Еще летом было понятно, что «Химик–СКА» в этом чемпионате будут бить, и достаточно часто. Но реальность, увы, превосходит даже самые пессимистические ожидания. Новополочане до сих пор не познали вкуса побед и при этом большинство матчей проиграли, что называется, в одну калитку: 0:6, 2:10, 2:8, 1:9, 0:5... Болезненных неудач накопилось столько, что могло бы хватить на несколько сезонов вперед. А недавние 0:16 от «Юности» вовсе за гранью добра и зла. За всю свою историю клуб из Новополоцка никому и никогда не проигрывал крупнее. И это повод для того, чтобы нам собраться в дорогу.
От мала
Андрей и Сергей Костицыны, Владимир Денисов, Дмитрий Коробов, Артем Волков, Никита Комаров, Александр Китаров, Александр Жидких, Сергей Колосов, Павел Черноок, Игорь Брикун, Вадим Сушко... Только одним перечислением фамилий известных воспитанников хоккейной школы Новополоцка можно легко заполнить целую газетную полосу. Тем печальнее воспринялись тревожные новости об усугубляющихся проблемах клуба. В прошлом году некоторые родители поспешили сделать выводы о том, что закроют хоккейную школу. Однако Алексей Головач, директор СДЮШОР по хоккею имени Л.В.Новожилова, драматизировать не склонен:
— Угрозы закрытия не было. У нас стабильное бюджетное финансирование. Исполком выделяет деньги на календарный год, и мы смотрим, куда их вложить. Плюс существенную помощь, конечно, оказывает и клуб, который должен перечислять не менее 15 процентов средств господдержки на детско–юношеский спорт. Сейчас в школе занимаются 265 человек. Тренировочный процесс идет в обычном режиме. В первенстве страны принимают участие восемь команд. Ребята различных возрастов постоянно участвуют в международных турнирах, в том числе и за рубежом.
— Тем не менее каким–то образом нынешние финансовые проблемы «Химика–СКА» наверняка ударили бумерангом и по вам?
— Понятно, что чем меньше поддержка клуба, тем меньше имеем и мы. Но вопрос о закрытии, еще раз могу повторить, ни в прошлом году, ни этим летом не ставился.
— В последнее время много говорится, что продуктивность хоккейной школы Новополоцка упала.
— Раньше было всего четыре школы: две в Минске, по одной в Гродно и у нас. Сейчас школ в стране в разы больше, соответственно и выборка возросла. Но из года в год в списочном составе сборных разных возрастов 15 — 20 наших воспитанников, а примерно 80 процентов наших выпускников задерживаются в хоккее.
— В этом сезоне у «Химика–СКА» нет фарм–клуба, то есть получается, что в цепочке развития местных хоккеистов отсутствует одно звено.
— Конечно, в этом есть проблема. В августе у нас был выпуск ребят 1998 — 1999 годов рождения. Если бы сохранился фарм–клуб, то они бы просто перешли в эту команду. А так ребята фактически оказались на перепутье и устраивались кто где. Однако со следующего сезона это звено, насколько знаю, почти наверняка будет восстановлено.
И директор, и тренеры новополоцкой СДЮШОР в один голос говорят, что прошлогодний переполох оказался в первую очередь иллюстрацией выражения «у страха глаза велики»: родители воспитанников, видя тяжелую ситуацию клуба, сделали вывод, что и над школой тоже навис дамоклов меч. Впрочем, того, что у хоккейной кузницы и тогда были, и сейчас есть некоторые проблемы, в Новополоцке, конечно, никто не отрицает. Дмитрий Якушев, в свое время сам прошедший новополоцкую хоккейную школу, а сейчас тренирующий в ней, рассказывает:
— В принципе, с того времени, когда я сам здесь тренировался, а затем играл за клуб из Новополоцка в чемпионате страны, во дворце ничего кардинально не поменялось. А проблемы клуба сказываются, например, на уровне психологии. Многие родители ведь так рассуждают: «Зачем я поведу своего ребенка на хоккей, если неизвестно, будет ли дальше первая команда». И тем не менее работаем, живем. Достойные ребята есть в любом наборе.
Еще один тренер хоккейной СДЮШОР Александр Селивошко вторит коллеге:
— Сами видите, что дворец у нас старый. Конечно, хочется лучшего. Но так или иначе лед есть, игровой, тренажерный залы, зал специальной физической подготовки, кабинет для теоретических занятий тоже есть. И мы стараемся максимально использовать возможности той инфраструктуры, которой располагаем. В каждом выпуске есть неплохие ребята, и в последние годы мы планку, считаю, не роняем. Смотрите: 1999 год рождения — Артем Балтрук, уехавший летом за океан, и братья Филимон и Архип Леденковы из нынешней U–18, 1998 год — Дмитрий Буровцев, 1997–й — Виктор Гавриленко и Евгений Фарафонтов, 1996–й — Данила Карабань... И это, конечно, далеко не весь список.
До велика
За один день в Новополоцком ледовом дворце, куда люди приходят не только на матчи экстралиги, но и для того, чтобы привести в хоккейную школу своих детей или просто покататься на коньках, мы услышали немало различных комментариев от болельщиков. Кто–то представлялся, кто–то изливал душу инкогнито. Но сути это не меняет. Болельщики переживают. Как, впрочем, и хоккеисты, тренеры. Наставник «Химика–СКА» Денис Тыднюк на одной из послематчевых пресс–конференций в сердцах сказал, что если он начнет перечислять, чего не хватает клубу, то в журналистском диктофоне сядет батарейка. И проблем, правда, много. Команда крайне мало забивает (в среднем 1,42 гола за игру), очень много пропускает (в среднем 5,89 шайбы за матч), проигрывает всем подряд. Впрочем, чего все ожидали? Еще летом широко обсуждалась вероятность закрытия клуба, а болельщики собирали подписи под открытым письмом в его поддержку. Сейчас тоже до полного финансового благополучия еще далеко. Дышит, как видно из турнирной таблицы чемпионата, клуб сбивчиво. Но генеральный директор «Химика–СКА» Сергей Бессараб уверен, что точка невозврата уже пройдена:
— По большому счету, в этом сезоне мы играем в чемпионате фарм–клубом, поэтому и результаты не блещут. Но я уверен, что в следующем сезоне у нас будет команда другого уровня. На днях подписано решение горисполкома, которым утверждена штатная численность спортивного учреждения ХК «Химик». И уже с 1 января мы будем не коммунальным спортивным унитарным предприятием, а госучреждением, что, безусловно, обеспечит нам финансовую стабильность. Говоря простыми словами, у нас будет гарантированный бюджетный кусок хлеба, да и прежняя поддержка от «Нафтана», нашего генерального спонсора, судя по всему, тоже вернется.
— Насколько высокой была вероятность закрытия клуба, о чем много говорилось летом?
— Да, из–за масштабной модернизации, ведущейся на «Нафтане», спонсорских денег от предприятия мы не получили, но с основными партнерами заключен ряд договоров на оказание рекламных услуг, и это помогло выжить клубу в непростое время. Концерн «Белнефтехим», городские власти, облисполком, федерация хоккея... Спасали клуб всем миром. И очень хорошо, что сумели сохранить. Оставить Новополоцк без клуба экстралиги было бы неправильным. Хоккей — это бренд нашего города.
— Разгромные счета — не самая лучшая реклама. Может, порой посещают мысли, что зря в этом сезоне пошли в экстралигу?
— Нет. Во–первых, сезон еще не завершен: скоро таблица поделится на две части, а задача попасть в восьмерку перед клубом по–прежнему стоит. А во–вторых, какими бы горькими ни были поражения, все это опыт и возможность дальнейшего развития. Нижняя шестерка — это тоже кузница кадров.
— Что думаете об идее возможного реформирования чемпионата?
— Положение в турнирной таблице — это прямое отражение разницы в бюджетах между клубами. Сейчас трудные времена и у нас, и у некоторых других клубов. Но проблемы ведь не будут длиться вечно. На мой взгляд, нынешняя система проведения чемпионата страны оптимальна и должна жить в дальнейшем.
— Насколько велик кредит доверия у главного тренера команды Дениса Тыднюка?
— Ему эмоционально тяжело. Я его понимаю. Еще в межсезонье было понятно, что больших геройств от команды ждать не следует. Но у молодежи есть шанс показать себя с наилучшей стороны.
— Долги перед хоккеистами есть?
— По зарплатам и коммунальным платежам у клуба никаких задолженностей нет. Хотя замечу, что содержание ледового дворца, входящего в структуру клуба, — это колоссальные расходы. У подавляющего большинства клубов экстралиги такой статьи расходов просто нет.
— Голкипер «Немана» Виталий Трус недавно сказал: «Приезжаем в Новополоцк, ребята просят ленту. У них зарплаты минимальные. Ни шнурков, ни ленты нет. Зачем такие команды держать?»
— Пусть эти слова останутся на совести Виталия. Уверен, что он считает себя высококлассным голкипером, находясь сейчас в ростере одного из топ–клубов страны. А мне хочется ответить вопросом на вопрос: не забыл ли Виталий, говоря такие слова, какой клуб вырастил его и дал путевку в жизнь? Не плюй в колодец, пригодится воды напиться!
— И тем не менее как дела с инвентарем–амуницией?
— Понятно, что мы в силу нынешней финансовой ситуации закупаем все необходимое не в таких количествах, как наши богатые клубы. Но, конечно, вкладываем деньги. В этом календарном году на покупку инвентаря и амуниции потратили больше миллиарда неденоминированных рублей, что, согласитесь, не так уж и мало. Куда больше меня, впрочем, волнует состояние ледового дворца, которому необходимо обновление. Реконструкция дворца, начавшаяся в 2008 году, ведется по мере выделения средств. Впрочем, даже в таком режиме полностью заменили крышу, пожарную и вентиляционную системы, во втором корпусе выполнено примерно 70 процентов от общего объема работ: плитка уложена, стены оштукатурены, коммуникации заменены... К следующему сезону однозначно установим новое табло на ледовой арене, поменяем освещение, заменим окна в игровом зале.
— По тому, что строите такие далекоидущие планы, видно, что об исчезновении клуба даже мысли не допускаете.
— Тема закрытия клуба исчерпана и уже неактуальна. И за это слова благодарности наш клуб говорит руководству города и его жителям, Витебскому облисполкому, концерну «Белнефтехим», федерации хоккея. Следующий год во всех смыслах будет лучше этого. Я в этом уверен.
bakerenko@sb.by
Советская Белоруссия № 218 (25100). Суббота, 12 ноября 2016