В Беларуси ведется большая работа по восстановлению историко-культурного наследия. Цель — поддерживать надлежащее техническое состояние объектов, приспосабливать их под новые функции и вовлекать в туристический и культурный оборот. На государственном уровне эти задачи решаются в рамках ряда госпрограмм и локальных инвестпроектов. Кроме того, мероприятия по охране историко-культурного наследия, в том числе ремонтно-реставрационные работы на историко-культурных ценностях, финансируются за счет средств фонда Президента по поддержке культуры и искусства. Результат — за последние десятилетия в Беларуси восстановлены сотни памятников архитектуры.
История роскошного дворца с не менее красивым парком в местечке Коссово Ивацевичского района началась в 1838-м. Особняк в стиле неоготики с элементами классицизма за 12 лет построил крупный промышленник Вандалин Пусловский. В своем дворце он собрал богатую библиотеку и художественную галерею, которую довелось увидеть многим именитым гостям. Однако впоследствии на долю великолепного дворца выпали суровые испытания: он был продан сыном графа за карточные долги, сменил множество владельцев, в годы Первой мировой войны разграблен и частично разрушен, а во время Второй мировой — сожжен. Поврежденный фундамент, обвалившаяся часть стен, без крыши и окон — более 60 лет дворец продолжал разрушаться. 5 мая 2006 года Президент подписал указ, по которому было определено, что финансирование восстановительных работ Коссовского дворцово-паркового ансамбля будет вестись на равнодолевых условиях: половина — из республиканского бюджета и столько же — из областного. Позже средства поступали также из фонда Президента по поддержке культуры и искусства. Реставрация началась в 2008-м, а закончить ее планируется в нынешнем. Корреспонденты «Р» побывали в Коссово и посмотрели, как завершается восстановление уникального объекта.
Дворец Пусловских приобрел былое величие.
Под небом голубым
«Ох!» — вырывается эмоциональное междометие, когда предстаешь перед Дворцом Пусловских. «Такое бывает?» — мелькает мысль, пока пытаешься прийти в себя после потрясения от увиденной красоты.— Когда мы впервые попали сюда в 1989 году, руины замка стояли, окруженные 20-метровыми соснами. А чтобы подойти и сделать обмеры здания, пришлось вырубать кустарник, — вспоминает архитектор, научный руководитель дворцово-паркового комплекса Владимир Казаков. — Тогда по заданию Минкультуры мы сделали часть проектных работ. Перед этим с командой проектировщиков занимались исследованиями, воссоздавали чертежи, проработали массу материала в архивах, литературных источниках. Однако из-за отсутствия финансирования работы пришлось остановить.
Владимир Казаков.
Надежда на их продолжение появилась в 2002-м, когда постановлением Совмина от 8 октября дворец был включен в перечень приоритетных объектов реставрации историко-культурного наследия страны. Затем был подписан уже упомянутый указ Президента, а спустя два года началось долгое, сложное, но увлекательное воссоздание Коссовской жемчужины.
— Начинать было тяжело. Не было ничего — одни стены. Работы и физически, и технически выполнять непросто. Практически на носилках, тележках подавали раствор и кирпич, — рассказывает Владимир Нахимович. — Финансирование шло постепенно, когда уже все начало формироваться, стоит отдать должное государству: выделять средства оно стало активнее и в более существенных объемах. Это способствовало ускорению. Потому что после общестроительных работ начались интерьерные плюс оформление, а это долговременный и дорогой процесс: отлить и установить гипсовую лепнину, выполнить золочение… Благодаря фонду Президента, областному и республиканскому финансированию, включению объекта в программу «Замки Беларуси» в воссоздании дворца нам удалось сильно продвинуться.
Фрагмент оригинальной кирпичной стены, которую намеренно не оштукатурили, камин, облицованный мрамором, подобным на тот фрагмент, что обнаружили археологи перед началом реставрационных работ, росписи под фрески на стенах залов, максимально приближенные к изображениям, которые некогда украшали парадный зал, антикварная мебель XIX века — благодаря таким деталям история начинает оживать.
Этапы возрождения
Реставрация Коссовского дворцово-паркового ансамбля была разделена на три очереди. Постепенно, шаг за шагом дворец и его окрестности приобретали былую красоту и величие. В 2017 году здесь начали демонстрировать музейные экспозиции, в 2019-м была открыта гостиница на 16 мест и ресторан на 60, а в конце 2020-го сданы административные помещения, расположенные в цоколе здания. В прошлом году завершилось воссоздание части помещений на первом этаже дворца. Сейчас заканчивается восстановление лестниц и двух больших помещений второго этажа — изумрудной гостиной и рубинового бального зала.— Из Бреста приезжаю в Коссово каждую неделю, с радостью наблюдаю, как все здесь преображается. Вложен труд очень многих людей, это целая команда. И самое главное, чтобы эта команда была заражена, как вирусом, вот всем этим, — Владимир Казаков обводит взглядом стены дворца, — тогда результат отличный получается!
Архитектор приглашает пройти в часть здания, где сейчас располагается гостиница. Обещает показать еще что-то интересное. Возле двух номеров — полулюкса и семейного — пол выполнен из стекла. Владимир Нахимович включает подсветку — и начинает просматриваться лестница, ведущая в цоколь. А там, в стене, остатки большой печи.
— В этом месте были завалы. Когда их расчистили, обнаружили вот эту подпольную печь, с помощью которой отапливались помещения. Так как этот фрагмент и лестница хорошо сохранились, решили их оставить для обозрения и накрыть стеклом, — объясняет наш гид.
Кстати, по одной из легенд, которые ходят о Дворце Пусловских, пол в одном из его залов тоже был стеклянным и под ним плавали экзотические рыбки. А другая легенда гласит, что от этого дворца в Коссово до дворца в Ружанах вел подземный ход протяженностью 25 километров. Причем он был настолько широк, что могли разминуться две кареты. Но это все красивые легенды, ход не нашли. А вот Ружанский дворец реален и сейчас восстанавливается.
— Это тоже уникальный объект, — говорит Владимир Нахимович, по проекту которого воссоздается Ружанский дворцовый ансамбль. — В 2013 году был введен южный корпус с двумя флигелями, сейчас работаем в восточном корпусе.
На финишной прямой
Пока мы ходили и осматривали залы Дворца Пусловских, электрики установили наружные светильники на балконе. Озеленители подготовили землю и начали высаживать рассаду на террасах дворцовой территории. Несмотря на то что восстановление с реконструкцией продолжается, это никак не мешает экскурсионной жизни дворцово-паркового комплекса. Организованных туристов привозят сюда автобусами, иные путешественники добираются на личных авто или маршрутных такси.В 2021-м комплекс посетили немногим более 89 тысяч человек. В год начала пандемии коронавируса — 31 тысяча. Доходы по оказанию платных услуг населению в 2021-м составили 870,5 тысячи рублей (в 2020-м — 211,8 тысячи рублей).
Для школьников здесь устраивают музейные уроки, квест-игры, встречи с деятелями науки, культуры и искусства. Для отличников — балы. Проходят тут и вечера классической музыки, конференции, круглые столы, концерты и театральные постановки. А еще деловые встречи и приемы делегаций различных уровней, конференции и симпозиумы, торжественные мероприятия и деловые фуршеты.
Привлекает туристов не только единственный дворец в Беларуси, построенный в стиле английской неоготики в середине XIX века, но и другой объект — мемориальный музей-дом-усадьба Тадеуша Костюшко (середина XVIII века), который также входит в состав государственного учреждения культуры «Коссовский дворцово-парковый комплекс».
Стоит добавить, что строительная готовность ансамбля на сегодня — 84 процента. Осталось завершить общестроительные и реставрационные работы по второму этажу дворца. Необходимо изготовить и установить кафельные печи, скульптуры, люстры, закончить ограждение территории и работы по наружному освещению. На эти цели еще предстоит потратить более 5,5 миллиона рублей. Таким образом, итоговая стоимость восстановления Коссовского дворцово-паркового комплекса составляет около 34 миллионов рублей.
Росписи под фрески на стенах залов, максимально приближенные к изображениям, которые некогда украшали парадный зал, фрагмент оригинальной кирпичной стены, антикварная мебель XIX века – благодаря таким деталям история начинает оживать.
statkevich@sb.by