Для жильцов дома № 36 по брестской улице Сальникова выражение «трещит по швам» не фразеологизм, а самая что ни на есть реальность. Пятиэтажка, построенная в 2014 году, через несколько лет начала вести себя странным образом. Сегодня сквозные трещины в стенах и фундаменте не дают покоя новоселам. Жильцы считают свой дом аварийным. Заказчик строительства — управление капитального строительства Брестского горисполкома — нет. Официально озвучено, что усадка дома прекратилась, раскрытия трещин не наблюдается, жизни и здоровью жильцов ничего не угрожает. В ситуации разбиралась корреспондент «СБ».
Виктор Курилюк — владелец квартиры № 3 на первом этаже — стоял в очереди на строительство жилья почти 10 лет. Когда с супругой и двумя детьми вселились, не могли нарадоваться. Но через два года стали трескаться обои, и Виктор понял, что купили они кота в мешке:
— Брали кредит под 5 процентов на 20 лет. Простоит ли столько этот дом? Сомневаюсь. Если трещит фундамент, ничего уже не исправишь.
Виктор с семьей переселились в квартиру подменного фонда. Говорит, потребовал переселения, считая, что жить в своей на Сальникова опасно. В одной из комнат его квартиры сейчас работают строители — укрепляют окно. Во избежание беды установили страховочные стойки.
Двушка Анны Калягиной — на втором этаже, аккурат над квартирой Виктора Курилюка. Анна с двумя детьми на свои квадратные метры даже не переехала:
— Я еще ремонт не успела закончить, как появились расколы в стене. Не стала рисковать, не вселялась, живем у мамы.
После технической диагностики Анне выдали документ: эксплуатировать комнату запрещено из–за 4–го уровня опасности. Просели оконные проемы, через кладку в комнату задувает ветер...
Председатель жилищного кооператива Николай Кучинский ругает строителей:
— 27 из 35 владельцев квартир написали заявления, что у них есть трещины в стенах. Жильцам квартир 3, 7 и 11 запрещено пользоваться отдельными комнатами. Не все сразу трещины заметили. У кого–то потолок подвесной, обои виниловые растягиваются и не лопаются. В одной квартире на третьем этаже я под свою ответственность попросил оторвать обои. И там была трещина. Строился дом с перерывами. Проект неоднократно пересматривался и дешевел. В проекте был керамический кирпич, а положили силикатный. Должна была быть скатная крыша, в итоге плоская. Линии отделки, покраски — даже это халтурно выполнено. Нет никакой эстетики, не говоря о конструктивных элементах. Стройтрест № 8 умеет строить дома, но тут соорудили не дом, а непонятно что. Сараи хорошие хозяева лучше строят. Люди недовольны, возмущаются, думают, как тут жить можно.
Николай Владимирович показывает мне подвальное помещение под первым подъездом. В земле в двух местах пробурены шурфы на несколько метров. Специалисты взяли грунт на экспертизу. Весь фундамент в трещинах. На стенах — маячки, чтобы следить за движением расколов. В нескольких местах поставлены страховочные стойки.
Шурф для исследования грунта.
— Должны были строить на монолитной подушке, а сделали ленточный фундамент, — Николай Кучинский уверен, что начало всех неприятностей именно в фундаменте.
Специалисты утверждают: сборный ленточный фундамент нельзя строить на слабых, водянистых и пластичных землях. Не рекомендуют возводить такую основу и при большом уровне грунтовых вод. Новый же микрорайон возводится недалеко от реки Мухавец. Еще двадцать лет назад в здешней траве гнездились чайки. Здесь было болото...
В Брестском горисполкоме аварийным дом не признают. Заместитель председателя Николай Якубовский, курирующий строительную отрасль города, считает, что угрозы для жизни жильцов нет:
— Ситуация с этим домом под контролем у горисполкома с момента образования проблемы — с сентября прошлого года. Завершаем полное восстановление отделки пострадавших квартир, чтобы люди могли заселиться в свои помещения.
А вот подробности от заказчика — управления капитального строительства Брестского горисполкома:
«ОАО «Брестпроект» выдало рекомендации по усилению стен и простенков на объекте, после чего оперативно был разработан проект по усилению оконных проемов на трех этажах. 21 февраля строители филиала СУ № 32 ОАО «Стройтрест № 8» приступили к работам по усилению аварийных простенков. Суть: оконный проем помещают в металлический бандаж, а по продольным трещинам, которые идут вдоль окна, будут установлены спиралевидные связи. Данный метод является одним из самых надежных по устранению трещин. Когда придет окончательное заключение, в котором будут указаны причины образования трещин в доме, ответственные службы займутся вопросом усиления фундамента».
Эту информацию Николай Кучинский, как и жильцы дома, увидел на сайте Брестского горисполкома:
— Никто почему–то не считает нужным встретиться с людьми — собственниками жилья — и рассказать всем нам, что да как делается. Дом на гарантии. У нас есть еще один год, чтобы успеть выставить и обосновать свои претензии к строителям. Сейчас дом обследуют специалисты ОДО «Техническая диагностика сооружений». Не будем согласны с результатами экспертизы, которая проводится по заказу стройтреста, наймем свою.
«Мы строим быстро, качественно, надежно. Мы строим на века!» — этот лозунг размещен на главной странице сайта стройтреста № 8. И на предприятии пока не спешат от него отказываться. Заместитель генерального директора стройтреста Михаил Волчок считает, что нужно дождаться результата экспертизы:
— Строили в соответствии с проектом. Вины наших строителей нет, вина не доказана. Другое дело, что напротив этого дома другая строительная организация строит школу, забивались сваи. А грунты здешние не очень хорошие, есть глина, ведь тут было болото. Возможно, вибрация оказала действие на ленточный фундамент домов через дорогу...
К слову, УКС горисполкома вместе со стройтрестом планируют провести мониторинг других пятиэтажек в этом микрорайоне. Есть информация, что трещины — беда не только дома № 36.
valentinak3@mail.ru
Фото автора.
Почему трещит по швам дом № 36 по брестской улице Сальникова
Дом трещит по швам
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.