Лидеры стран ЕАЭС.
2018 год для Евразийской интеграции Александр Лукашенко назвал неоднозначным как с политической, так и с экономической точки зрения. До сих пор нерешенными остаются очень важные вопросы. Они касаются устранения барьеров в торговле, формирования общих рынков газа и нефти, цифровизации экономик стран ЕАЭС. Минск принципиально настаивает на выполнении всех договоренностей. Президент:
— Наш союз — к счастью, я был у истоков его создания — образовывался на определенных свободах передвижения рабочей силы, капиталов, услуг, товаров. И самое главное, о чем мы договаривались, создавая нашу единую экономику, что все субъекты хозяйствования и наши люди будут иметь равные условия. Если таких равных условий нет, то нет и союза.
Вопреки изначальному плану лидеры стран ЕАЭС начали официальную работу не сразу. Предполагалось, что Президент России Владимир Путин согласно протоколу сначала поприветствует глав делегаций, затем сразу состоится церемония фотографирования и они направятся на переговоры. Однако после встречи с российским Президентом прошел незапланированный обмен мнениями глав государств за закрытыми дверями. О ней Александр Лукашенко коротко сказал так:
— Мы немножко позже начали наше заседание. Мы все вместе, почти полчаса слушая информацию Президента России о последних событиях — переговорах в рамках «двадцатки» и так далее, — констатировали, что мир все больше и больше сходит с ума в плане экономики, торговли.
Президент Беларуси убежден, что для ЕАЭС такие обстоятельства — большой шанс объединиться, сплотиться и придать еще большую динамику развитию сотрудничества. Он призвал коллег:
— Давайте это сделаем. Это ведь зависит от нас, сидящих здесь за этим столом. Беларусь к этому готова.
Владимир Путин открыл заседание на позитивной ноте, сообщив, что подготовлены проекты важных решений, осуществление которых, по оценкам экспертов, даст прибавку к ВВП стран ЕАЭС до 9 млрд долларов. Президент России констатировал:
— Сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза продвигается довольно успешно и весьма динамично, способствует более полному раскрытию экономического потенциала наших государств.
Остальные члены Высшего Евразийского экономического совета восприняли такую оценку с пониманием, но в своих выступлениях больше сосредоточились на том, что все–таки пока мешает этому полному раскрытию потенциалов. Так, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев настоятельно продвигал мысль о том, что ЕАЭС к 2025 году нужно устранить все препятствия во взаимной торговле:
— Это важное условие полноценного функционирования нашего объединения. Комиссии (ЕЭК) и правительствам надо активизировать работу в данном направлении... Нам надо приложить дополнительные усилия для полноправного функционирования Евразийского экономического союза. Надо завершить работу по давно обсуждаемым документам, которые направлены на обеспечение движения четырех свобод — товаров, капитала, услуг, рабочей силы.
В унисон прозвучали и оценки Президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова:
— Мы считаем важным обсудить вопрос о состоянии конкуренции на трансграничных рынках. Необходимо анализировать принятые меры по пресечению нарушений общих правил конкуренции, постоянно формировать позитивное представление о союзе как эффективной и конкурентоспособной международной организации... Наш союз имеет огромный потенциал для экономического развития каждой страны евразийского пространства, который еще не в полной мере задействован. В этом контексте одной из важнейших задач нашей работы является устранение любых барьеров и ограничений. Считаю важным реализацию четырех основных свобод на пространстве ЕАЭС — свободу передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Мы должны поддерживать друг друга и устранять препятствия.
Александр Лукашенко заострил внимание участников заседания на сдерживающих факторах и пока нерешенных вопросах. Среди позитивных достижений Президент назвал вступление в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС, наделение Молдовы статусом наблюдателя. Государства — члены союза также подписали временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли с Ираном, и соглашение о торгово–экономическом сотрудничестве с Китаем.
— Беларусь рассчитывает, что нормы, закрепленные в этих документах, будут реализованы в полной мере. Каждый из них принимался с заделом на будущее и с расчетом на значительный экономический эффект, — отметил Александр Лукашенко.
Одновременно Президент Беларуси указал и на важные вопросы, которые все еще остаются нерешенными. Они как раз и касаются основных тем повестки дня саммита: устранения барьеров в торговле, формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов, цифровизации экономик стран ЕАЭС, развития кооперации в сфере предоставления космических и геоинформационных услуг. О позиции Минска по каждой из этих чувствительных тем Александр Лукашенко говорил, как всегда, прямо и откровенно. Он не без удовлетворения констатировал, что в начале 2018 года Россия как председатель в органах ЕАЭС продолжила работу по устранению барьеров. Но этот вопрос все же должен решаться энергичнее:
— Это действительно одна из самых острых проблем нашего союза, которая еще несколько лет назад была обозначена белорусской стороной. Однако данный вопрос решается непозволительно медленно. Более того, на смену устраняемым барьерам возводятся новые. И это стало практикой... Как показала практика, важно не только устранять преграды, но и параллельно создавать условия, исключающие возможность их повторного возникновения. В этой связи предлагаю предоставить нашей Евразийской экономической комиссии полномочия принимать решения в случае повторного введения каким–либо государством–участником ограничений или же продления уже действующих.
Александр Лукашенко убежден, что такая модель не затронет национальные интересы государств, но позволит исключить протекционизм, который наносит серьезный ущерб интеграционным процессам. При этом Президент предложил глобальное сравнение:
— Все сидящие за этим столом на мировой протекционизм в торговле отреагировали, обозвав его грубо — экономические войны. Так зачем у себя создаем их? Следует также повысить ответственность представителей исполнительной власти наших стран за принятие решений, идущих вразрез с принципами, закрепленными в нашем договоре о союзе.
Что касается общих рынков нефти, газа и нефтепродуктов, то здесь Александр Лукашенко призвал коллег к обязательности и дисциплинированности в безусловном выполнении договоренностей. И если есть согласие создать общие рынки к 2025 году, то к этому надо целенаправленно идти:
— Мы обязаны выполнить все в намеченные сроки и обеспечить работу союза в условиях стабильной и справедливой топливно–сырьевой политики. В союзнических отношениях нет интересов поставщиков и потребителей энергоресурсов. Есть целостная система — Евразийский экономический союз. И под этим мы концептуально и конкретно подписались.
Александр Лукашенко поддержал инициативу российской стороны о важности развития новых сфер сотрудничества. В их числе атомная и возобновляемая энергетика. Но при этом Президент Беларуси сделал важный акцент на том, что отсутствие согласия по принципам формирования основного нефтегазового рынка не позволяет ЕАЭС прогрессировать более быстрыми темпами. Именно решение этого ключевого вопроса позволит странам приступить к освоению других направлений.
На саммите предметно обсуждена тема цифровизации экономики в странах ЕАЭС. Речь идет о решении амбициозных задач перехода на современные технологии и модели производства. Президент убежден:
— От того, насколько слаженно мы сможем объединять потенциал наших государств через цифровые решения, будет зависеть эффективность интеграции и в целом будущее союза. Беларусь готова к полноценному участию в реализации проектных инициатив цифровой повестки ЕАЭС.
Что имеется в виду? В первую очередь цифровая торговля и кооперация, электронная логистика, формирование цифровых транспортных коридоров, развитие точных технологий в сельском хозяйстве и промышленности. У Беларуси в этих направлениях есть серьезные наработки:
— Мы занимаемся цифровизацией очень давно. Исходя из нашего опыта, должен сказать: сейчас модно говорить о цифровизации, развитии IT–технологий. Это очень важное направление, это значительно активизирует производство, сокращает себестоимость. Но это, наверное, 20 — 25% сегодняшнего дня. И, наверное, долго так будет. А 70 — 75% — это та традиционная экономика, которая нас сегодня кормит. Поэтому не надо забывать и об этом.
В повестку дня саммита была внесена и проблематика межгосударственной кооперации в развитии космических и геоинформационных услуг. В основу этого процесса должны быть поставлены национальные источники данных дистанционного зондирования Земли. Александр Лукашенко уверен:
— Реализация этой инициативы с учетом ее высокого мультипликативного эффекта на развитие смежных отраслей и секторов придаст мощный импульс нашему инновационному и промышленному сотрудничеству.
Оценивая дальнейшие перспективы ЕАЭС в целом, Президент Беларуси призвал коллег к тому, чтобы евразийское строительство охватывало все новые сферы сотрудничества.
— В этой связи особенно важно, чтобы через год, а это будет пять лет со дня подписания Договора о Евразийском экономическом союзе, мы смогли увидеть конкретные и осязаемые результаты нашей работы. Ни у кого не должно возникать сомнений в том, что ЕАЭС — это эффективный совместный проект, нацеленный на повышение уровня экономического благосостояния всех государств–членов.
Как видно, стремление глав государств ЕАЭС к решению конкретных вопросов на злобу дня было явным, обозначено недвусмысленно и откровенно. В какой–то момент показалось, что это не очень легло на душу Владимиру Путину. Некоторые наиболее острые темы он настойчиво предлагал оставить за рамками публичного обсуждения в присутствии журналистов и оговорить за закрытыми дверями. Как, например, проблематику цен на энергоносители. Ее на открытии саммита коснулся Александр Лукашенко:
— Действующий порядок ценообразования на поставляемый в Беларусь природный газ — тариф, применяемый «Газпромом» для белорусской стороны на транспортировку газа из Ямало–Ненецкого автономного округа до нашей границы, составляет почти 3 доллара за 1 тысячу кубометров на 100 километров. В то время как внутрироссийский тариф — порядка 1 доллара.
Президент объяснил коллегам, что при таких обстоятельствах газ на границе со Смоленской областью обходится Беларуси по цене почти 130 долларов за тысячу кубометров. Установленная же оптовая цена для потребителей Смоленщины — 70 долларов. Это почти в два раза ниже. Отсюда простой вопрос:
— Как конкурировать в этой ситуации?
Тема чувствительная, и это объясняет то, почему после выступления белорусского коллеги слово вновь поспешил взять Владимир Путин:
— Спасибо большое, уважаемый Александр Григорьевич. Когда пресса покинет зал, мы подискутируем. Не могу не сделать одну реплику по поводу тарифов на газ. У нас выработан план движения к 2025 году, когда мы должны согласовать единые рынки нефти, нефтепродуктов и газа. Что касается сегодняшней ситуации, то она заключается в том, что важен не тариф, а конечная цена газа, в которую включается этот тариф. Здесь вы правы. Надо, конечно, об этом думать.
Развивая тему цены, Президент России неожиданно провел параллели с ФРГ. По его информации, сегодня для Беларуси цена за тысячу кубических метров газа составляет 129 долларов. В следующем году будет 127. А в Германии — аж 250 долларов за тысячу кубов. И даже на фоне более низкой цены на топливо в России такая разница, по мнению Владимира Путина, «большое преимущество для наших союзников». Но все же российский Президент не стал отрицать, что стремиться к полной унификации нужно:
— Для этого нужно время и другой уровень интеграции между нашими странами. Это предмет переговоров.
Президент Беларуси предложил российскому коллеге обратить внимание на некоторые важные обстоятельства:
— Но наш главный партнер, к сожалению или к счастью, не ФРГ, а Российская Федерация. И наши основные не только партнеры, но и конкуренты — это россияне.
Александр Лукашенко напомнил, что если в Беларуси производится какой–то товар, например тракторы или грузовики, то в этой продукции велика доля комплектующих именно Российской Федерации:
— Поэтому главный наш партнер не ФРГ, а Российская Федерация. И нам надо, чтобы были равные условия прежде всего у нашей братской России и Беларуси. Вот в чем вопрос... Вы правильно сказали: мы определились до 2025 года выйти на этот уровень. Но ключевое слово — в данный момент, чтобы мы шли к этому, а не остановились.
— Так и будет. Мы об этом договорились — создать документы, которые, по сути, являются планом нашего движения к этой цели, дорожной картой, — заверил Владимир Путин, отметив, что у Беларуси и не должна быть такая же цена на газ, как для ФРГ.
Президент Беларуси указал на важный аспект: до Германии газ еще необходимо прокачать. И расстояние это весьма значительное:
— Поэтому у них и цена такая.
— Давайте мы уже потом подискутируем в закрытом режиме. Но вы правы абсолютно в том, что нам нужно выработать план движения к единому рынку. Мы с этим согласны. Мы так и будем делать, — Владимир Путин поспешил завершить импровизированную дискуссию в присутствии журналистов.
Как видно, дискуссии на саммите ЕАЭС носили прикладной и предметный характер. Пусть они и не лишены были некоторой остроты, но это лишь подчеркивает важность и сложность процессов интеграционного строительства. Впрочем, удивительного здесь ничего нет. Если, например, сравнивать с темпами, которыми к сближению шел Европейский союз, то ЕАЭС будет выглядеть настоящим рекордсменом. И здесь, как справедливо не раз замечали Президенты, главное — не останавливаться, а еще лучше — наращивать темп и, не закрывая глаза на проблемы, целенаправленно и оперативно их решать.
Очередное заседание Высшего Евразийского экономического совета пройдет в мае 2019 года в Астане. А председательствовать в органах ЕАЭС в 2019 году будет Армения.
После переговоров главы государств направились в «Ленинград Центр», который позиционируется как первое в России шоу–пространство, центр современной культуры развлечений, который предлагает познакомиться с искусством вне форматов и рамок. Здесь их ждали коллеги по СНГ для проведения неформального саммита Содружества. Встреча прошла в формате неформального обеда от имени Президента России. Лидерам государств было предложено подвести итоги сотрудничества в текущем году, обсудить выполнение достигнутых ранее договоренностей и дальнейшее развитие взаимодействия в СНГ.
НА ПОЛЯХ САММИТА
Лукашенко и Путин встретятся до нового года
Александр Лукашенко рассказал журналистам, что через неделю планируется его встреча с Владимиром Путиным для обсуждения ряда вопросов, стоящих на двусторонней повестке дня:
— Мы договорились, что в понедельник–вторник в российском правительстве на уровне Козак — Ляшенко (вице–премьеры России и Беларуси. — Прим. ред.) обсуждаются проблемные вопросы. Прежде всего по налоговому маневру. В четверг — заседание союзного Совмина под председательством Дмитрия Медведева. Они также рассматривают эти вопросы. А на следующей неделе мы встречаемся с Президентом России и расставим все точки над «i», чтобы нам в очередной раз не войти с нерешенными проблемами в новый год. Это то, о чем мы помимо всего прочего договорились.
Генсеком ОДКБ будет белорусский представитель
Президент Беларуси в кратком интервью журналистам сообщил, что фактически удалось решить проблему назначения генерального секретаря ОДКБ:
— Мы неожиданно чуть ли не провели заседание ОДКБ. И, в принципе, решили проблему назначения генерального секретаря.
Отвечая на уточняющий вопрос, Александр Лукашенко сказал, что генеральным секретарем ОДКБ будет назначен белорусский представитель:
— Как когда–то Нурсултан Абишевич (Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. — Прим. ред.) и говорил. Но мы договорились по схеме и по системе, как произойдет это назначение — индивидуальное собеседование с каждым руководителем в ОДКБ, и они подписывают это решение.
ИТОГИ
Утверждены программы формирования общих рынков нефти и газа
Главы государств ЕАЭС утвердили программу формирования общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов. Об этом журналистам сообщил председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян. Комментируя возникшие дебаты между Президентами Беларуси и России по газовому вопросу, Тигран Саркисян отметил, что такие дискуссии содействуют развитию интеграционного проекта:
– Очень важно, что есть откровенные и открытые высказывания, и позиция сторон становится очень ясной. Это помогает находить такие решения, которые продвигают проект вперед. С этой точки зрения у нас сегодня был прорыв, потому что мы утвердили программу формирования общего рынка газа. Это был очень принципиальный вопрос. Мы все-таки пришли к компромиссу.
Еще одним важным результатом саммита стало утверждение программы формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов. Переговоры по этому вопросу также не обошлись без острых дебатов.
– Нам удалось вырулить ситуацию и сделать существенный шаг вперед. Остался вопрос определения цены транзита на газ. Все высказали свои позиции, и мы должны проработать этот вопрос, чтобы найти компромиссное решение, – заключил Тигран Саркисян.
(По материалам БЕЛТА.)
Фото БЕЛТА
Читайте также: