“Внутри гуляет ветер, а в потолке дыры”. Почему объекты, проданные за одну базовую, продолжают разрушаться

Дворцов обманчивые своды

Купить у государства здание школы, авиационного ангара или музея за одну базовую величину — хорошая возможность начать свое дело. И очень многие предприниматели ею воспользовались. Пик продаж неиспользуемого госимущества пришелся на 2009—2010 годы. Сейчас самое время узнать, как распорядились им его новые владельцы. Ведь объекты продавались с условиями.

Ветхость — залог  возврата

Увы, но некоторые из зданий не используются, ветшают, рабочие места в них так и не созданы. Только в Могилевской области специалисты КГК установили 20 объектов, условия продажи которых не выполнены их новыми собственниками. 

— На момент проверки полуразрушенные и содержащиеся бесхозно здания выявлены в шести районах области — Круглянском, Чаусском, Чериковском, Бобруйском, Осиповичском и Могилевском, — уточняет начальник отдела контроля государственной собственности и использования земель КГК Могилевской области Татьяна Димидюк. 

Так выглядит здание бывшего сельского клуба в Городокском районе снаружи...

К примеру, в агрогородке Вендорож и деревне Мошенаки Могилевского района простаивали полуразрушенные здания бывших объектов здравоохранения, проданные в 2010—2011 годах на аукционах за одну базовую величину. Покупатели уплатили штраф за невыполнение условий договоров купли-продажи. Однако здания все равно не восстановлены, и их использование маловероятно. Также приходят в упадок три корпуса бывшего санатория в деревне Богдановка Чериковского района, приобретенные еще в июле 2012 года. 

Специалисты Комитета госконтроля рекомендовали райисполкомам исключить доступ людей на эти объекты, а также изучить возможность либо восстановления зданий собственниками, либо их сноса. Правда, не всегда понуждение к исполнению условий сделок эффективно. Сроки выполнения условий 14 процентов сделок продлевались исполкомами по соглашению сторон, отдельные из них – до 6 раз. 

Впрочем, есть и хорошие новости. Татьяна Димидюк оперирует цифрами: за последние 4 года количество не используемых собственниками объектов сократилось в 6,6 раза — со 132 до 20. Вовлечение в рамках Указа № 108 в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества позволило привлечь в экономику региона 11,9 миллиона рублей инвестиций и создать 1182 новых рабочих места.

Еще один отрицательный пример приводит первый заместитель председателя КГК Витебской области Владимир Годяцкий. В январе 2015 года в Городокском районе частники приобрели за одну базовую бывший сельский клуб. Условием его приобретения было осуществление предпринимательской деятельности с использованием объекта не менее трех лет, начиная не позднее 12 месяцев с момента заключения договора купли-продажи. ООО условия договора не выполнило. Предпринимательская деятельность в здании не ведется, сохранность его не обеспечивается, прилегающая территория не обкашивается, зарастает кустарником. И что делать? 

Нужно понимать, что невыполнение условий влечет последствия – штрафы, расторжение договора, возврат имущества. И в этом случае средства, вложенные предпринимателем, не возвращаются. Покупая объекты даже за символическую цену, нужно просчитывать свои возможности. Как это сделало руководство Поставского мебельного центра. Это один из наиболее успешных примеров реализации инвестиционных проектов. Производственные помещения, а это имущество бывшего военного городка, ЧПУП приобрело в декабре 2010 года за одну базовую величину. И довольно эффективно его использует. Сегодня на предприятии за год выпускается 254 тысячи дверных блоков полной заводской готовности и 23 тысячи тонн топливных гранул. Рабочими местами обеспечено 576 человек.

Собственность без условий

Всплывают и другие нюансы при использовании объектов, приобретенных за одну базовую или вовсе переданных бесплатно. Так, специалисты Комитета госконтроля Минской области выявили случаи, когда не выполнявшим условия инвестдоговора предпринимателям объекты передавались в частную собственность. Хотя по закону эти здания должны вернуть прежнему владельцу, а за их аренду необходимо взимать плату. За примером отправляемся в городской поселок Уречье Любанского района. Бывший военный городок. Здание хранилища техники встречает распахнутыми дверями и выбитыми окнами. Внутри боксов гуляет ветер, а с потолка одного из них свисает электрический шнур. Просторное здание осматриваем вместе с Аллой Бондаревой, начальником управления контроля государственной собственности и использования земель Комитета госконтроля Минской области. Специалист пытается найти следы деятельности производства. Я пытаюсь понять, что здесь вообще должно быть. А по условиям выполнения инвестиционного проекта здесь с 2013 года должно быть деревообрабатывающее производство с новыми рабочими местами. В пустом здании с дверями нараспашку мы не увидели ни станков, ни рабочих, ни продукции. 

... и внутри
фото предоставлены КГК Витебской области

Введу в курс дела. Здание хранилища техники площадью свыше 900 квадратных метров безвозмездно передано частному унитарному предприятию. За год новый владелец должен был расширить деревообрабатывающее производство, инвестировать в реализацию проекта не менее 50 миллионов рублей, создать не менее трех рабочих мест. Договор заключен в 2011 году, в 2012-м его продлили еще на год. А в 2013 году и вовсе передали здание в частную собственность. 

— Условия этого инвестдоговора не выполнены. А значит, здание необходимо возвратить в коммунальную собственность района, а инвестору предъявить к оплате аренду за весь срок пользования помещением, — объясняет Алла Бондарева. – Вместо этого объект стал частной собственностью. Однако судьба его так и не меняется, он по-прежнему не используется.

Еще один объект, привлекший внимание специалистов госконтроля, – кафе при въезде в Любань. Здание бывшей столовой также передано по договору безвозмездного пользования. И в этом случае не выполнены условия инвестдоговора, объясняет Алла Бондарева. С 2010 года предприниматель три года пытался их выполнить, потом сроки продлили на год. В итоге в 2015 году передали кафе в частную собственность. Госконтроль составил акт:

— Возражения по акту были поданы, но документов, подтверждающих выполнение в полном объеме условий, ни в процессе проверки, ни при подаче возражений не представлено. 

А в представленных документах есть много нестыковок. Так, столовая как объект введена в эксплуатацию после ремонта и модернизации только в августе 2015 года. А срок договора после продлений истек в декабре 2014-го. Рабочие места могли создаваться только в августе 2015 года. Наниматель же отчитался об их создании намного раньше. Это значит, рабочие места не были созданы или это незаконная предпринимательская деятельность? К слову, отобедать в кафе у нас так и не получилось. Жильцы соседних домов рассказали, что посетителей здесь принимают по выходным да праздникам, а в остальное рабочее время на дверях замок. 

Кстати, мы говорим о двух объектах. Однако сегодня только на территории г.п. Уречье имеется 35 неиспользуемых объектов. 

Нарушений  не  увидели

В местном райисполкоме своя позиция. Продление сроков договоров в обоих случаях здесь не считают нарушением. Заместитель председателя райисполкома по экономике Татьяна Рубин уточняет: условия договора безвозмездного пользования имуществом выполнены. Поэтому оснований для начисления арендной платы нет. Оба предпринимателя представили накладные, в которых полностью отчитались о затраченных средствах. Отчитались они и о создании новых рабочих мест. Так, в деревообрабатывающем производстве появились 3 штатные единицы, в объекте общественного питания – 20. 

Татьяна Рубин объясняет: вопрос выполнения условий договора безвозмездного пользования зданием столовой неоднократно изучался различными службами. Нарушений выполнения условий договора ни одной из служб не установлено.

С такой позицией местной власти не согласны в Комитете госконтроля Минской области. 

— Материалы проверки переданы в правоохранительные органы, в компетенции которых выяснить, почему желаемое столь долгое время выдавали за действительное, — расставляет точки над «і» Алла Бондарева. 

Понятно, сложно вовлекать в хозяйственный оборот неиспользуемое госимущество. Здания, в которых годами не проводился ремонт и не обслуживались инженерные коммуникации, довольно затратно реанимировать и вдохнуть в них вторую жизнь. Поэтому и продавались они за одну базовую или отдавались бесплатно в надежде на то, что начнут «работать». Просто не все, видимо, думали, что за это с них спросят.


misnik@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter