Технично и технологично
С продукцией этого предприятия ежедневно сталкивается практически каждый житель крупных городов, который передвигается на общественном транспорте. Комфорт, высокое качество, экологичность и безопасность — именно за это технику, производимую на «Белкоммунмаше», ныне BKM Holding, ценят и любят не только в Беларуси, но и за рубежом. За полвека предприятие прошло непростой путь — от небольшой компании по ремонту трамваев и троллейбусов до одного из крупнейших производителей городского электрического транспорта на постсоветском пространстве. Как и многие машиностроительные заводы, после распада СССР оно переживало не лучшие времена. Благодаря поддержке Александра Лукашенко, который в самом начале своего президентства посетил «Белкоммунмаш», предприятие начало выпускать современную и востребованную технику.Сейчас его мощности с учетом объема заказов загружены более чем на 100 процентов, рассказал генеральный директор Тарас Мурог:
— На сегодняшний день мы идем с небольшим увеличением тех темпов, которые закладывали бизнес-планом. А год намерены закончить, как и прогнозировали, с темпом роста по объемам 112 процентов и 110 процентов по экспорту. В 2024-м мы больше делаем трамваев, и второе полугодие фактически на них сосредоточено. А к 2030 году планируем удвоить объем 2023-го, когда мы выпустили 254 единицы техники. И к этому времени без преувеличения мы будем лидером в производстве пассажирского электрического транспорта на просторах как минимум нашего континента.
К слову, вскоре минчане и гости столицы смогут протестировать очередную новинку от предприятия. Речь — о полностью низкопольном односекционном трамвае модели Т811 с двумя моторными тележками. Конструкция его кузова — инновационная. Все сделано для максимального удобства пассажиров. Высокие ступеньки остались в прошлом. Также тут предусмотрена система противозажимов и блокировок. Трамваи оснащены системой видеонаблюдения по двум сторонам, что позволяет водителю контролировать не только обстановку в салоне, но и следить за ситуацией снаружи.
— Мы ожидаем, что в конце этого года эти трамваи уже появятся в Минске. Пройдет процесс обкатки, приемки, и в начале 2025-го пассажиры почувствуют всю прелесть от новинок, — заверил гендиректор холдинга.
В текущем году БКМ Holding предусматривает выпустить 10 электробусов и 20 трамваев для Минска. Вся техника спроектирована с учетом современных стандартов комфорта и безопасности.В транспортных средствах установлены системы климат-контроля, автоматического пожаротушения, USB-разъемы для зарядки мобильных устройств, Wi-Fi и GPS. А для маломобильных пассажиров и лиц приоритетных категорий предусмотрены увеличенные площадки и специальные места для сидения.
— Наше предприятие традиционно обеспечивает Минск всеми видами электрического пассажирского транспорта, — обратил внимание руководитель холдинга. — В этом году мы поучаствовали в обновлении парка трамваев и электробусов. В 2025-м также поставим городу эту технику. Если будет нужда в троллейбусах, то готовы также принять участие в этом.
Сейчас BKM Holding дорабатывает очередную новинку — низкопольный трехсекционный трамвай. Причем локализация будет практически на 100 процентов. Протестировать новинку можно будет уже в начале 2025 года. Также ведется работа над созданием отечественного водородного грузовика, выпуском электробусов междугородних форматов.
Вадим Федорович, слесарь механосборочных работ.
Успешный пилот
В 2024-м BKM Holding принял участие в пилотном проекте по переводу пассажирского транспорта в Шклове на электрический. Электробусы рассчитаны на 31 пассажирское место, еще 36 человек смогут проезжать в них стоя. Есть место для инвалидной и детской колясок. Также в салоне можно найти разъемы для зарядки гаджетов, «теплую» кнопку для требования остановки, установленную как внутри, так и снаружи. Кроме этого, салон оснащен камерами видеонаблюдения, с помощью которых водитель может следить, что происходит в салоне во время движения. Новые электробусы работают на трех городских маршрутах, а также курсируют по 19 пригородным. Удобство и комфорт для пассажиров, безопасность для экологии — жители Шкловского района смогли оценить все плюсы новых электробусов.— По тем отзывам, которые мы получаем, понимаем, что оправдались надежды по экономии. Достигнутые результаты оптимистичные. На очереди Новополоцк. Туда планируется поставить 26 электробусов особо большого класса. Как только будут подписаны необходимые документы, приступим к исполнению, — отметил Тарас Мурог. — Пассажиры уже оценили качество и индивидуальный подход. В каждом проекте есть свои изюминки и нет одинаковых. Кто-то хочет особое расположение сидений, другие — расположение кабины, дополнительные системы. Мы всегда идем навстречу потребителю.
Главная цель в области качества — повышение надежности, конкурентоспособности и качества выпускаемой холдингом продукции.
Экспортный горизонт
25 октября в рамках Дней Минска в Санкт-Петербурге BKM Holding представил троллейбус 32100D «Ольгерд» в историческом парке «Россия — моя история». Для жителей северной столицы белорусская техника давно уже знакома, и они ее полюбили. А в целом в России холдинг принимает участие в госпрограммах путем организации сборочных производств. Например, реализуется проект по сборке электробусов и трамвайных вагонов для Нижнего Новгорода. Этот город первым получит новую модель Т856. Продолжатся поставки машинокомплектов трамвайных вагонов Т811 в Краснодар. Проект по модернизации трамвайных вагонов поможет обновить подвижной состав в Новосибирске. С 2024-го обновление парка будет осуществляться на базе новой модели Т701. Согласовываются планы поставок в Самару. Прорабатываются контракты на поставку кузовов в Уфу.— В целом в этом году предполагаем, что экспорт составит более 80 процентов, — заверяет гендиректор холдинга. — Наш основной рынок сбыта — это Россия. Нижний Новгород, Новороссийск, Краснодар, Сочи и Санкт-Петербург. Наша техника ездит по всей России — от Мурманска до Сочи и от Смоленска до Новосибирска.
Ставка на свое
В последнее время производители все более активно занялись вопросами импортозамещения и наращивания технологического суверенитета. BKM Holding ранее закупал определенные узлы и агрегаты для производства пассажирской техники. Сейчас же упор делают на свои силы. Например, в 2023-м предприятие инвестировало в мероприятия для производства трамвайных тележек для низкопольных трамвайных вагонов более 500 тысяч рублей.— Сейчас основное направление холдинга — производство трамваев, — рассказал заместитель генерального директора — главный инженер Александр Гутырчик. — На сегодняшний день самое узкое место у этой техники — это тележка. Раньше мы ее покупали по импорту. Сейчас своими силами освоили собственное производство с нуля и выпускаем их серийно. И в сравнении с импортной белорусская на 70 процентов дешевле. При этом качество сопоставимое. В этом году под эту программу оснастились за счет собственных средств. Мы приобрели новый пресс для формирования колесной пары, также пресс для запрессовки буксовых подшипников. Все оборудование белорусского и российского производства. Кроме того, установили дополнительную кран-балку для участка сборки трамвайных тележек с целью распределения потоков комплектующих, необходимых для сварки изделий трамвайных тележек и окончательной узловой сборки тележек на стендах в агрегатно-механическом цехе. И еще под эту программу мы купили некоторое количество металлообрабатывающего оборудования. В частности, кромкорез. Он нужен для высвобождения мощностей фрезерного участка, а также увеличения пропускной способности изготовления комплектующих тележки моторной — балки продольной, балки моторной и балки шкворневой. Также приобрели установку плазменной резки, которая вырезает толстый листовой металл тележки. В январе еще приедет листогибочный пресс для толстого металла.
Двигатель на тележках также отечественного производства. По цене и качеству они ничем не уступают импортным аналогам.
— Вместе с Минским электротехническим заводом имени Козлова мы освоили рельсовый тормоз для трамвайных тележек, — сообщил руководитель холдинга Тарас Мурог. — Он полностью белорусский. И с конца 2024-го на серийную установку будем их ставить. А вообще, импортозамещение у нас — процесс постоянный. По компонентной базе стараемся не зацикливаться на одном поставщике. К сожалению, пока есть и безальтернативные варианты, но поиск идет постоянно. Поэтому на сегодня уровень локализации по электробусам и троллейбусам достиг 80 процентов, по трамваям — около 83.
В рамках технической модернизации технологического оборудования в 2024—2025 годах на производственных площадях предприятия планируется разместить оборудование для возможности производства и испытания изделий собственного производства, а также увеличения пропускной способности изготовления деталей трамвайной тележки. Сюда входят прессы, станки, кран-балки и даже роботизированный технологический комплекс. Производственные подразделения предприятия оснащаются необходимыми инструментами и специальной технологической оснасткой для сборки и контроля, оснасткой для сварки, комплектами специального диагностического оборудования для контроля качества изготавливаемой продукции.
— Вообще, планы у нас амбициозные, — поделился Тарас Мурог. — Но в первую очередь надо решить вопрос с землей. Введенная в 2023-м покрасочная камера рассчитана уже на больший объем производства, а что касается иных технологических переделов, то сейчас идет согласование территорий, прилегающих к холдингу, с городом. Мингорисполком обещает до конца года решить этот вопрос. Предынвестиционный проект готов. Мы освобождаем площади под сборку. Параллельно идет проектирование производственных корпусов, которые будут на этой территории, — это быстрые, легко возводимые конструкции, поэтому в максимально сжатые сроки мы нарастим свои производственные мощности. Это будет современный корпус, роботизированная линия по сварке кузовов.
Качественный подход
Что касается качества, то работа над его совершенствованием на BKM Holding непрерывная. Тем не менее в текущем году тут сделали акцент на устранении даже незначительных огрехов в электронике, чтобы конечный потребитель получал идеальный во всех смыслах транспорт. Провели также доработку стендового оборудования, купили новую климатическую камеру, которых теперь две, где проверяют электронные блоки транспорта при температуре от минус 40 до плюс 60 градусов.— Главной целью в области качества является повышение надежности, конкурентоспособности и качества выпускаемой холдингом продукции с целью постоянного повышения степени удовлетворенности заинтересованных сторон и обеспечения устойчивой прибыли, — подчеркнул заместитель генерального директора по инновационному развитию Олег Быцко. — У нас внедрена и поддерживается в актуальном состоянии система менеджмента качества с применением процессного подхода, которая является составной частью в деятельности организации по проектированию, производству и гарантийному обслуживанию выпускаемой техники.
Ежегодно предприятие успешно подтверждает соответствие требованиям международных стандартов. Действует сертификат соответствия применительно к разработке, производству, гарантийному и сервисному обслуживанию наземного электрического транспорта, электронных компонентов и зарядной инфраструктуры.
— Качество производимой продукции начинается с приема на работу ответственных и замотивированных на достижение производственных целей сотрудников. На высоком уровне поддерживается благоприятная атмосфера внутри коллектива, — акцентировал Олег Быцко. — Внедрение современных технологий производства, форм контроля качества и грамотной организации труда повышает научно-технический уровень производства и рентабельность предприятия, а также неоспоримо улучшает качество продукции.
Каждый день работники холдинга трудятся в цехах над созданием востребованной и качественной техники. Цеха оснащены современным производственным и контрольно-измерительным оборудованием. Несмотря на хорошее оснащение, руководство продолжает стремиться к дальнейшей модернизации и техническому переоснащению производств с внедрением современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, оборудования и материалов.
— Ведется активная работа с поставщиками, направленная на улучшение качества поставляемых комплектующих изделий и материалов, — обратил внимание замгендиректора. — На предприятии в центральной заводской лаборатории проводятся физико-химические испытания, осуществляется лабораторный контроль материалов, полуфабрикатов и готовой продукции. Изготовленная в организации продукция подвергается испытаниям и исследованиям на соответствие требованиям ТНПА в аккредитованной электротехнической лаборатории. Особую роль в процессе создания качественной продукции занимает отдел технического контроля, сотрудники которого проверяют качество изделия на каждом этапе, начиная от входного контроля комплектующих изделий и материалов и заканчивая приемкой готовой к эксплуатации техники. Продукция нашего предприятия отвечает всем основным требованиям, предъявляемым к современному городскому электротранспорту: безопасность, экологичность, экономичность эксплуатации и долгий срок службы, а индивидуальный подход к каждому клиенту позволяет успешно развивать торгово-экономические связи со странами ближнего и дальнего зарубежья.
sichevich@sb.by