Любая бытовая техника нуждается в тщательной проверке на безопасность.
С прилавка — на экспертизу
Пример чуткого отношения к потребителям в последние годы демонстрируют разве что мировые автогиганты. К примеру, несколько недель назад компания Volvo заявила об отзыве по всему миру 167.000 экземпляров модели XC60 2018 и 2019 годов выпуска для устранения проблемы с электроприводом двери багажника. А вот об отзывах кухонных комбайнов, музыкальных центров, электропаяльников и прочей бытовой техники что-то не слышно. Неужели все безопасно? Как бы не так!— Недавно мы закупили в рознице несколько потребительских электротехнических товаров — погружной электрокипятильник, фонарь, настольную электроплиту и другие изделия, — делится опытом председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша. — И передали на испытания в аккредитованную лабораторию. Вердикт малоутешителен: почти все закупленные и испытанные образцы признаны опасной продукцией. Более того, во время общественного наблюдения за торговлей нами были выявлены товары, внесенные в реестр опасной продукции, запрещенной к ввозу и обращению на территории Беларуси! Среди них стационарные светодиодные светильники, удлинители, выпрямители для волос…
Реестр опасной продукции ведет Госстандарт. В этом перечне многие десятки товарных позиций. Уже в 2019-м в него внесены электробритвы L’Ornay модели LA-2301 и фены Homestar модели HS-8009, не соответствующие требованиям ряда техрегламентов ТС, удлинитель с выключателем DUWI с маркировкой DUWI base ***, светодиодные лампы «Космос Экономик» LED 13W A60 E27 3000К... Много в реестре товаров для детей, продовольствия, иных изделий. Знают ли потребители о том, что все это вне закона? Вряд ли. А есть ли вероятность встретить такую продукцию если не в магазине, то в дальнем павильоне на рынке? Видимо, да, ведь к каждому продавцу проверяющего не приставишь.
— Недавно мы направили в Госстандарт письмо, в котором просим запустить механизм отзыва очередной партии опасной электропродукции, в том числе выпрямителей для волос, стационарных светодиодных светильников, кофемолок, — не теряет оптимизма Анна Суша. — Раньше Госстандарт, бывало, после таких обращений предписывал магазинам возвращать товары поставщикам. Но и внесение опасных изделий в реестр — уже неплохо.
Важен прецедент
По мнению директора центра испытаний и сертификации бытовой и промышленной продукции «БЕЛЛИС» Юрия Пашика, уровень качества импортной электротехники на нашем рынке сегодня низок:— Я не припомню, чтобы когда-нибудь на рынке было столько продукции, не соответствующей целому спектру требований, в том числе по безопасности, электромагнитной совместимости, энергоэффективности. Около 80% — гигантская цифра!
В качестве примера эксперт приводит светодиодные лампочки. Почти все они производятся в Юго-Восточной Азии. Обычно эти изделия выходят с китайского завода по цене 20—25 центов. Логистика от производителя до нашей розницы обходится примерно в 25% от стоимости товара. А в белорусских магазинах эти же лампочки продают по 2 доллара за штуку! С такой маржой даже после возврата большого количества брака поставщик не обеднеет. Между тем на постсоветском пространстве осталось всего два электроламповых завода — в Бресте и российском Саранске… Дальше — больше. Сертификаты соответствия на импортные электротехнические изделия в основном российского происхождения. В РФ, по словам директора ОАО «БЕЛЛИС», их выдают очень быстро, зачастую без соблюдения необходимых процедур, проведения надлежащих испытаний. В таком виде существующая система технического регулирования выполняет, скорее, негативную функцию, легализуя на рынке низкопробный товар, уверен эксперт.
Юрий Пашик говорит, что существующие запреты на реализацию изделий обойти легко: меняется артикул — и товар вновь поступает в продажу. Но как только закрепленная в законодательстве новация об отзыве продукции начнет применяться на практике, предприниматели и торговля пересмотрят свои взгляды на ассортимент.
— Мировая практика говорит о том, что 15—20% участников рынка будут соблюдать новые требования, примерно столько же никогда не будут их соблюдать на свой страх и риск, а все остальные станут подстраиваться под новые реалии, — считает эксперт. — Роль драйвера должны взять на себя органы государственного надзора. Как только бизнес увидит, что появился первый, второй, третий пример, — он сам разберется в ситуации.
У семи нянек…
Надзор за соблюдением обязательных технических регламентов ЕАЭС, помимо Госстандарта, сегодня ведут Минздрав, Минсельхозпрод, МАРТ, МЧС… Рядовой потребитель пока здесь слабо осведомлен. В Госстандарте для повышения эффективности госнадзора за оборотом потребительских товаров предлагают создать единую систему оповещения об опасной продукции.— Чтобы любой госорган, потребитель, общественная организация могли зайти на единый ресурс и узнать все о такой продукции, — прокомментировал данную инициативу начальник управления государственного надзора за техническими регламентами и метрологического контроля Игорь Буссель. — Там будут указаны нарушители, все признаки опасных товаров, размещены их фотографии. В такую систему смогут помещать информацию все надзорные органы.
Есть, впрочем, одно но. Сегодня надзорная деятельность заключается в первую очередь в принятии мер профилактического и предупредительного характера. Субъекты хозяйствования по результатам мониторинга получают не штрафные санкции, а рекомендации по устранению нарушений. Поэтому гарантий оперативного вывода с рынка опасной продукции пока все равно нет. Так кто и каким образом проконтролирует, отозван ли низкопробный ширпотреб? Вопрос открытый. И тема для дискуссии с участием всех заинтересованных сторон.
Юрий Пашик считает, что органы госуправления должны при выявлении опасной продукции в кратчайшие сроки изымать ее, требовать отзыва, запрещать, вносить в черный список, отменять сертификаты на нее. А также аннулировать аттестаты аккредитации организаций и требовать их исключения из единого реестра, если те неоднократно попадали в зону надзора, а также отменять все сертификаты, которые они выдавали.ВОПРОС РЕБРОМ
Кто попадает под раздачу?
Выявленная опасная продукция запрещается к ввозу и обращению на белорусском рынке. Параллельно приостанавливается действие выданных ранее на нее сертификатов и деклараций. В 2018 году такие меры коснулись главным образом импортных товаров, среди которых:
• импортные светодиодные светильники и лампы;
• сетевые зарядные устройства;
• удлинители;
• детская одежда и обувь;
• качели и мебель;
• игрушки;
• пищевая продукция.
nesterov@sb.by