Премьера Молодежного театра «Как важно быть серьезным»: еще раз об остроумной драматургии Оскара Уайльда

Джентльмены удачи

«Я живу в постоянном страхе, что меня поймут правильно», — сказал однажды писатель, поэт и драматург Оскар Уайльд. В Белорусском государственном молодежном театре драматурга, кажется, поняли правильно и со всей врожденной элегантностью поставили спектакль по популярной пьесе Уайльда «Как важно быть серьезным». 

Виктор Васильев всегда может наставить молодое поколение на путь истинный.
bgmteatr.by

Жанр спектакля обозначили как «легкомысленная комедия для серьезных людей». Премьеру осуществила известный молодой режиссер Татьяна Аксенкина. Пусть и в легкомысленной форме, но все-таки авторы говорят о серьезных вещах: свободе личности и убеждений, устаревших оковах ложно понятой морали, закостеневшем сознании представителей высшего английского класса XIX века.

Известно, что впервые пьеса была поставлена в 1895 году в театре Святого Джеймса в Лондоне. Само название произведения представляет игру слов: английское earnest переводится как «серьезный» и в то же время созвучно имени Эрнест, которым молодые герои почему-то постоянно представляются и как заведенные говорят о его лексической красоте. Пьеса имела грандиозный успех и оказалась последней из написанных Уайльдом. Режиссер премьерного спектакля Татьяна Аксенкина — неутомимая театральная пчелка, работающая в убедительном традиционном ключе. Большой популярностью у публики молодежного пользуются ее спектакли «Саня, Ваня, с ними Римас», «Уходящая натура» и другие. И на этот раз Аксенкина поставила вдумчивый и неторопливый спектакль с интересными комедийными работами актеров.

Безусловно, ядром спектакля является артист Виктор Васильев в роли интеллигентного доктора богословия Чезюбла. Заслуженный деятель искусств Беларуси, председатель Белорусского союза кинематографистов в этой роли демонстрирует тонкое мастерство, богатую самоиронию, профессиональное чутье и понимание природы уайльдовского юмора. Васильев купается в этой роли, балансируя между лирикой, сентиментальностью и чистой комедией. Он хорош в дуэте с синим чулком — гувернанткой мисс Призм (Любовь Пукита). Снисходительно относится к шебутной молодежи в лице суетливых главных героев — Джека Уординга (Кирилл Акуленец) и Алджернона Монкрифа (Егор Федоров). Сердце его полно любви к согражданам, природе, чистому мирному небу над головой и родной Англии. 
Доктор Чезюбл — истинный англичанин, не удивляющийся ничему. В то время как суетливые молодые джентльмены Джек и Алджернон с радостью щенят наудачу бросаются в любую авантюру. Джентльменов остается только понять и простить: их мотивы продиктованы все-таки не меркантильным интересом, а исключительно романтическими порывами. «Блажен, кто смолоду был молод», — только и остается снисходительно сказать, глядя на их эксцентричные выходки и путаницу, из-за этих выходок возникающую.
Вообще, у Уайльда можно учиться тому, как создавать подлинную интригу в сюжете без насилия, крови и других популярных «подручных средств», распространенных в массовой культуре. Интрига, как и в «Идеальном муже», выстроена изящно и убедительно. Неизбежный конфликт, который должен быть в любой приличной пьесе, здесь провоцирует деспотичная леди Брэкнелл (Елена Христич), ценящая прежде всего аристократическое происхождение. Брэкнелл навязывает всем окружающим собственные представления о морали, заносит скудные измышления в блокнот и иногда выглядит невероятно трогательной в своем непоколебимом и непрошибаемом пафосе.

Премьера «Как важно быть серьезным» в молодежном театре поставлена и сыграна легко и динамично. Вполне в духе еще одного афоризма Оскара Уайльда: «У меня очень непритязательный вкус — достаточно самого лучшего».

Добрый зритель в девятом ряду.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter