Создатель театра и его первый художественный руководитель Николай Мацкевич рассказал, как все начиналось. И тут никак не скажешь, что с нуля. «Фундаментом» профессионального коллектива стал народный театр при городском Доме культуры. Причем с приличным реноме. В 1984 году его спектакль «Рядовые» по пьесе Алексея Дударева на театральном фестивале «Рампа дружбы» в Риге получил самые восторженные отзывы и пять дипломов, в том числе за лучшую режиссуру. В 1985-м эта постановка была представлена на 55-м Международном фестивале любительских театров в чехословацком городе Гронов.
— Народный театр работал стабильно и плодотворно, — вспоминает Николай Петрович. — Спектакли, встречи со зрителями, поездки на фестивали. Два раза в год выходили премьеры, проводилась неделя театра. Тогда-то у меня и возникла идея создать в Молодечно профессиональный театр. Для городского бюджета это могло быть накладно, и меня осенило: во всех областях республики есть свои театры, а в нашей, столичной, нет! Я позвонил Валерию Гедройцу, который тогда работал начальником областного управления культуры, он выслушал мою идею с интересом. Это был июнь 1990-го. Мы подготовили все бумаги, я написал устав театра. Наступило время ожидания… И вот 6 февраля 1991 года раздался звонок от Валерия Карловича с поздравлениями. Мы сразу же занялись реконструкцией здания, на это ушло два года. И решили открыться поэтическим произведением — спектаклем «Земля» по моей инсценировке «Новой земли» Якуба Коласа.
Позже по инициативе Мацкевича родился театральный фестиваль «Маладзечанская сакавiца», который и сегодня многие вспоминают как один из самых профессиональных и интересных форумов.
Алексей Дударев называет молодечненскую сцену счастливой для себя. Почти все его пьесы в свое время здесь поставил неутомимый Николай Мацкевич, и драматург гордится этим. Да и на юбилей приехал не с пустыми руками — с инсценировкой повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море».
— Этот город, этот театральный зал полюбились и столичным артистам, — отметил Алексей Ануфриевич. — На эти подмостки выходили Стефания Станюта, Ростислав Янковский и многие другие. В этом доме всегда жили любовь и уважение к человеку, белорусскому обществу, к тому, что нас окрыляет в этой жизни, — ощущению надежды. Это намоленное в театральном смысле место, есть в нем какая-то особая магия.
Нынешний художественный руководитель театра — заслуженный деятель искусств Беларуси, лауреат Государственной премии, специальной премии Президента и премии «За духовное возрождение», академик Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения Валерий Анисенко. Его спектакли «Дирижер», «Не покидай меня…», «Каралева прыгажосцi», «Хайп» заставляют думать и сопереживать.
— За 30 лет у коллектива появилось узнаваемое лицо, свой стиль, — считает Валерий Анисенко. — Труппа не растеряла творческих амбиций, есть потенциал и перспективы роста. Уверен, нас ждет еще много совместных творческих открытий.
Свою ноту в репертуарную политику театра вносит и режиссер Денис Нупрейчик. Он поставил спектакли «Несколько пролетов вверх», «Фокусы жизни». Режиссер крепкий, ироничный, со своим отношением к материалу.
Помимо грамот, благодарностей и признаний в любви, на юбилейном вечере артистам, администрации и директору театра Елене Соколовской заместитель председателя Минского облисполкома Иван Маркевич вручил ключи от нового микроавтобуса — ценный подарок, учитывая регулярные выезды труппы. Да и сам праздник вышел за пределы театра: Алексей Дударев и Валерий Анисенко встретились с учащимися молодечненской гимназии-колледжа.
pepel@sb.by