В БСМП Минска применяют лучшие нейрохирургические новинки и делают даже пластику дефектов черепа

Диск, но без грыжи

Около тысячи высокотехнологичных операций в год проводят нейрохирурги из Городской клинической больницы скорой медпомощи Минска. Большинство пациентов в БСМП, которую смело можно назвать медицинским спецназом, экстренные. Поступают сюда с черепно‑мозговыми, сочетанными травмами, инсультами, разрывами аневризм, опухолями головного и спинного мозга, грыжами межпозвоночных дисков… И практически никогда у доктора нет времени на раздумья.

Александр Боровский.

Чудо рук и техники

Когда минчанину Юрию Лукашевичу удаляли опухоль на головном мозге, он находился в сознании и по команде врачей даже шевелил рукой. Удивитесь, как такое возможно? Это операция с пробуждением очень сложная, но ставшая для ведущих белорусских нейрохирургов привычной. Она необходима, когда опухоль находится в зонах мозга, отвечающих, к примеру, за движение, зрение или речь.

Во время операции будят пациента, чтобы контролировать его двигательные и речевые способности, уточняет нейрохирург БСМП, доцент кафедры неврологии и нейрохирургии БГМУ Александр Боровский:

— Функциональное МРТ помогает выявить, рядом с какой зоной расположена опухоль. Врач, удаляя ее, в режиме реального времени с помощью нейронавигационного оборудования на мониторе следит за каждым своим движением. Системы нейромониторинга тем временем раздражают зону головного мозга. Наблюдая за реакцией пациента, нейрофизиолог командует, в каком направлении продолжать удаление.

У Юрия Лукашевича новообразование находилось в зоне движения кисти, поэтому во время операции ему нужно было ею шевелить.

— Удаляли опухоль и остановились в тот момент, когда увидели, что функция кисти только‑только начинает страдать, — объясняет Александр Боровский. — Благодаря операции с пробуждением у пациента нет никаких ограничений в движении.

— Конечно, волновался! — признается, собираясь на выписку, Юрий. — За 46 лет не было ни одной операции, а тут на головном мозге, да еще в сознании. Операция длилась три часа, но боли не чувствовал. Все началось буквально месяц назад: внезапно потерял сознание и попал в больницу. МРТ и КТ показали — опухоль.

Нейрохирургия — высокоспециализированная область медицины, а скорость ее развития определяется в том числе наличием дорогостоящего современного оборудования. Нейронавигационные и эндоскопические стойки, операционные микроскопы, ультразвуковой дезинтегратор, система нейромониторинга — в БСМП есть это и не только. В отделении 16 нейрохирургов — полный штат.

— В отделении работают врачи из Казахстана, Туркменистана, Грузии, — уточняет Александр Боровский. — Мы сами вырастили для себя эти кадры. Это бывшие ординаторы, которые учились на нашей кафедре и остались работать в Беларуси.

Жители других государств, преимущественно стран СНГ, обращаются в БСМП и за плановой помощью. Многие люди, в том числе из‑за рубежа, выбирают нейрохирургическое отделение за многопрофильность клиники. Здесь сильные реанимационные, кардиологические, травматологические, хирургические отделения. Поэтому если у пациента сопутствующая патология, помогут быстро и качественно.

Практика дружит с наукой

На базе нейрохирургического отделения работают две кафедры БГМУ. Поэтому практика в БСМП четко сопряжена с наукой, как подтверждение — различные разработки ученых, которые в этой клинике успешно применяются.

— Сотрудники кафедры под руководством профессора Александра Федулова создали совершенно новые методы не только для Беларуси, но и всего мира, — заявляет Александр Боровский. — Речь о фотодинамической терапии злокачественных новообразований головного мозга. Полностью их удалить практически невозможно, потому что вредоносные клетки от основного опухолевого узла расположены на расстоянии.
Как работает новый метод? Пациенту внутривенно вводят специальный отечественный препарат, который накапливается в клетках опухоли, при облучении лазером активируется и убивает их. Способ показал эффективность, помогает увеличить продолжительность жизни в полтора‑два раза.
Другим эффективным средством, который создали наши ученые, заинтересовалась фармакологическая корпорация из Швеции и уже приезжала за трансфером технологий. Речь об использовании эффективного химиопрепарата, который вводится локально в место удаленной опухоли. При этом без побочных эффектов.

— Также используем технику для чрескожного эндоскопического удаления грыж дисков, — поделился Александр Боровский. — Разрез в этом случае — меньше сантиметра. Еще в клинике создаем импланты для пластики дефектов черепа после трепанации. Готовим и распечатываем модель костного фрагмента, делаем из силикона пресс‑форму и отливаем ее.

Опять отечественная разработка. Для закрепления костных фрагментов и костей наши врачи используют краниофиксаторы. Импортные аналоги стоят порядка 70 евро за штуку. А мы полностью заместили импортные и постепенно выходим на рынок России и Казахстана.

basikirskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter