В борьбе с бандитизмом в Сальвадоре средств не выбирают

Добро пожаловать в ад

Если вам кажется, что такое бывает только в Голливуде, где «Тюряга», «План побега», «Воздушная тюрьма» и «Побег из Шоушенка» сменяют друг друга, то вы глубоко ошибаетесь. Агентство Рейтер на этой неделе распространило фотографии из жесточайшей мегатюрьмы в Сальвадоре, и эти снимки заставляют ужаснуться.


Это последняя демонстрация беспощадного подавления наркобанд в стране со стороны президента Найиба Букеле, за 20 месяцев правления которого в попытке искоренить преступность на улицах под стражу были заключены по меньшей мере 70 тысяч бандитов. На фотографиях изображены обнаженные по пояс, сильно татуированные заключенные, выстроенные в очередь под бдительным оком вооруженной охраны в Центре по борьбе с терроризмом, учреждении строгого режима, построенном в Теколуке для содержания под стражей самых жестоких и высокопоставленных членов основных банд страны — MS‑13 и Barrio 18.

Это точно не санаторий

Новая тюрьма для гангстеров еще в прошлом году была построена в изолированном месте муниципалитета Теколука, в 74 километрах от столицы страны Сан‑Сальвадора. Это крупнейшее сооружение подобного рода в Латинской Америке, оно оснащено новейшими технологиями для предотвращения побегов.


Тюрьма состоит из восьми зданий, в каждом — по 32 огромные камеры площадью около 100 квадратных метров, в которых содержится более сотни заключенных. В каждой камере всего по две раковины и два туалета.
Говоря по‑простому, Центр по борьбе с терроризмом — это крепость строгого режима, где круглосуточно горит искусственное освещение, а заключенных кормят рисом, отрубями, яйцами вкрутую или макаронами, которые им приходится есть руками, поскольку ножи и вилки могут стать смертельным оружием.
За решеткой в Теколуке находятся преступники, на счету которых десятки убийств. Они отбывают даже 700‑летние сроки, и, как пишет Рейтер, до сих пор никто из зашедших в эту мегатюрьму в наручниках не видел дневного света. Зато они постоянно видят охранников в масках.

Откуда ноги растут

Преступные группировки, которые на местном диалекте называют «мара» (от исп. marabunta — кочевые муравьи, которые пожирают все на своем пути), образовались в Сальвадоре после окончания гражданской войны в 1980 — 1990 годах, когда страна была наводнена оружием. В 1994‑м, согласно данным национальной Генеральной прокуратуры, в стране на 100 тысяч человек совершалось в год 138,2 убийства — самый высокий показатель в мире.
Многие в Теколуке сегодня нехотя демонстрируют татуировки с цифрами 18 и 13, символизирующими принадлежность к бандам — соответственно Barrio 18 и MS‑13. На протяжении многих лет тысячи членов обеих группировок сражались и умирали за корону самой могущественной банды Центральной Америки, наживаясь на таких преступлениях, как торговля наркотиками, рэкет, отмывание денег, вымогательство и похищение людей. Естественно, щупальца мафиозного спрута проникали во власть в Сальвадоре и не только.

Запрос на жестокость

Ныне 42‑летний Найиб Букеле начал политическую карьеру 12 лет назад, когда стал главой одного из муниципалитетов страны. В 2015‑м его уже избрали мэром Сан‑Сальвадора, а в 2019‑м — президентом. Сальвадорцы поверили его обещанию очистить страну от криминальных группировок. На 20‑й день после своей инаугурации в 2019 году Букеле объявил о вступлении в силу так называемого Плана территориального контроля, и уже в июне того же года власти взяли под полный контроль все 28 тюрем страны. Три года спустя Букеле объявил о начале устранения всех членов банд с их территорий. С этой целью спецподразделения оцепляли целые районы для ареста всех подозреваемых в связях с группировками. В результате число убийств в стране резко снизилось: если в 2015 году количество насильственных смертей в Сальвадоре составляло 103 на 100 тысяч жителей, то в феврале 2021‑го этот показатель, по данным властей, упал до 19, в 2023‑м их было еще меньше.
Несмотря на то что принятые президентом Сальвадора чрезвычайные меры разного рода либералы до сих пор часто называют противоречивыми (силовикам, например, разрешили арестовывать подозреваемых, не дожидаясь ордера), на новых выборах в 2024 году за Букеле проголосовали более 85 процентов жителей Сальвадора.

P.S. Я, кажется, забыла упомянуть, что фотографии Рейтер появились во многих мировых СМИ с полного одобрения властей Сальвадора?!

Елизавета КУЛИКОВА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter