распространенных в массовой культуре. Интрига, как и в «Идеальном муже», выстроена изящно и убедительно. Неизбежный конфликт, который должен быть в любой приличной пьесе, здесь провоцирует деспотичная леди Брэкнелл (Елена Христич), ценящая прежде всего аристократическое происхождение. Брэкнелл навязывает всем окружающим собственные представления о морали, заносит скудные измышления в блокнот и иногда выглядит невероятно трогательной в своем непоколебимом и непрошибаемом пафосе.
Премьера «Как важно быть серьезным» в молодежном театре поставлена и сыграна легко и динамично. Вполне в духе еще одного афоризма Оскара Уайльда: «У меня очень непритязательный вкус — достаточно самого лучшего».
Добрый зритель в девятом ряду.