![](https://storage01.sb.by/iblock/ba6/ba6fbf7cc63a77ba7726c32ae83cad84/63e416c212e8cb6242b894f705827bec.jpg)
Для начала вместе со специалистом обследуем на площадке отремонтированные к севу плуги: все они исправны, подкрашены, все белорусского производства. Культиваторы и дисковые бороны также готовы к выходу в поле. В хозяйстве есть две импортные сеялки и отечественная — «Берестье». О нюансах с приведением в порядок последней инженер-механик рассказывает более подробно:
— Сложности возникли с подшипниками иностранного производства, для одной сеялки нужно 48. Раньше мы использовали одни, а сейчас приспособились комбинировать детали с других агрегатов, — отмечает Эдуард Федорович. — У импортных другая маркировка по номерам в каталоге, это усложняет работу, но мы справляемся.
Энергонасыщенные тракторы в основном ремонтируют на месте. Для техники зарубежного производства стало сложнее купить основные узлы. Но и это не смутило борисовчан: заменяют более мелкие детали, комбинируют доступные с разных машин.
![](https://storage01.sb.by/iblock/972/972646885f7f5930b6832aa966248028/80934640541e797f234ae6bc697f8a9c.jpg)
— У нас фактически действует правило для механизаторов: отремонтировал, к примеру, комбинированный широкозахватный культиватор, поставил на линейку готовности — можешь с чистой совестью идти в отпуск, — комментирует инженер-механик. — Когда было время, мы даже начали ремонт кормоуборочных комбайнов. Уже отремонтировано три из пяти, один из которых импортный.
Заведующий мастерскими Геннадий Милютин показывает комнату отдыха с микроволновой печью и чайником, раздевалки с теплыми полами, современные удобства… Модернизацию мастерских проводили в последние годы. Кроме того, заменили систему отопления. Когда столбик термометра опускался до 20 градусов мороза, в помещении было не ниже нуля, рассказывает механизатор Руслан Галушко. Он ремонтировал свой МТЗ-1221.
![](https://storage01.sb.by/iblock/7c5/7c5c4134bcb4818ed37aaf9653184fd9/b4acc85118c7d49480b342e4c12d2e0a.jpg)
— Иногда, например, с заграничным трактором провозишься и месяц, — поясняет он. — В МТЗ я за день сделал сцепление.
Помимо подготовки техники к посевной, на машинном дворе делают и текущий ремонт. Так, при нас сварщики занимались устройством для навозоудаления.
— Мелкие шины переобуваем сами, большие отвозим в Борисов на грузовой шиномонтаж, — пояснил Геннадий Милютин. — Сегодня энергонасыщенная техника позволяет выполнять работу быстро и качественно, условия труда улучшились на порядок. Десять лет назад могли работать без выходных. Сегодня все иначе, суббота и воскресенье соблюдаются. При этом не отстаем от графика.
![](https://storage01.sb.by/iblock/25f/25f7877e99d29cbd74fff18a330bcd5d/af14b71487975cec5792287944798f26.jpg)
В эти дни в хозяйстве получают два трактора МТЗ-82 и два МТЗ-1221, в конце 2023 года купили тракторный полуприцеп ПТС-12У. Всего же в прошлом году приобрели свыше 25 единиц техники, в том числе три таких полуприцепа, навесной культиватор, полунавесной оборотный плуг, три трактора, а также произведенные на «Гомсельмаше» зерноуборочный комбайн GS12A1 и кормоуборочный FS80.
Заведующий сектором по государственному надзору за техобслуживанием машин и оборудования управления по сельскому хозяйству и продовольствию Борисовского райисполкома Сергей Богдан отмечает, что около 90 процентов имеющейся в районе техники — отечественного производства, к весенней посевной подготовлено уже свыше 30 процентов.
![](https://storage01.sb.by/iblock/013/01370381b2313e610ac409d7e1de1ce4/d621fc6c6ad0d2b8d6e925d984aa09bf.jpg)
— Чувствуется, что наша техника движется в ногу с общемировыми тенденциями, —отмечает он. — В сельхозорганизациях района 346 тракторов различных марок, в том числе 67 энергонасыщенных, в основном они белорусского производства. Две единицы мы передали для капитального ремонта в ОАО «Минский Агросервис». Из-за отсутствия импортных комплектующих для ремонта двигателей на Борисовском авторемонтном заводе перешли на переоборудование, установку и обкатку вместо них двигателей семейства ЯМЗ-238. Вначале были некоторые шероховатости, но главное: энергонасыщенные трактора работают и приносят пользу. Механизаторам объясняем тонкости эксплуатации переоборудованных машин. Все энерготрактора обслуживаем всесезонно: заправляем кондиционеры, готовим спарку колес. Также занимаемся резервом механизаторов для работы на энерготракторах.
![](https://storage01.sb.by/iblock/ed4/ed474a75a7cf7cc9fb565e733d907227/84f27d856badd34294983484eacb4507.jpg)
В строю и 22 единицы комбинированных почвообрабатывающих посевных агрегатов отечественного производства. Дефектовать и загонять в мастерские сложную, тяжелую технику для весенне-полевых работ нужно уже с осени. Сейчас делаем упор на восстановление и реставрацию запчастей — это экономит средства и время. Выходя в поле, нужно быть готовыми к любым погодным условиям, уверенными в технике на весь сезон.
![](https://storage01.sb.by/iblock/655/65588cc8502b4b0a6ee9b4fc0cd4139c/68406a02b9a1dc7932304af9964126b7.jpg)
![](https://storage01.sb.by/iblock/7f4/7f4bb429a5ec52cc5bd8d73015a1af37/ea98df9a2e405ce95ff9b946309e92da.jpg)
![](https://storage01.sb.by/iblock/ed4/ed474a75a7cf7cc9fb565e733d907227/84f27d856badd34294983484eacb4507.jpg)
![](https://storage01.sb.by/iblock/004/0047245bf07d959054432271c0fb2d00/e3e114ad2f5c702bd2a87bc3550e4dbf.jpg)
yasko@sb.by