Во-первых, этому поспособствовала широкая сеть удобных городских велодорожек. Во-вторых, свою роль сыграла либерализация законодательства (напомним: пока что можно не спешиваться на переходах, если двигаться не быстрее идущего пешехода). Первоначальная задача — разгрузить дороги — выполнена. Теперь пришло время обобщить полученный опыт и с учетом возросшего числа СПМ выработать безопасные для всех участников дорожного движения правила пользования двух- и моноколесным электротранспортом. Корреспондент «Р» узнавал подробности.
Сезон открыт
Средства персональной мобильности становятся все более популярными у белорусов. Только по информации одной из самых крупных в Минске организаций, оказывающих шеринговые услуги, количество поездок за 2023 год увеличилось более чем в два раза по сравнению с 2022-м. Если раньше горожане брали самокаты для развлечения, то сегодня — уже для регулярных поездок. Любопытный факт. За прошлый год в Минске на арендованном двухколесном транспорте жители и гости столицы проехали 4,5 млн км.Но есть у медали и другая сторона: пренебрегая ПДД (а они гласят, что пересекать проезжую часть на велосипеде или СПМ можно только со скоростью идущего пешехода, т.е. около 5 км/ч), пользователи модного электротранспорта провоцируют ДТП.
Так, в конце апреля соцсети облетело видео с проспекта Независимости в Минске. Молодой человек на электросамокате в час пик пересек всю проезжую часть, чтобы попасть на другую сторону. Бравада или глупость — известно лишь ему одному. Но кикшеринговая компания, которой принадлежал самокат, навсегда заблокировала пользователя, случаем занимается ГАИ. Благо, что обошлось без пострадавших. Хотя встретить такое «чудо» на дороге — не самое приятное и безопасное для водителя.
А вот еще один недавний пример. В Минске легковушка «встретила» двух подростков, ехавших через дорогу на одном электросамокате. В результате ДТП они с телесными повреждениями доставлены в медучреждение для обследования.
Двое на одного
Милициейские сводки подтверждают: электросамокаты — это не только модно и практично. Девайсы — источник повышенной опасности. Они развивают высокую скорость. И управлять ими при ограниченной маневренности непросто. Особенно это актуально для пользователей кикшеринга.Мировой опыт показал, что один из действенных способов поубавить пыл ездоков — это запрограммировать в самих средствах персональной мобильности допустимый максимум скорости. Ведь интенсивность пешеходного потока не везде позволяет безопасно эксплуатировать их с учетом присущих им характеристик (некоторые могут разгоняться до… 100 км/ч!). В Беларуси ГАИ с шеринговыми компаниями также пришли к консенсусу в данном вопросе, благодаря чему сегодня для коммерческого двухколесного транспорта введены ограничения скоростного режима. Пилотный проект стартовал в прошлом году и будет продолжен в нынешнем.
В отдельных микрорайонах столицы разрешена скорость до 15 км/ч и до 20 км/ч, в оставшейся части города она по действующим ПДД не должна превышать 25 км/ч.
Определены также зоны запрета движения и парковки, которые после установки там соответствующих запрещающих дорожных знаков также распространяются на личные самокаты, моноколеса и иные СПМ.
Еще одна вольность, которую допускают самокатчики без оглядки на ПДД, — это поездки «дуэтом». В городе можно встретить парочки, которые ездят на одном самокате. Однако романтическая поездка не только небезопасна, но и незаконна. Когда на двухколесное средство становятся два и более человек, то происходит перевес и, соответственно, снижается управляемость. Возрастает вероятность не удержаться на поворотах, да и травмы при падении вдвоем или втроем более серьезны. Закон инерции никто не отменял. К тому же ПДД гласят, что пешеходу запрещается перевозить других лиц вне специально оборудованного места для сидения, предусмотренного конструкцией средства персональной мобильности. Поэтому можно использовать СПМ только в одиночку.
Езда без опасности
Практика показывает, что наиболее действенный способ минимизировать число ДТП с участием велосипедистов, пешеходов, лиц, использующих средства персональной мобильности, в том числе с участием несовершеннолетних, — профилактика. Столичная Госавтоинспекция с 16 по 19 мая провела ряд таких мероприятий. Сотрудники ГАИ совместно с иными службами милиции общественной безопасности, а также представителями добровольной дружины и активистами БРСМ организовали дежурство у пешеходных переходов и аварийно опасных участков дорог. Кроме того, особое внимание было уделено соблюдению правил проезда пешеходных переходов автомобилистами.В один из таких рейдов сотрудники автоинспекции согласились взять и нас. Место встречи знакомо всем автомобилистам — проспект Дзержинского, 3. Там располагается управление ГАИ ГУВД Мингорисполкома. После краткого инструктажа следуем за машиной инспекторов в центр города, где наиболее интенсивное движение велосипедистов и самокатчиков. Не доезжая до театра музкомедии, сотрудники зажигают на машине синий и красный проблесковые маячки.
— Молодые люди, остановитесь, — доносится по громкоговорителю.
В этот момент по тротуару проезжала молодая пара на шеринговом самокате.
— Почему вдвоем передвигаетесь на самокате? — задает вопрос инспектор ГАИ.
— А что, разве нельзя? — с удивлением спрашивает молодой человек.
После краткого экскурса в Правила дорожного движения его пригласили для составления административного протокола. Поскольку к административной ответственности он не привлекался и до этого не нарушал ПДД, на первый раз ограничились предупреждением.
— Неужели вы не знали, что вдвоем передвигаться на СПМ запрещено и небезопасно? — спросили у спутницы нарушителя. — Ведь во всех СМИ про это неоднократно говорили, да и ГАИ регулярно проводит профилактические мероприятия.
— Это наша первая поездка вдвоем на самокате, — призналась Анастасия. — Буквально несколько недель назад с молодым человеком скачали приложение и решили начать кататься. До работы от дома летом на самокате ехать одно удовольствие. Спасибо инспекторам, что разъяснили нам правила. Честно, не знали и не читали, что так делать нельзя. То, что нас остановили, — это судьба. Теперь я понимаю, какие могли бы быть последствия, если бы пришлось резко затормозить или если бы упали с самоката.
Подскажут и расскажут
Рейд продолжается в центральной части города. Район возле цирка и парка Горького — излюбленное место для покатушек.— Сейчас наша основная задача — профилактическая работа, — говорит инспектор ГАИ.
И буквально через минуту навстречу по велодорожке бодро едет велосипедист. Инспекторы его останавливают.
— Я что-то нарушил? — уточняет мужчина.
— Нет. А вот чтобы такого не случалось и впредь, займем буквально несколько минут, — сказал инспектор. После разъяснительной беседы о максимально допустимой в городе скорости велосипедисту вручили информационный буклет — для лучшего усвоения информации.
В течение часа инспекторы провели беседы с группой юных велосипедистов, которые прекрасно знали Правила дорожного движения и подчеркнули, что их неукоснительно соблюдают. Также о базовых принципах безопасности напомнили курьеру службы доставки, который передвигался на электровелосипеде, и владельцу моноколеса. Последний, к слову, активно включился и задавал много уточняющих вопросов.
— Рад, что инспекторы доброжелательно объясняют, как не попасть в ДТП, — поделился горожанин. — Особенно приятно, что к мнениям всех участников дорожного движения прислушиваются. Вспомнить хотя бы эксперимент с выделенной полосой для велосипедистов и владельцев СПМ возле Комаровского рынка. Инфраструктура развивается. И это не может не радовать.
Увы, не все любители средств персональной мобильности ценят созданные для них условия. Как нам сообщили в столичной ГАИ, за время проведения профилактических мероприятий по предупреждению ДТП с уязвимыми участниками дорожного движения с 16 по 19 мая в Минске к административной ответственности привлечено 100 пользователей СПМ, нарушивших ПДД. По вине как раз таких «летчиков» и «парочек» (а порой — «трио» и даже «квартетов») законодательство может (и, как нам кажется, должно) быть вновь пересмотрено.
По букве закона
В октябре 2022 года вступил в силу Указ № 145 «О совершенствовании организации дорожного движения». Согласно ему велосипедистам пересекать проезжую часть можно лишь по велопереезду или велодорожке, а если их нет — по пешеходному переходу, на перекрестке по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий. При этом владельцам двухколесного транспорта разрешили не спешиваться.Важный нюанс! При подъезде к переходу велосипедист должен заранее снизить скорость до скорости пешехода и убедиться, что выезд безопасен.
Либерализация законодательства вызвала массу обсуждений в кругах автомобилистов. Да, безусловно, внимательность водителя авто — ключевой элемент и он обязан уступить дорогу. Но вот что делать, когда машина едет, а под колеса в прямом смысле несется велосипедист? Вопрос риторический. Хорошо, если есть навыки контраварийной подготовки и опыта достаточно. Тогда экстренное торможение может предотвратить столкновение. Но так происходит не всегда. Уже в этом году в Минске случился ряд ДТП с участием несовершеннолетних велосипедистов.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В Минске определят зоны запрета движения и ограничения скорости для средств персональной мобильности. К такой договоренности пришли по итогам рабочей встречи в Мингорисполкоме с операторами СПМ. По информации ГАИ, за четыре месяца текущего года увеличилось количество ДТП с участием лиц, передвигающихся на СПМ, участились случаи использования арендных электросамокатов несовершеннолетними, а также их использования несколькими лицами. Также поднят вопрос внедрения практики блокировки пользователей, нарушающих правила пользования СПМ.
Читайте чаще ПДД
Велосипедистов и людей, пользующихся средствами персональной мобильности, стало больше: как минимизировать риски
Как Госавтоинспекция видит ситуацию со средствами персональной мобильности и как минимизировать риски возникновения ДТП с их участием, спросили у начальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома Сергея Бабича.
— Сергей Васильевич, c 2022 года велосипедистам разрешили не спешиваться при переезде пешеходных переходов. Проанализировав статистику, насколько эффективной была данная мера и какая сейчас обстановка с этой категорией участников дорожного движения?
— Сегодня увеличилось количество велосипедистов и людей, пользующихся средствами персональной мобильности. Им было предоставлено право не спешиваться на пешеходных переходах. При этом появилось и обязательство, что при пересечении проезжей части в первую очередь необходимо убедиться в безопасности выхода либо выезда на проезжую часть и при этом двигаться со скоростью, не превышающей идущего шагом пешехода. Это направлено на обеспечение их безопасности, а также дает возможность водителям авто вовремя среагировать и сориентироваться в случае изменения дорожной обстановки и принять меры к остановке и пропуску того же велосипедиста, который пользуется преимуществом.
— Что бы вы посоветовали велосипедистам и водителям авто?
— Все прописано в ПДД. Основное требование — неукоснительно им следовать. Велосипедистам следует дополнительно изучить правила переезда «зебры». Норма, позволяющая не спешиваться, введена для их комфорта, при этом ни в коем случае не стоит пренебрегать требованием двигаться со скоростью идущего шагом пешехода (то есть около 5 километров в час). Ведь чем ниже скорость у велосипедиста, тем больше времени у автомобилиста принять меры для избежания ДТП. И не забывайте про визуальный контакт. Что касается водителей, то им посоветую внимательнее читать о дорожной обстановке. На протяжении последних лет увеличилось количество ДТП, особенно в контексте поворота направо, когда транспортное средство пересекает пешеходный переход.
— Насколько актуальна проблема с самокатами и какие инициативы ГАИ есть в отношении данной категории участников дорожного движения?
— С наступлением теплой погоды значительно активизировалась категория пешеходов, использующих такие СПМ, как электросамокат и моноколесо. В этом направлении ГАИ ведет активную работу. Особое внимание уделяется тем, кто вдвоем и втроем передвигается на средстве, конструктивно не предназначенном для этого. При выявлении нарушений нами составляются административные протоколы, информация также передается в шеринговые компании, которые принимают свои меры (например, временно или навсегда ограничивают нарушителю доступ к аренде). Плюс мы достигли с этими компаниями договоренности о принятии дополнительных мер, позволяющих обеспечить безопасность дорожного движения. Речь о снижении на программном уровне скорости движения электросамокатов в центральной части города и местах массового пребывания граждан. Также началась установка датчиков, позволяющих считывать информацию о количестве граждан, находящихся на СПМ.
— Назовите топ-3 нарушений со стороны лиц, управляющих СПМ.
— Перемещение с пассажиром, превышение скоростного режима при пересечении проезжей части и проезд на запрещающий сигнал светофора. Если говорить о велосипедистах, то они допускают проезд на запрещающий сигнал светофора и несоблюдение скоростного режима при пересечении проезжей части.
ФАКТ
Лицам младше 14 лет запрещается управлять велосипедом на дороге без сопровождения совершеннолетнего лица (кроме пешеходных и жилых зон, тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек). Лицам до 14 лет запрещено передвигаться на средствах персональной мобильности, за исключением пешеходных и жилых зон. Именно родители несут ответственность за безопасность детей на дорогах. Если несовершеннолетний совершил правонарушение, не достигнув возраста привлечения к ответственности, то привлекаются законные представители.
sichevich@sb.by