Технология будущего
Вы можете представить, что за сотней долларов пошли не в обменник, а в интернет, на биржу? Сами назначили курс, система моментально промониторила встречные предложения — сделка состоялась. С карт-счета списывается сумма в рублях, на другой зачисляется иностранная валюта. Осталось дойти до банкомата и снять деньги. Или оставить их на карточке. Технология будущего. Точнее, будущего года. Сейчас как раз готовятся поправки в законодательство.
По сути, это наглядный пример того, как технологии идут впереди нормативно-правовой базы. Но заинтересует ли возможность самих граждан, что это им даст? Слово начальнику отдела продаж и маркетинга Белорусской валютно-фондовой биржи Виталию Тихонову:
— Думаю, физлицам такая возможность придется по вкусу. Ведь помимо фиксированного курса в обменном пункте и интернет-банке появляется новая возможность: указать иной курс и предложить его остальным участникам торгов. Достаточно иметь два карт-счета: в национальной валюте и в иностранной, а также пользоваться услугой дистанционного банковского обслуживания.
Все просто
Механизм заключения сделки прост. Человек заходит в личный кабинет своего интернет- или мобильного банкинга, выставляет заявку по курсу, который интересен ему. Например, желает купить 100 долларов по 1,8 рубля за каждый. В обменнике, например, в этот день просят 1,9 рубля. Сумму в эквиваленте тотчас же блокируют на счете. А в это время есть другой клиент, которому нужно обменять ту же сотню долларов. Он мог бы пойти в обменник и продать их по курсу 1,65 рубля. Но видит, что есть возможность «сдать» валюту подороже — и выставляет встречную заявку. Система их состыковывает в тот же миг. Биржа дает поручение одному банку списать с одного счета 180 рублей и зачислить на другой сотню долларов. Другой банк просят об обратном. Надо понимать: если заявка сделана, но прямо сейчас нет подходящего предложения, придется немного подождать. Клиент остается в выигрыше, указывает на важный момент Виталий Тихонов.
Сейчас люди могут покупать и сдавать валюту только по курсу, который им предлагает банк в обменном пункте.
По мнению экспертов, пугаться предлагаемого механизма участия в валютных торгах не стоит.
Курс на честность
К слову, планируется, что в первое время, когда доступ физлиц к торгам на бирже откроется, банки не будут ограничены временем проведения торгов. Это значит, что граждане смогут отсылать заявки хоть в три часа ночи, когда банк утвердит круглосуточный регламент доступа своим клиентам. По каким валютным парам можно будет торговать? По всем, которые сейчас фигурируют на бирже. Например, наш рубль торгуется к 21 валюте, не считая конверсии. Испытать новинку сможем уже скоро.
ПОЗИЦИЯ
Вадим ИОСУБ, старший аналитик Альпари:
— Думаю, что глобального изменения на нашем валютном рынке после доступа физлиц к торгам на бирже не произойдет. Безусловно, надо дождаться конкретных решений, чтобы наверняка знать, как будет это выглядеть, насколько это будет технически тяжело или просто. К слову, подобная практика уже несколько лет существует в России. Там граждане имеют доступ к торгам валютной секции Московской биржи через посредничество банков или фондовых брокеров. Однако это не отменило существование обычных обменников, и на самом деле пользуется этой услугой достаточно скромный процент населения. Думаю, так же будет и у нас. Почему?
Во-первых, привлекательна такая услуга будет только для той части людей, которые хорошо владеют компьютерными технологиями. Если для кого-то это темный лес, сомневаюсь, что специально для доступа на валютную биржу они ринутся овладевать новыми знаниями. Здесь всплывает проблема компьютерной и финансовой грамотности населения. Так что хорошо, если хотя бы 1% граждан придет на биржу. И они, скорее всего, будут преследовать цель не просто конвертировать единожды валюту и обналичить результат, а как можно дольше задержаться в системе и играть на курсах. Посудите сами: если вы просто перевели излишки зарплаты в доллары в целях сбережения, придется либо оставить их на карт-счете или искать банкомат, который выдает валюту. Таких устройств сегодня мало даже в Минске. Значит, придется пойти в банк, чтобы снять деньги с карточки. И тут вопрос: какая очередь — к специалисту или в обменнике — будет двигаться быстрее? Если вторая, человек может потерять интерес к новому процессу.
Кстати, пугаться предлагаемого механизма участия в валютных торгах не стоит. Описанная схема — уже существующий пару лет механизм непрерывного двойного аукциона. Именно так происходят сейчас сделки на бирже, только они совершаются банками от имени клиентов. При этом есть два варианта развития событий. Можно согласиться на существующую цену и быстро получить результат. Или назначить свою и ждать, когда продадут валюту по этой стоимости. Возникает вопрос: а какими будут комиссии у банков-посредников за списание и зачисление средств на карт-счета? Если они будут приемлемыми, интерес к операциям будет большой. В противном случае это может убить массовый интерес к торгам на бирже. Каков должен быть размер этой комиссии? Потенциально эта услуга должна конкурировать с услугами обменников. Там спред — разница между покупкой и продажей валюты — в среднем составляет 0,5—1%. Если банковская комиссия будет выше спреда, с целью конвертации на биржу никто не пойдет. Плюс банки, чтобы привлечь к торгам «толстосумов» и отвадить желающих обменять 10 долларов, могут ввести дифференцированные тарифы.
Впрочем, перспектива выгоды для валютного рынка все же просматривается. Так, приток ликвидности, появление дополнительных продавцов и покупателей может снизить спред и сгладить валютные колебания. Чем больше новых участников, новых денег попадет на биржу, тем выше будет качество нашего валютного рынка. Правда, чтобы мы прочувствовали разницу, на торги должны прийти большие деньги. Какие? Смотрите, сегодня средний дневной оборот на бирже по каждой из трех самых популярных валют около 10 млн долларов. Если на рынок придут сравнимые деньги населения, мы заметим результат. Если новое вливание будет в пределах 1—2 млн долларов, а то и меньше, кардинально ситуация на валютном рынке не изменится.
druk@sb.by