65 лет фильму «Девочка ищет отца»

Дочь партизана

Этот фильм белорусского режиссера Льва Голуба — одна из самых успешных кинолент за всю историю существования киностудии «Беларусьфильм», и уж точно самый попутешествовавший. Увлекательной патриотической повести для детей было суждено разлететься по странам и континентам: кинокартину «Девочка ищет отца» после выхода и фестивальных показов закупило больше 80 государств. История Лены, дочери партизанского командира батьки Панаса, которую ищут фашисты, чтобы взять в заложники, заставляла замирать у телевизора не одно поколение маленьких зрителей — в ней и приключения, и горе, и самопожертвование, и самое главное — добро побеждает зло, несмотря ни на что.


Лев Голуб, со дня рождения которого в сентябре исполнится 120 лет, был признанным мастером детского приключенческого кино. К моменту съемок нового фильма у него за плечами были уже и первая белорусская цветная кинолента «Дети партизана» (совместно с Николаем Фигуровским), и «Миколка‑паровоз» по одноименной повести Михася Лынькова. Режиссера вдохновляли дети, во времена мировых гроз становившиеся героями, проходящими через испытания во имя торжества добра.

В основу фильма легла одноименная детская повесть писателя Евгения Рысса, героиню которой звали Лена Рогачева. И была она по сюжету дочерью видного советского генерала, оставшейся в годы войны на оккупированной немцами белорусской земле. Автор писал в предисловии к книге:  
«Я знаю много историй о том, как гитлеровцы стремились захватить жен, родителей или детей советских военных. Подробности похождений Лены Рогачевой мне пришлось выдумать… А в Советской Армии, во время войны, не было генерал‑полковника по фамилии Рогачев. И все‑таки в основе этой повести лежит правда. Рискуя жизнью, спасали советские люди жен, родителей и детей солдат и офицеров, сражавшихся с гитлеровцами».  

 Льву Голубу тоже были ведомы такие истории, только чаще касались они семей героев‑партизан. И вместе со сценаристом Константином Губаревичем он сделал маленькую героиню дочерью лихого командира лесного воинства, за которого фашисты сулят немалую награду. А помогают Лене спастись старый лесник и его внук Янка.

Для работы над фильмом режиссер привлек артистов, с которыми уже сотрудничал: Янку предстояло сыграть Володе Гуськову, который с успехом воплотил в предыдущей работе режиссера главную роль — Миколки‑паровоза. А экранный отец Миколки — актер Николай Бармин — взялся за роль партизанского командира батьки Панаса. Лесника, который жертвует собой, чтобы спасти чужого ребенка, сыграл Владимир Дорофеев — лауреат двух Сталинских премий. Он уже сотрудничал с «Беларусьфильмом»: в картине Александра Файнциммера и Владимира Корш‑Саблина «Константин Заслонов» воплотил роль деда Кузьмы. Да и в целом актерский состав пусть и не мог похвастаться звездностью, но был очень неплох. К слову, в фильме снялась советская королева эпизодов Алевтина Румянцева в роли медсестры, одну из своих первых ролей в кино здесь сыграла и известная актриса Нина Гребешкова — ей, бывшей в те годы маленькой и худенькой, доставались роли девочек‑подростков.

Самой большой проблемой было найти девочку на главную роль. Искали везде и всюду, просеивая возможных кандидаток 8 — 9 лет через мелкое сито. Пятилетняя Аня Каменкова никакого отношения к кинематографу не имела: ассистент режиссера проводила пробы в московском парке, где девчонок‑второклашек просили читать стихи. Ее внимание привлекла девочка в песочнице, бодро командовавшая другими малышами. Бойкое поведение девочки ассистенту понравилось, но Аня была слишком мала, и решение ее снимать пришло далеко не сразу. Однако, когда стало понятно, что лучшей актрисы на роль не найти, девочку вместе с мамой пригласили на пробы в Минск, по результатам которых режиссер утвердил Каменкову. А героиня Леночка сделалась на несколько лет младше, чем планировалось.

Анна Каменкова.
 
На съемки фильма режиссеру отвели одиннадцать с половиной месяцев. Часть сцен снимали в павильонах киностудии, натурные съемки велись в Мозыре и окрестностях, вызывая немалый ажиотаж у местных жителей: киношники предлагали за участие в массовке хорошие деньги, и мозыряне с радостью соглашались потрудиться. А уж если потом замечали себя на экране, радости не было предела.

Аня Каменкова на съемках все время была с мамой‑педагогом, которая подходила к делу ответственно: уж если дочь позвали сниматься в кино, она должна вести себя примерно и трудиться. Поэтому днем ли, ночью, в лесах ли, на болотах, но Аня держалась стойко.  

Сама актриса годы спустя вспоминала: «Это было сказочное время, все меня обожали, в буквальном смысле носили на руках».  
Курьез приключился только однажды: в одной из сцен девочка по сценарию ест яйцо. Съемка, естественно, не получилась с первого дубля, и ребенок, пока суд да дело, успел слопать пять яиц вкрутую и, разумеется, в результате покрылся леопардовыми пятнами от диатеза. Впрочем, Анина мама и тут проявила мудрость, не став поднимать скандал из‑за профессиональных издержек. То же и со сценой ночевки в лесу: по сценарию действие происходит летом, а съемки шли глубокой осенью, когда уже ударили холода. Аня мерзла в сарафанчике, и после каждого сделанного дубля ее отогревали в автобусе и растирали руки и ноги, чтобы не заболела. Но девочка не жаловалась, выполняя все, что потребуется, и серьезно относясь к своей работе.

Создатели фильма не рассчитывали на какой‑то особенный успех — просто старались качественно сделать свою работу. Тем большим сюрпризом стала зрительская реакция: люди буквально штурмовали кинотеатры, за год картину посмотрело около 35 миллионов человек — для детского кино это был ошеломительный успех. Год спустя, в 1960‑м, Анне Каменковой присудили специальный приз за лучшую детскую роль на международном фестивале в аргентинском городе Мар‑дель‑Плата, а пять лет спустя в Италии на II Международном кинофестивале фильмов о семье приз «Золотая пластина» достался художнику картины Юрию Булычеву.

Анну Каменкову режиссеры детского кино и рады были бы растащить по съемкам, но родители не дали лишить ребенка детства. Вместе с тем они создали условия, при которых актерский талант девочки мог бы развиваться. Она занималась в театральной студии, а в 12 лет даже выходила на сцену Большого театра СССР: «В 12 лет у меня был еще такой замечательный поворот: я играла русалочку в Большом театре в опере «Русалка», имела счастье быть на одной сцене с Козловским, Атлантовым, Ведерниковым, Пьявко. Правда, я мало что тогда понимала, но ощущение грандиозности этого театра, этой сцены осталось… И грандиозное ощущение музыки… Это вообще было что‑то невероятное: я имела возможность впитывать все это на правах любимицы театра, такого, знаете, сына полка… Я смотрела все спектакли, все оперы, все балеты, бывала за кулисами, трогала руками гигантскую голову в «Руслане и Людмиле»… Конечно, у меня просто не могло быть другого пути». В кино Каменкова вернулась в 1957 году, уже окончив Высшее театральное училище им. Щепкина. Что характерно, сниматься ей снова пришлось на «Беларусьфильме» — в картине легендарного Михаила Пташука «Лесные качели» вместе с не менее легендарным Олегом Ефремовым…


ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter