Уровень локализации — более 80 процентов: узнали, как идет реализация проекта «Евразийский электробус»

Движущая сила кооперации

В 2022 году по инициативе Беларуси был анонсирован проект «Евразийский электробус». Его цель — расширить и нарастить кооперационные связи стран — участниц ЕАЭС. Реализация данного проекта позволит создать технологии, материалы и комплектующие, которые будут способствовать успешному развитию промышленного производства, а также обеспечат экологическую безопасность и экономическую независимость государств евразийской «пятерки». Узнали, как идет реализация проекта.

Проект «Евразийский электробус» реализован на основе модели Е321 серии Olgerd производства BKM Holding.

Совместный ответ

В условиях санкционного давления на страны, входящие в состав Евразийского экономического союза, остро встал вопрос технологического суверенитета. Производители стараются максимально сократить издержки и направляют средства на развитие собственных компетенций. В одиночку порой справиться непросто. Поэтому в последнее время набирает обороты межстрановая промко­операция. Наибольших успехов в данном вопросе достигли Беларусь и Россия в рамках Союзного государства. Этот опыт заинтересовал участников евразийской «пятерки». Наша страна создает все условия для кооперационного взаимодействия промышленных предприятий с целью производства совместного продукта под евразийским брендом. Яркий пример — инициатива реализации пилотного проекта «Евразийский электробус». Он был впервые продемонстрирован в прошлом году в Сочи на выставке «Евразия — наш дом».

Предприятием — координатором данного проекта было определено белорусское ОАО «УКХ «БКМ». В качестве базовой взяли электробус модели Е321 в кузове «Ольгерд». Он отвечает самым современным требованиям к комфорту, функциональности и безо­пасности, рассказал заместитель генерального директора по маркетингу и продажам Александр Казакевич:

— На сегодняшний день уровень локализации электробуса Е321 в странах ЕАЭС составляет более 80 процентов. В эту долю входят преимущественно комплектующие из Республики Беларусь и Российской Федерации. Батарея, тяговый привод, преобразователи, гидростанция, пантограф, CAN-узлы собственного производства BKM Holding. Вместе с тем в рамках развития кооперационного сотрудничества стран ЕАЭС и обеспечения технологической безопасности государств-членов проект призван увеличить долю участия Республики Казахстан, Республики Армения и Кыргызской Республики.

Масса «Ольгерда» — 18 тонн, а длина — 12,5 метра. Машина оснащена мультимедийной системой, WI-FI, USB, ABS, системами видеонаблюдения, учета пассажиропотока, пожаротушения, навигации и контроля давления в шинах. Для приоритетных категорий граждан предусмотрены два места для коляски с удерживающей системой, кнопка вызова водителя и аппарель.

— Электробус может быть реализован как с медленной, так и с экспресс-зарядкой, — добавил Александр Казакевич. — Пробег на одном заряде — 70 км. Время зарядки от 20 до 90 процентов при токе 450 А — не более 25 минут.

В рамках реализации данного проекта ОАО «УКХ «БКМ» активно прорабатывает возможность поставки из стран — участниц ЕАЭС различных комплектующих.

— Это IGBT-модули, ведущий мост и передняя ось, топливные ячейки, герметики, стекла, стеклопластиковые панели и элементы интерьера салона, — уточнил заместитель гендиректора. — В настоящий момент ведется устное согласование встречи компаний государств — членов ЕАЭС, заинтересованных в реализации проекта, на территории ОАО «УКХ «БКМ».


Перечень критических комплектующих, узлов и материалов, которые не производятся ни белорусскими предприятиями, ни предприятиями государств — членов ЕАЭС, направлен в исполнительные комитеты для привлечения к участию в реализации межгосударственной программы коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, а также в ЕЭК для перенаправления его в государства — члены ЕАЭС.

Работа на пятерку

В салоне электробуса — 30 мест для сидения, а всего он вмещает 86 пассажиров. Эту модель белорусская сторона предлагает взять за основу для реализации кооперационного проекта «Евразийский электробус» под эгидой Евразийской экономической комиссии, отметил начальник главного управления внешнеэкономических связей Министерства промышленности Виталий Борчук:

— Участие в разработке и реализации проекта межгосударственной программы подтвердили предприятия Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Российской Федерации.
Для реализации проекта «Евразийский электробус» ОАО «УКХ «БКМ» освоено производство основных импортозамещающих комплектующих. Вместе с тем Минпромом продолжается работа по увеличению доли компонентной базы государств — членов ЕАЭС в конечной продукции.
К слову, вопрос дальнейшей практической реализации межгос­программы «Евразийский электробус» был недавно обсужден министром промышленности Александром Ефимовым с членом коллегии (министром) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Гоар Барсегян в рамках Международной промышленной выставки «Иннопром-2024». Достигнута договоренность о продолжении работы по совершенствованию механизмов финансовой поддержки кооперационных проектов.

Эксперты обращают внимание: одним из важных факторов для развития данного направления является создание зарядной инфраструктуры. И здесь ЕЭК планирует рассмотреть опыт Беларуси по строительству супербыстрого зарядного комплекса в Минске, который включает зарядные станции, систему накопления энергии, магазин безоператорной торговли и систему «умного города».

фото Александра Горбаша

Новые горизонты

В рамках интеграционного проекта ОАО «УКХ «БКМ» ведет работу не только по производству электробуса, но и машинокомплекта трамвайного вагона. Проект предполагает модернизацию трамвайных вагонов для городов Казахстана Павлодара, Темиртау, Усть-Каменогорска. Ожидается участие трех стран: Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан.

«ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭЛЕКТРОБУС»

♦ Серия — OLGERD;

♦ Модель — E321;

♦ Габариты, мм — 12500x2550x3280;

♦ Пассажировместимость — 86;

♦ Мест для сидения — 30;

♦ Максимальная масса — 18 тонн;

♦ Пробег на одной зарядке, км — 70;

♦ Уровень локализации стран ЕАЭС — более 80 процентов.


КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Жаслан Азенов, заместитель директора Департамента промышленной политики ЕЭК:

— Реализация такого проекта в первую очередь направлена на усиление индустриального развития, сокращение сырьевого экспорта, а также укрепление технологического суверенитета стран ЕАЭС. Данный проект играет важную роль в укреплении кооперационного взаи­модействия. На сегодня определен перечень критических комплектующих, узлов и материалов для производства электробусов в рамках импортозамещения на территориях государств — членов Евразийского экономического союза. Он включает в себя 55 позиций, в частности это аккумуляторные батареи, двигатели и их части, приборы освещения, комплектующие системы шасси и прочие. В настоящее время проводится практическая проработка производственных вопросов в рамках формирования проекта межгоспрограммы. Так, недавно в целях обсуждения производственно-технических задач формирования импортозамещающих проектов по освоению производства критических комплектующих с последующим их включением в межгоспрограмму состоялась выездная встреча представителей бизнеса государств ЕАЭС на производственную площадку белорусского предприятия ОАО «УКХ «БКМ».

sichevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter