Технологию спирального плетения возрождает сообщество мастеров из Витебской области

Движение по спирали

Изготовление плетеных изделий из природных материалов, будь то бамбук, тростник, кора деревьев или что-то другое, известно еще с эпохи неолита. На нашей территории оно тоже было распространено достаточно широко. Основой для белорусских «плетенок» служили лоза и солома, а в некоторых местностях умудрялись приспосабливать для этого еще и траву.


По мере налаживания сельского быта традиционные народные ремесла — ткачество, гончарство, бондарство и другие — из необходимых навыков медленно, но верно перемещались в разряд увлечений. Не стало исключением и плетение. Есть ли смысл мастерить емкость для продуктов, затрачивая время и силы (даже на небольшой короб уходит не меньше недели), если можно купить пластиковый контейнер, который еще и мыть удобно? Ответ очевиден.

Тем не менее сохранение народных промыслов имеет огромное культурное значение. Сегодня благодаря усилиям наследников народных мастеров, фольклористов и местных властей в каждом районе Беларуси на базе этнографических музеев, домов народного творчества работают объединения энтузиастов, занимающихся возрождением забытых традиций. И одна из них — спиральное плетение.

Выплетая красоту

Вещи, сделанные в технике спирального плетения, можно увидеть в художественных фильмах или на сельских подворьях, где сохранился старый инвентарь. Их ни с чем не спутаешь, поскольку они имеют весьма характерный внешний вид. Если вам на глаза попались высокий кувшин с крышкой, миска, короб, шляпа в стиле Нестерки или сумка, как будто связанные крупными спицами из соломы, то перед вами настоящие раритеты.


Распознать их можно и по цвету. Новые плетеные вещи сияют всеми оттенками соломенного золота, а старые темнеют, становясь серо-коричневыми.

Технология спирального плетения состоит в том, что солому сначала слегка увлажняют водой и разминают — для эластичности, а затем пропускают через полую деревянную трубку, формируя жгут. Далее жгуты, начиная с донышка будущего изделия, выкладываются по спирали и скрепляются «ниткой» из расщепленной лозы или растительных волокон — льна, крапивы и т.д. В некоторых местностях использовали более экзотические составляющие, такие как тонкие корни ели или сосны. Современные мастера предпочитают натуральный (льняной или джутовый) четырехниточный шпагат.

По сути, технология напоминает не плетение, а сшивание. Тем более что для работы мастер использует иглу, сделанную из тонкой дубовой веточки. Прошивка настолько плотная, что емкости становятся идеальными для сыпучих продуктов — соли, муки, зерна. Когда-то в туго сплетенных ведрах носили даже воду. А еще по технологии спирального плетения делали отличные ульи для пчел.

В наши дни традицию возрождает сообщество мастеров Браславского, Верхнедвинского, Городокского районов и Витебска. В целях популяризации технологии в культурно-историческом комплексе «Золотое кольцо города Витебска «Двина», Городокском Доме ремесел и фольклора, Браславском музее традиционной культуры действуют кружки по спиральному плетению для детей и взрослых.
В январе 2020 года в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси была включена технология спирального плетения, характерная для Городокского, Браславского и Верхнедвинского районов Витебской области. Вплоть до начала XX века народные мастера изготавливали таким образом многие предметы домашнего обихода — от емкостей для хранения продуктов до мебели.
bebenina@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter