Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Нет страны и народа, которые последние десятки лет могли бы чувствовать себя в абсолютной безопасности. Военная сила вновь стала главным аргументом мировых центров решения вопросов. Как будто и не было миллионных потерь и ужасов Первой и Второй мировых войн. Теперь нас буквально накрыло информационной волной так называемого предчувствия третьей мировой войны, о котором только не сказал ленивый. И основания для опасений есть.
На совещании с руководящим составом государственных органов системы обеспечения национальной безопасности, 20 февраля 2024 года.
— Нет страны и народа, которые последние десятки лет могли бы чувствовать себя в абсолютной безопасности. Военная сила вновь стала главным аргументом мировых центров решения вопросов. Как будто и не было миллионных потерь и ужасов Первой и Второй мировых войн. Теперь нас буквально накрыло информационной волной так называемого предчувствия третьей мировой войны, о котором только не сказал ленивый. И основания для опасений есть.
На совещании с руководящим составом государственных органов системы обеспечения национальной безопасности, 20 февраля 2024 года.
Беженцы как товар?
Наш постпред при ОБСЕ Андрей Дапкюнас в обращении к членам этой некогда уважаемой организации сказал:— Уже скоро десятилетие, как Беларусь настойчиво призывает страны договориться о новой системе евразийской и евро-атлантической коллективной безопасности, разработать всеобъемлющий европейский мирный договор.
Да мало ли хороших инициатив, полезных всем и всем понятных, выдвигала Беларусь?! Начиная с предложений начала 1990‑х о создании безъядерной зоны во всей Европе. Точную цифру вам назовут в нашем МИД — там учет предложений строгий!
Помнится, автора этих строк пригласили как‑то лет двадцать тому на коллегию Министерства иностранных дел, где рассматривались варианты стратегических инициатив, которые могли бы обеспечить прорыв белорусской внешней политики к уму и сердцу западного политикума. Чтобы убедить того, что надо что‑то менять в Европе к лучшему. Среди прочих вариантов рассматривался и мой. Я предлагал «Минский процесс» (по аналогии с «Хельсинским процессом»), и по задумке он должен был стать «второй разрядкой», масштабным и разноплановым диалогом между Востоком и Западом на минской регулярной площадке и по всему спектру вопросов: от безопасности до информационного обмена. Тогда моему плану предпочли менее амбициозный проект «Беларусь против торговли людьми». Предпочли по той причине, что так будет проще убедить Запад сотрудничать, мол, кто же в здравом уме станет выступать за торговлю людьми?!
Сегодня, спустя много лет, мы воочию убедились, что Запад именно торговлю людьми превратил в свой политический бизнес, расшатывая с помощью войн Ближний Восток и укрепляя свою экономику рабочей силой беженцев, плывущей к нему через Средиземное море на свой страх и риск на утлых, часто тонущих лодчонках. Бегут ведь все больше высококвалифицированные африканцы, способные оплатить драконовские ценники современных торговцев «живым товаром».
Впрочем, западники не гнушаются и «мертвым товаром», который они уже из политического коварства постоянно выпихивают на белорусскую границу, пытаясь свалить свои издержки и свою вину на нашу невинную голову. Мы ведь давно предлагали вместе бороться против торговли людьми! Кому предлагали? Оказывается, торговцам людьми!
Разделяй и властвуй!
В ОБСЕ от безопасности и сотрудничества давно не осталось и следа, да и был ли он когда‑нибудь в таком благословенном сочетании? Что касается Европы, то она сейчас тоже раскалывается на два лагеря. А когда она была не расколота? Да всегда она делилась: на римлян и варваров, на галлов и готов, на правоверных и еретиков, на ведьм и инквизиторов, на космополитов и националистов, на чернь и вельмож… На социалистов и капиталистов. И наконец, на демократов и автократов. А теперь вот на русофобов и… Даже и не знаю, остались ли еще там нормальные люди?Похоже, суть не в названиях, не в теориях, а в принципе, изобретенном еще Филиппом Третьим, отцом Александра Македонского: «Разделяй и властвуй». Обязательно с восклицательным знаком, ибо этот принцип — святая святых Европы.
Так стоит ли тратить риторический пыл на такую Европу? Наверное, стоит, если мы хотим выиграть спор у Запада по очкам. Если мы хотим щелкнуть его по носу, мол, вот вы какие нехорошие! Вы только болтаете про мир и сотрудничество, в то время как долгих десять лет не замечаете вразумительных и дельных предложений Беларуси!
Все это верно с точки зрения чистой дипломатии и риторики. Да, друзья, спор мы выиграем, причем любой. Но кто будет считать победные очки? Запад или ОБСЕ? И как считать? Ведь у них давно нет никаких законов, а есть только мифические «правила», которые они сами же и выдумывают. По ходу игры и в угоду своей прихоти. И выгоде.
Искренность и справедливость
Дело в том, что у Запада тоже есть и дипломатия, и риторика. Но в отличие от нас у него еще есть… мракобесие. Старинное, привычное ему, въевшееся ему под кожу и в мозги сочетание мрака и бесов, которые его гложут и не дают стоять на месте. Ему чем лучше, тем хуже. Как говорил гитлеровский генерал из сериала «Семнадцать мгновений весны» — «Государствам претит статика». А значит, им нужна война — по европейским понятиям. И выдуманным «правилам».Ибо на Западе действует закон (уже не правило): чем ему лучше, чем больше мы предлагаем ему сотрудничество и демократию, тем большую уверенность и силу он в себе чувствует. А возросшая сила начинает его распирать, и он уже ищет для нее выход. В агрессии. Против нас же.
Лучше всего об этом сказал — и раскрыл всегдашнюю суть Запада — наш Президент: «Если мы, простите меня, сопли распустим и будем бороться за демократию и некую эфемерную свободу — вы увидели, какая у них «демократия»... Поэтому нам надо видеть свои цели, свои интересы, быть искренними, проводить политику справедливости. Тогда это будет единство нашего народа».
И сила нашего государства! И эффективность нашей внешней политики. Для нас уже давно отпала необходимость в риторических упражнениях. Хватит «чистой» дипломатии, «белой и пушистой», предложений ради предложений. Кого мы убеждаем в том, что мы хорошие? Мы сами это знаем, а наши оппоненты не хотят этого знать.
В дипломатии действуют сила и интересы. И если риторика не удваивает первое и не скрывает второе, то она абсолютно бесполезна.Зачем втягивать в диалог того, кто желает хватить вас дубиной по голове? Нужно искать себе дубину — только и всего. Или бежать от такого «диалога» во все ноги. Пока под ноги вам не попадется подходящая дубина.
И «Минский процесс», о котором я когда‑то мечтал, сегодня возможен только на наших условиях. И только тогда, когда о нем, как о пощаде, попросит сам Запад. Вот тогда наш МИД и разъяснит ему, во сколько ему станет его затягивание, проволочки, инсинуации и хамство.
А пока мы этого только добиваемся, только идем к своему торжеству — моральному, а не территориальному, — разговор у нас с Западом может быть только один. Простой и понятный, как у Евгения Баратынского в его стихотворении с символичным названием «Разуверение»:
Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!
И еще к Западу:
...Забудь бывалые мечты:
В душе моей одно волненье, а не любовь пробудишь ты.
Под волнением надо понимать возмущение. Подкрепленное нашей возросшей силой!
Вадим ЕЛФИМОВ, политолог, кандидат исторических наук.