Среди достопримечательностей древнего Гродно, города храмов, есть особенная — это колокольный звон. Необычная музыка разносится от Свято-Покровского кафедрального собора и, словно соединяясь с небесами, проникает в душу. Кто же он, звонарь от Бога, управляющий старинными колоколами этого храма?
По крутой лестнице на колокольню меня ведет Юлия Минченко. На вид ей, хрупкой и изящной, не более тридцати.
— Колокольный звон не только очищает душу, но и омолаживает тело. Ученые доказали, что колокол, кроме доступных уху обертонов, издает еще ультразвуки, оказывающие благотворное влияние на организм. А я ведь уже более двадцати лет под колоколами. Так что смело добавляйте еще десяток к возрасту, — улыбается звонарь.
На восемнадцатиметровой высоте расположено ее “рабочее место”. В распоряжении десять колоколов. Самый старинный, возможно, корабельный, датируется 1885 годом, самый большой отлит в 1935 году.
— Это стопудовый благовестник, задающий ритм подзвонной группе, а самые маленькие колокола — зазвонные. С помощью всех десяти исполняется благозвучие: от радостного трезвона до печального перебора. Звонарь управляет колоколами с помощью специальных тросов, которые собраны в пучки. Язык благовестника привязан к педали, таким образом, у нас работают не только руки, но и ноги, — посвящает в тонкости мастер.
Нетрудно догадаться, что для “музыкального инструмента” общим весом почти три тонны требуется физическая сила. Как справляется с ним хрупкий звонарь?
Мастер раскрывает секрет:
— Прежде чем нашла свое призвание, я основательно занималась не только пением, музыкой, но и спортом, в том числе тяжелой атлетикой. Пришло время, когда в едином целом соединились все мои способности и навыки.
Впервые Юля поднялась на колокольню в юности, это было в полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре. Талантливая выпускница музыкальной школы, она пела в церковном хоре и хорошо разбиралась в тонкостях мелодий. Но тогда в колокольном звоне девушке открылось нечто особенное. Посвятил ее в это таинство талантливый звонарь-педагог Александр Малиновский.
Юлия вспоминает, что уже тогда определила свой путь:
— Помню, как мы с Александром Николаевичем стояли на монастырской колокольне и мечтали о белорусской школе звонарей, а когда в 2000 году он ее открыл, я была в числе первых учениц.
Она оттачивала свое мастерство в храмах России, в город над Неманом привела сама судьба: талантливую девушку сначала приняли в Гродненскую капеллу, затем она поступила на факультет искусств Гродненского государственного университета имени Янки Купалы и стала прихожанкой собора. А в 2009 году Юля осуществила свою мечту — начала вести при этом храме первые в Гродно курсы звонарей. Она была на тот момент единственной женщиной в епархии, профессионально владеющей древним искусством колокольного звона. Сейчас ежегодно на курсах новый набор. Сюда приходят люди целенаправленно, по благословению. Но не все становятся звонарями — процесс подготовки духовно и физически непростой. На удивление, он чаще всего поддается людям преклонного возраста. Юля в пример приводит бабушку Зинаиду — звонаря гродненского Свято-Рождество-Богородичного монастыря. Не в глубине ли веры сила?
— Так было испокон веков: у каждого звонаря свой стиль, по которому его узнавали во всей округе. У этой особенности глубокая духовная основа, ведь мы участвуем в богослужении. А научиться звонить и не звонить невозможно. Это равноценно тому, как остановить стук сердца, — говорит моя собеседница.
За восемь лет существования этой необычной гродненской школы многие храмы епархии увенчались колокольным звоном. Сама наставница звонарей показала глубину белорусской самобытности древнего церковного искусства на Международном фестивале колокольного звона в польском Супрасле. Среди 23 звонарей из Польши, Беларуси, России и Германии Юлия Минченко заняла второе место в категории “Мастер”.
...Только крайне веская причина может помешать человеку такой миссии подняться на колокольню. Звонарь от Бога Юлия будила город от духовного сна даже тогда, когда носила под сердцем своего сына. Сейчас шестилетний Илья со знанием дела поднимается вместе с мамой на колокольню. По всему видно, звонарь растет.
В тему
Всего в Беларуси осталось около 2 тысяч исторических колоколов. Самый старый, датируемый 1583 годом, сохранился в деревне Молодово Ивановского района Брестской области. В 1915 году колокола вывозили по указу Николая II, чтобы эти реликвии не достались врагу. Следующая волна уничтожения пришлась на 1930-е годы. Согласно секретным документам, в 1934 году в БССР было переплавлено 250 тонн колокольной бронзы, уничтожена почти тысяча колоколов. В Великую Отечественную войну эти святыни люди спасали от немцев, не остались неприкосновенными колокола и в мирное время. До наших дней сохранилось немало таких свидетельств. Так, в 1960-е годы разобрали храм в Русском Селе Сморгонского района. Как рассказывал местный звонарь Иван Ленкевич, все участники этого злодеяния скоро погибли... Испокон веков колокол считался святыней.
В свое время колокололитейные заводы работали в Петрикове, Могилеве, Витебске. На территории Беларуси были распространены особые формы колоколов — в виде соломенной шляпы. Средний вес сохранившихся — 250 килограммов.
В 19 храмах страны колокольный звон не прекращался ни в войну, ни в советское время. Именно там сохранились уникальные на всем постсоветском пространстве каноны колокольного звона. В каждом храме был свой набор колоколов, отсюда и неповторимые мотивы. В сельских церквах в колокольном звоне можно было услышать даже нотки народных песен и традиционных наигрышей.
(По материалам книги кандидата искусствоведения, лауреата Международного конкурса по колокольному звону Елены Шатько “Колокольный звон Белой Руси: тысячелетие традиций”)
infong@sb.by
Фото автора
Как хрупкая девушка-звонарь справляется с трехтонными колоколами?
Дозвониться до души
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.