Давайте честно признаемся: кто из нас хотя бы раз не мечтал найти пиратское сокровище, увидеть собственными глазами блеск потемневших от времени драгоценных камней, несущих уже в самом своем существовании неразгаданную тайну столетий? А ведь история нашей земли, так часто подвергавшейся набегам неприятеля, дает каждому из нас такой шанс. За последние полторы сотни лет на территории современной Беларуси было найдено более тысячи кладов, большая часть из них — в Витебской области.
Козьянковский клад.
На глубине 8 метров
Уже само географическое положение Витебска, в котором с первых дней его существования знаменитый путь «из варяг в греки» пересекался с большим булгарским путем (или Волго-Балтийским), оставило на истории города не только заметный след, но и привнесло в нее немало неразгаданных тайн.
Последним по времени открытия стал клад, найденный в 2012 году во время строительных работ по улице Калинина. Находка, состоящая из коллекции старинного холодного оружия и нагрудных значков, лежала на глубине 8 метров в углу остатков деревянной хозяйственной постройки.
Находка из 2012-го.
Работавшие над находкой эксперты Национальной академии наук Беларуси пришли к выводу, что все предметы, находившиеся в кладе, из частной коллекции, спрятанной не позднее 1930‑х годов. Сабли и шашки были выпущены с 1841 по 1884 год на Златоустовской фабрике, открытой в 1815 году.
Собрание значков относится к перелому двух эпох: концу Российской империи и первым годам советской власти — до 1922 года. Так, на одном из них, кокарде автомобильных войск царской армии, сохранился даже номер, что при известном усердии может дать возможность установить владельца отличительного знака. На другом значке изображены марсова звезда и плуг с молотом. Такой проект (не серп, а плуг с молотом) был утвержден Троцким к производству для Красной армии в 1918 году, а уже в 1920‑м вышел из обихода.
В том же 2012 году найденный клад был передан Витебскому областному краеведческому музею. Именно этот факт послужил началом работы над экспозицией «Клады земли Витебской», открывшейся в Ратуше в 2015 году.
Вещевой клад конца XIX — начала XX в.
Козьянковское сокровище — разбойничья казна?
В большинстве своем самые древние клады, найденные в Витебской области, были обнаружены вдоль берегов рек. Так, на берегу Западной Двины случайно был обнаружен самый большой и самый ценный клад из всех открытых по сей день в Беларуси — Козьянковский. Название он получил от деревни Козьянки Полоцкого района, близ которой и был найден.
Как это часто бывает, находка стала совершенной случайностью. 24 апреля 1973 года на правом берегу Западной Двины трактор перепахал поле, а деревенские мальчишки увидели среди комьев свежевспаханной земли несколько блестящих чешуек монет. Одна за другой все новые и новые монеты появлялись из земли. Через пару часов древних арабских куфических дирхамов набралось более 7 тысяч. Сегодня сложно точно сказать, сколько монет составляло Козьянковский клад и сколько из них перекочевало в карманы первооткрывателей и их домашние коллекции, но мы точно знаем о 7690 серебряных монетах клада, хранящихся в музеях Витебской области.
У ученых, занимавшихся историей клада, практически не возникает сомнений, что козьянковское сокровище — не что иное, как разбойничья казна, спрятанная в первой половине 940‑х годов.
Керенки на огороде
Не менее интересным представляется клад, найденный в 1986 году на обрыве моста через реку Усвейку, у деревни Коровичи Чашникского района. Основу клада составили 3860 серебряных западноевропейских монет XVI—XVII веков: гроши Речи Посполитой, крейцеры Германской империи, шведские драйпелькеры.
Эти деньги были найдены около старого витебского аэродрома.
Обычно люди, оставлявшие земле свое добро, старались защитить его. Нам всем с детства известны пиратские сундуки, закрытые на подвесной замок. Чаще всего для сохранения клада использовали бересту, кожу животных, а в некоторых случаях небольшие глиняные горшки — кубышки. Из-за хрупкости материала «упаковка» клада редко попадает в музей. Сосуды, в которых хранились монеты, разбиваются, кожа и береста истлевают. Тем поразительнее, что, пролежав в земле с 1917 по 1962 год, не пострадала стеклянная бутылка с бумажными деньгами царской России. Нашли клад на поле около старого аэродрома в Витебске.
А вот 1204 керенки, так и оставшиеся в истории российской нумизматики единственными деньгами временного революционного правительства, были найдены жителями Витебска на огороде в 1983 году.
И о фальшивомонетчиках
Нужно отметить, что в IX—XI веках куфические дирхамы Арабского халифата (очень тонкие серебряные монеты, в диаметре не превышающие 30 мм) настолько прочно прижились на витебской земле, что сыграли на руку фальшивомонетчикам. Так, в 1891 году у деревни Еменец Невельского уезда тогда еще Витебской губернии была найдена вырезанная на камне форма для отливки подражаний чеканке эмирского рода Саманидов.
Интересно, что и фальшивомонетчики закладывали собственные изделия в тайники. В 1971 году жителями Витебска был найден клад, состоящий из 645 медных монет. Все монеты были сильно истерты, изображения на них едва читались. Изучив клад, ученые смогли установить, что он состоит из монет Российской империи от правления Петра I до Николая II, а использовался фальшивомонетчиками начала XX века как сырьевая база для чеканки фальшивых денег.
ЧТО ГЛАСИТ ЗАКОН?
Статья 234 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Клад
1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу акта законодательства утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строения и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.
При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, в котором был обнаружен клад.
Правила частей первой и второй настоящего пункта не применяются в отношении кладов, состоящих из археологических артефактов.
2. В случае обнаружения клада, состоящего из материальных культурных ценностей, обладающих отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами и соответствующих одному из критериев для придания им статуса историко-культурной ценности, такие материальные культурные ценности подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.
При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачивается и полностью поступает собственнику.
К СВЕДЕНИЮ
В 1965 году в Глубокском районе археолог, научный сотрудник Института АН БССР Георгий Штыхов откопал котелок с сокровищем: более 200 серебряных арабских монет Х века, украшения из серебра. Предположительно, клад был закопан еще в начале XI века, но сохранился идеально.