Что осталось от первого минского аэровокзала 1930-х годов

Дома, хранящие историю

Корреспонденты "СБ" нашли минский аэровокзал 1930-х годов
После обеда 23 июня 1941 года на столицу Белоруссии упали первые немецкие бомбы. Во второй половине дня вражеские истребители 11 раз обстреливали Лошицкий аэродром — район нынешнего аэропорта «Минск–1». Что от него осталось? На поиски следов первого воздушного вокзала отправились корреспонденты «СБ».

Нашим гидом согласился быть местный житель краевед Антон Рудак:


— С собой я захватил несколько немецких аэроснимков. На сделанном после 25 июня 1941 года видно, что здания аэропорта целы. А на снимке 25 июля корпус вокзала полуразрушен и от жилых домов в окрестностях остались одни остовы.


На удивление, несколько этих зданий сохранились по сей день. И даже, как просветил меня мой гид, внесены в Госсписок историко–культурных ценностей.


Действительно, на улице Короткевича (названной в честь не писателя, а подпольщика) сохранились дома под номерами 4, 7 и 8 почти в первозданном виде — с конца 1930–х!

На улице Короткевича время как будто остановилось в 1930-х.


Бывший инженер минского аэропорта Борис Грабовский, который вышел к нам навстречу из подъезда 8–го дома, еще помнит несколько человек, живших здесь и до 1941–го:


— Говорили, аэропорт построили в 1934–м. А я с 1960–го здесь прописан. Помню рассказы соседей о том, что после войны наши дома восстанавливали пленные немцы.

Галина Валицкая у родных стен.

Галина Валицкая — дочь Сергея Валицкого, бывшего начальника штаба Минского объединенного авиаотряда, считает, что судьба предопределила ее семье поселиться в этом доме:


— И до, и после войны жили в нем летчики и работники аэропорта. В войну часть его была разрушена бомбой. В 1946 году здание восстановили. В бывшей трехкомнатной квартире отец получил одну комнату. Все перепланировали под коммуналки. Селили людей даже в ванных комнатах, которые здесь 6 на 6 метров. Но вскоре папа уехал работать в другие регионы Советского Союза. В 1963–м захотел вернуться в Минск. И тогда совершенно случайно получил в этом доме уже 2 комнаты. В них теперь и живет моя семья.


Местных жителей, впрочем, больше интересует не история, а когда же начнется ремонт.


Мы с Антоном Рудаком двинулись дальше — к зданию аэровокзала. Но не к тому, которое смотрит прямо на улицу Чкалова — оно построено после войны. Нас интересует довоенное. От улицы Короткевича нужно выйти на Аэродромную, перейти ее — и попадем к тому самому строению, которое служило минчанам и гостям столицы отправной точкой в их путешествии в город и из него до 1957 года, пока не построили нынешний аэропорт «Минск–1».


Увы, следов архитектуры 1930–х на фасаде нет. Они после недавнего ремонта скрыты под слоями штукатурки. В здании сейчас поликлиника. О прошлом свидетельствует лишь объем дома — все те же 2 этажа и заставленная машинами полукруглая площадь. Очертания ее не изменились, если сравнить с видом на старом фото, которое мне показал Антон. Его он раздобыл в музее гражданской авиации, который расположен в доме, построенном в начале 2000–х на месте разрушенной перед этим довоенной одноэтажной столовой.


Район старого аэропорта может стать туристической достопримечательностью. У дома номер 6, сооруженного уже после войны, но удачно вписавшегося в прежний ансамбль улицы Короткевича, мы приметили две скульптуры эпохи соцреализма в стиле «девушка с веслом». Крепко стоят на постаментах. В госсписке наследия они пока не значатся...


Кстати


В 1954 году на «Беларусьфильме» режиссер Владимир Корш–Саблин снял ленту «Кто смеется последним» по одноименному произведению Кондрата Крапивы (в ролях Леонид Рахленко, Глеб Глебов, Владимир Владомирский, Борис Платонов, Зинаида Броварская, Лидия Ржецкая, Генрих Григонис, Павел Молчанов и другие знаменитости). Съемки проходили в том числе в аэропорту. В фильме запечатлены дома на улице Короткевича, 7, 8.


Из воспоминаний Адама Мальдиса



«Приезжает Владимир Короткевич после очередного отпуска, когда попытался неудачно взойти на Карадаг. В больнице лежал долго. Я решил пошутить, развеселить его. Говорю: «Долго жить будешь! Мы тебя уже и похоронили тут, даже улицу в честь тебя назвали!» В это время как раз одну из улиц Минска переименовали в честь Короткевича. Только не Володи, а — минского подпольщика в годы войны. Володя взял такси и понесся туда. Увидел вывеску, упал на колени... И еще несколько дней под впечатлением ходил. А я все боялся не рассмеяться в его присутствии».

vk@sb.by


Советская Белоруссия №167 (24548). Среда, 3 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter