Будучи второклашкой, я увидела по телевизору интервью с балериной. Тоненькая, грациозная, с огромными букетами цветов в руках… В голове словно что-то щелкнуло: «Мама, хочу так же». И на следующий день меня отвели в танцевальную студию в ближайшем Доме культуры. Белая форма, красивые прически, плавные движения – впрочем, в выборе разочаровалась быстро: делать упражнения со сложными французскими названиями под аккомпанемент фортепиано и крики преподавательницы надоело. В голове появилось непонимание: кто вообще занимается этим добровольно?
![](/upload/iblock/35d/35d53f791e57b3cba34ff5b2e956c792.jpg)
С Александрой встречаемся на малой сцене театра – здесь как раз есть знакомые по танцевальному детству станки. Перед началом занятия знакомимся – оказалось, свой путь в балет она начала в Мозыре:
![](/upload/iblock/21e/21e12c321f35e5d5a0a86bf0ae5fcde0.jpg)
– В шесть лет меня отдали на бальные танцы. Затем была музыкальная школа, где преподаватели заметили склонности к танцам и посоветовали поступить в Белорусский государственный хореографический колледж. Мне было десять, я была очень домашним ребенком – не знаю, как родители в таком возрасте отпустили одну в столицу. Да и сама не понимала, что еду в большой город учиться.
Маленькая Саша училась всему: уборке, стирке, первое время звонила маме из таксофона и спрашивала, как решить бытовую проблему. Рядом постоянно были воспитатели, которые не давали скучать: в общежитии при колледже устраивались концерты и праздники. Да и родители часто приезжали – правда, после их отъезда будущая балерина нередко плакала в подушку. А когда воспитанников колледжа повели на «Эсмеральду» в Большой театр, Александра поняла, что хочет танцевать на этой же сцене.
![](/upload/iblock/2f5/2f50692632682fdb7439fef4687da26d.jpg)
– Стараемся чувствовать внутреннюю мышцу бедра – для этого надо втянуть ягодицы, – советует балерина. – А теперь в таком положении приседаем.
![](/upload/iblock/249/2493f828c248681040cf9de96f747072.jpg)
Даже несмотря на опору в виде станка, это дается невероятно тяжело, кажется, будто все мышцы напряжены. Затем пробую повторить за Александрой пятую позицию ног и терплю неудачу: выпрямленные колени начинают болеть и, кажется, готовы вывернуться в обратную сторону.
– Когда этому обучают маленьких детей, каждое движение разбирается и учится медленно и тщательно, – поясняет Александра. – Первые годы, когда детям десять-одиннадцать лет, невероятно сложны как для педагога, так и для ученика – мальчикам особенно скучно. Не зря в хореографическом колледже занятия идут с восьми утра до пяти-шести часов вечера: обычные уроки русского языка и математики чередуются со специальными предметами. Да и сейчас мы, бывает, пропадаем в залах целыми днями на уроках и репетициях.
![](/upload/iblock/779/779a4bcafdd239388c4ce886ee0bde2b.jpg)
– Как впечатления? – спрашивает мой «тренер». Констатирую:
– Раньше думала, что это не так сложно.
![](/upload/iblock/565/5651f886c64ff87aea078ea832d93ba4.jpg)
– Девять лет учебы и девятый сезон работы в театре – вот и весь секрет, – улыбается балерина. – На сцену в первый раз вышла еще в колледже – участвовала в спектакле «Спящая красавица». А на работу пришла после государственного экзамена – в труппу взял художественный руководитель балета Юрий Троян. Сначала танцевала в кордебалете, затем стали давать небольшие сольные партии, например, подругу Китри, затем Китри и Мерседес в «Дон Кихоте». Позже появились ведущие партии: Зарема в «Бахчисарайском фонтане», Маша в «Щелкунчик, или Еще одна рождественская история», Дульцинея в «Дон Кихоте», Ядвига в балете «Витовт». Бывает, одновременно репетирую четыре-пять спектаклей.
![](/upload/iblock/501/5013799a6f50fd496a4aadd564d6cc3c.jpg)
– Сделаем пор-де-бра вниз – ногу можно даже обнять, – поддерживает меня Александра. – Давайте, я в вас верю.
Наступает время переходить к более сложным упражнениям – для этого выходим в центр зала. От своего «тренера» узнаю, что в балете пользуются правилом, согласно которому в зале есть восемь точек. Чтобы было легче ориентироваться, на полу можно представить квадрат, на котором отмечены эти точки. Также в балете есть две позы ног: закрытая и открытая. При закрытой позе – «круазе» – рабочей ногой будет та, которая находится со стороны зрителя, при открытой, или «эфасе», все наоборот.
![](/upload/iblock/c83/c833350f774208e74dbe0c3da28a2e45.jpg)
Мой «тренер» предлагает попробовать балетные прыжки – оказывается, выполнять их гораздо сложнее, чем обычные. Чтобы подпрыгнуть высоко, нужно постоянно держать ноги в напряжении, в полете думать о вытянутых носках, ровной спине и втянутом животе, а также о том, как приземлиться в первую или вторую позицию и при этом не упасть.
![](/upload/iblock/94a/94ae06ec28f82d937850a80c8cd3ba5f.jpg)
Перед тем как научиться делать поворот, сначала отрабатываю у станка подъем на полупальцах – спустя несколько минут чувствую каждую мышцу ног. Поворот получается не сразу: концентрироваться на одной точке, думать про позиции ног и рук одновременно еще сложнее, чем решать задачи по высшей математике. Балерина тут же указывает на ошибку: нужно вытянуть одну ногу вперед, затем перескочить на нее и подтянуть вторую. Получается!
![](/upload/iblock/6d8/6d8dbaeb067283eccc6e06a3363a0b13.jpg)
– Фуэте балерина делает в коде 32 – это значит, что ей предстоит сделать тридцать два элемента. Таким образом завершается па-де-де, которое встречается практически в каждом современном балете, – рассказывает Александра. – Сначала делаем плие, затем выходим в пируэт, собираем руки в первую позицию, вытягиваем колено и делаем ногой движения назад – вперед – в сторону. Первую позицию рук не забываем держать на уровне живота.
![](/upload/iblock/c0d/c0d11bd13b0a9ae4ef7c78a9ea02e817.jpg)
Уместить в голове столько элементов – задача трудная, и я понимаю, почему обучение в хореографическом колледже такое долгое. К слову, после репетиций, спектаклей и уроков самое частое чувство у артиста балета – боль, которая не отпускает даже во сне. Александра признается: в ее карьере бывали подвернутые ноги, а однажды схватила боль в крестцовом отделе, да такая, что она не могла повернуться. И ноги в кровавых мозолях, конечно, не редкость, особенно когда на них приходится стоять по четыре часа. Тем не менее даже в отпуске (к слову, он у артистов длится 57 дней) не расслабляется и занимается пилатесом, чтобы не потерять форму:
– Вес поддерживаю не только нагрузками, но и питанием. Позволяю себе практически все, но в разумных пределах, как и любой человек, который заботится о здоровье. Раз в месяц можно съесть и фастфуд. Когда большая нагрузка, без белковой пищи, хлеба, макарон не прожить. Для меня лучшая диета – не есть на ночь и заменять сладкое фруктами.
![](/upload/iblock/fcb/fcb99dfca2329eef376e5db907cb4a72.jpg)
– Всего же в Мексике были три раза. В новогодний период гастролируем по Австрии и Германии. Еще выступали на сценах Китая, Италии, Франции. В Европе очень хорошо принимают белорусский балет – поклоны по десять минут, так как зрители не отпускают. А в Китае ценят «Лебединое озеро». Правда, посмотреть достопримечательности на гастролях не получается: в расписании только автобус, площадка и отель.
![](/upload/iblock/953/953b35a98bb68fac531ad3e01691bdb6.jpg)
Кстати, в коллективе взаимоотношения складываются теплые. По словам Александры, знаменитые рассказы про стекло в пуантах – точно не о столичном Большом театре:
– Стараемся дружить, так как проводим здесь множество времени. В труппе – не только лучшие друзья, но и целые семьи с детьми, которых мамы и папы с ранних лет берут на репетиции. А нередко присоединяются ребята – учащиеся хореографического колледжа.
Несмотря на плотный график, Александра находит время еще и на учебу в Белорусской государственной академии музыки – здесь она получает специальность педагога. Да и родных балерина видит каждую неделю, когда родители приезжают в Минск – по ее стопам пошел младший брат Святослав, которому сейчас 14 лет. А перед гастролями Александра всегда старается хоть на пару дней приехать на малую родину, чтобы набраться сил и энергии.