Нужно ли возрождать у белорусских детей интерес к астрономии?

Дотянуться до звезды

Если планетарии не открывают, значит, они никому не нужны?
Кем ты хочешь стать в жизни? Космонавтом! Эта детская мечта большинства мальчишек 30, 40 лет назад сегодня воспринимается уже как анекдот. Астрономия и космонавтика — то, чем грезили многие советские ученики, — кажутся в XXI высокотехнологическом веке такими же далекими от реальности, как звезды. Чем дальше зонды пробираются в глубины галактики, тем меньше внимания этому уделяют наши школьники и студенты. Научный подход с лихвой заменяет поток телепередач и интернет-публикаций о конце света и базах пришельцев на Луне. Почему так мало в нашей жизни астрономии? Чтобы узнать, зачем вглядываться в небо, я отправился в гости к обладателю крупнейшей в СНГ “космической” коллекции Владимиру Ларионову.

белтА

Не буду начинать рассказ с описаний экспонатов и рукопожатий. Расскажу о проблеме местной — географически, но не местного масштаба. Долгие годы в полумиллионом Гомеле работал планетарий. Располагался он, как и большинство советских планетариев, в храме. В данном случае в здании Петропавловского собора. В 1990-е собор вернули верующим, так и должно быть, но вот верующих в научные теории оставили без своего “храма”.


В 1990-м Владимир Ларионов участвовал в уникальном проекте газеты “Правда”. Среди других добровольцев принимал участие в отборе для полета к звездам.
Фото из архива Владимира Ларионова
Владимир Ларионов — один из энтузиастов, который спасал гомельский планетарий. После выселения “храму космоса” в новом месте жительства отказали. Возродить “музей планет” не удалось. Астроном вспоминает, как в разных “ответственных” кабинетах ему в ответ только непонятливо пожимали плечами: мол, “кому нужно ваше небо”?

Владимир Семенович нынче часто устраивает со своими учениками “экскурсии” по небесной сфере. Хорошая погода, парк, телескоп. И его небольшой домик — своего рода “мини-музей” космоса. Коллекция гомельчанина Владимира Ларионова одна из крупнейших в СНГ. Значки, марки, книги, открытки — более 5 тысяч экспонатов.

Сейчас Владимир Ларионов преподает астрономию в школах, готовит олимпиадников:

— Вы новости посмотрите! Какие сейчас идут исследования! Какие фото, видео можно найти! К сожалению, раньше в Беларуси, в СССР космосом у нас в хорошем смысле болели все, от школьников до профессоров. Фраза “я хочу стать космонавтом” была частью мышления и часто начальной точкой к получению технического образования. А сколько было коллекционеров! Сейчас эта высокая тема в СНГ в упадке, а вот на Западе, наоборот, очень популярна.

Между тем у нас есть чем гордиться. Наши уроженцы внесли куда больше в развитие мировой космонавтики, чем итальянцы, испанцы, норвежцы, греки и т. д. Но в 1990-е годы, когда у нас массово закрывались планетарии, в Пакистане, стране, где ислам — доминирующая идеология, открыли планетарий. Зачем? Им нужно привлекать детей в науку. Чтобы были свои инженеры, конструкторы, чтобы быть современной технической, а значит, и культурной страной. Наука — это часть культуры, и интерес к ней показывает уровень развития общества, горячо рассказывает Владимир Ларионов:

— Конечно, у нас немало делается для сохранения космических традиций. Потихоньку развивается минский планетарий, ведется научная деятельность, запускаются спутники, даже открываются какие-то астрофизические кабинеты в учебных заведениях. Но нет системы, заинтересовывающей школьников. Предмет преподается в 11-м классе, когда голова уже забита подготовкой к тестированию. А надо “заражать” детей звездами в 3, 4, 5-м классах. Вот последний школьно-научный анекдот: закупили глобусы Луны. В этих глобусах Луна имеет такой же наклон к оси вращения, как и Земля. Что антинаучно. Если бы так было, эволюция на нашей планете шла бы по-другому. Вообще вопрос: появилась бы жизнь на Земле? Но кого это интересует?

В Германии, США, Японии сотни планетариев: маленьких, больших, национальных. Там уже давно поняли, что именно планетарии — центры привлечения к естественным наукам. Космос — это романтика, а романтика манит молодежь. Из этой романтики вырастает интерес к физике, математике, авиа- и машиностроению. Есть у нас единственный, но свой “космоцентр”. Наверное, каждому минчанину известен планетарий — здание с башней в парке Горького. В выходные сюда приходит до 2000 человек. Сейчас популяризаторы астрономии работают над созданием небольшой галереи метеоритов. Будущие экспонаты — находки со всего земного шара, от Африки до Сибири. Есть осколки самого известного в Беларуси Брагинского метеорита.

Интерес к небесной сфере нуждается в постоянной подпитке, рассказывает психолог Анна Тимошенко:

— В Советском Союзе была очень сильна идеология. Население получало информацию из дозированных источников. Будем растить инженеров и космонавтов — получите фильмы, книги про них, значки и марки. В США — рынок, капитализм, большой поток различной информации. Как было направить ребенка на нужную научную стезю? Вы будете смеяться, но это сделали супергерои. Бэтмены, супермены, человеки-пауки, джедаи — все они стали проводниками детей в мир науки. Пробудили и пробуждают желание видеть мир в необычном свете. Чтобы вырастить поколение технической интеллигенции, нужна не только материальная база, но и идеологическая. Это большая творческая работа, которую должны делать неравнодушные люди при поддержке государства.

Это для древних цивилизаций знания астрономических циклов были жизненно важны. Жрецы передавали их из поколения в поколение. Важно было знать, когда сеять, жать, какого ждать прилива, на что ориентироваться. Сегодня эти сведения собраны в GPS-навигаторах и интернет-поисковиках, а рис и гречка для большинства обывателей “растут” в пакетах на полках гипермаркетов. Так, может, стоит забыть про звезды? Тогда мы превратимся в простых потребителей “небесной информации” — обычных сеятелей, которым “технологические жрецы” будут рассказывать об устройстве мира.

Снимки белорусских городов с околоземной орбиты, сделанные недавно уроженцем Червеня, космонавтом Олегом Новицким на борту МКС, в очередной раз подстегнули наш интерес к небу. Мы все увидели, как выглядим из космоса. Осталось поднять головы и показать детям, что движет нашим миром. И куда он летит.
Известный астрофизик Стивен Хокинг сделал выводы на основе своих многолетних исследований: “Не думаю, что нам удастся продержаться на нашей хрупкой планете более 1000 лет. Ради будущего человечества мы должны продолжать полеты в космос. Различные угрозы, с которыми сталкивается наша цивилизация, это серьезный повод искать новые миры, где есть условия для выживания”.
КАК ВЫБРАТЬ ДОМАШНИЙ ТЕЛЕСКОП?

Продавец оптики Александр Бондарь рассказал, на что стоит обратить внимание:

— Начните выбор с качества линз в телескопе: пластик или стекло. Стекло дороже, но и результат дает иной по качеству. Рекомендую модели-рефракторы в диапазоне диаметров от 120 до 150 мм. Особенностью таких устройств является отсутствие центрального экранирования, что обеспечивает контрастную и яркую “картинку”. Если необходимо наблюдать за дальними космическими телами или даже слабыми галактиками, то следует выбирать более крупные телескопы.

Не могу сказать, что телескопы покупают часто, это все-таки не дешевое удовольствие — в среднем от 120 до 600 рублей, но небольшой спрос есть.

Если денег нет, а небо манит, можно сделать телескоп своими руками из листа ватмана и набора линз. В интернете немало таких пособий-самоучителей. Осталось только приобрести набор линз. Если у вас не осталось такого запыленного набора со школьных советских времен, то на хорошие линзы тоже придется потратиться.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter